fly

Войти Регистрация

Вход в аккаунт

Логин *
Пароль *
Запомнить меня

Создайте аккаунт

Пля, отмеченные звёздочкой (*) являются обязательными.
Имя *
Логин *
Пароль *
повторите пароль *
E-mail *
Повторите e-mail *
Captcha *
Апрель 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 1 2 3 4 5
1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Рейтинг 4.50 (3 Голосов)

К октябрю 1942 г.африканский корпус Роммеля и его итальянские союзники достигли максимума своих успехов в продвижении на восток. Хотя США уже были в состоянии войны с Германией почти год, их наземные войска пока так и не вступили в бой.Однако горстка американцев смогла найти себе место в рядах британской армии. Еще в июне 1941 г., разочарованные нежеланием правительства США вступать в войну, пятеро американцев прибыли в Великобританию и приступили к боевой подготовке.
Эти пятеро парней стали первыми из 18 американцев, которым предстояло служить в полку с громким названием King'sRoyalRifleCorps(Корпус Королевских Стрелков) во время ВМВ. Этот полк, также известный под номером 60, был впервые сформирован в американских владениях Британской Короны в 1756 г. для защиты колоний от атак французов и их индейских союзников. В полку могли служить уроженцы колоний, и хотя с обретением колониями независимости полк потерял связь с Америкой, в 1941 г. старинный прецедент был использован для обоснования приема на службу американцев.


Четверо из пяти американских добровольцев, за исключением Хейворда Каттинга (HeywardCutting) из Нью-Джерси, которому было только 19, совсем недавно закончили колледж. Каттинг вырос в Англии и рвался в бой, чтобы защитить страну, в которой у него было много друзей. Напротив, Роб Кокс (RobCox) из Нью-Джерси был прямым потомком одного из отцов-основателей США Роджера Шермана (RogerSherman). Ему не нравилось, что Америка стоит в стороне от мировой войны. Позднее, в своем письме матери, которое он просил вскрыть в случае своей смерти, он написал: «Поскольку Америка – это моя вера ... эта вера должна быть в движении или исчезнуть». Все добровольцы были недовольны политикой невмешательства, а весной 1941 г. Чак Болти (ChuckBolté) из Коннектикута, пришедший в ярость от появившихся в газетах фотографий нацистского флага над Акрополем, написал президенту Рузвельту письмо со словами: «Теперь ясно, что мы ждали достаточно долго». Дартмутская газета напечатала письмо Болти на первой странице, газеты по всей стране, выступавшие за вступление Америки в войну, перепечатали его, а сенатор от Нью-Джерси WilliamH. Smathersзачитал его в Конгрессе, и оно даже попало в его хроники (CongressionalRecord).Друг Болти Джек Бристер (JackBrister) из Пенсильвании бы начинающим писателем и журналистом. Он основал журнал и в первом же номере опубликовал статью с такими словами: «... Четыре месяца назад мы написали горький, сатирический, антивоенный памфлет. Мы написали его, потому что война оскорбляет наши глубоко укоренившиеся и абсолютно искренние убеждения... И теперь мы искренни в том, что сознательно возражаем против войны. Но мы также сознаем то, что Америка должна сражаться против Гитлера... Мы готовы. Готовы воевать. Готовы уничтожать. Готовы умереть, если будет необходимо». Калифорниец Билл Дёрки (BillDurkee) больше интересовался политикой и экономикой. Он отчетливо сознавал, что может принести миру победа нацистов, и был убежден в том, что Гитлера нужно остановить как можно быстрее...


Американские летчики-добровольцы присоединились к антигитлеровской борьбе еще в 1940 г., но эти пятеро ребят были первыми американцами, которые вступили в британские сухопутные войска. В июле 1941 они отправились в Галифакс (Канада) и далее за океан...В Англии пятеро молодых американцев стали объектом постоянного любопытства. Конечно, англичане знали о том, что американцы служат в Королевских ВВС, но пехотинцы были всем в диковинку. Для британцев, только что переживших самый тяжелый, смертельно опасный для страны период войны, эти ребята стали символом того, что Америка вскоре встанет рядом с ними в борьбе с нацизмом.  

Американцы ХейвордКаттинг, Джек Бристер и Чак Болти (слева направо) проходят военную подготовку в графстве Хэмпшир (Hampshire)

Посол США в Великобритании Уинант (JohnGilbertWinant) подружился с добровольцами. Для пятерки организовали экскурсии в Парламент, они встречались с британскими семьями, имеющими тесные связи с Америкой, их неоднократно фотографировали репортеры из департамента WarInformation, которые хорошо понимали пропагандистское значение присутствия в Англии этих парней.
Американцы прошли полный курс обучения: стройподготовку, стрельбу из винтовки и ручного пулемета Bren, вождение грузовиков и мотоциклов, ориентирование на местности и пр. Когда в конце июня 1941 г. они должны были вот-вот отправиться в Африку, Посол Уинант пригласил их на прощальный ужин в фешенебельный лондонский отель Claridge's. Дошло до того, что в прощальных посиделках с кофе и бренди принял участие министр иностранных дел Великобритании Энтони Иден (AnthonyEden).

Дорога в Египет заняла около двух месяцев, так как конвой с войсками был вынужден идти в обход африканского континента. После прибытия американцы продолжили боевую подготовку, изучив пулемет Vickers, Роб Кокс – новую 6-фунтовую пушку. Тем временем решающее сражение в войне в Северной Африке – Эль-Аламейн - приближалось. 8-я Армия вооруженных сил Великобритании готовилась к наступлению. Это была многонациональная армия: в ее составе были воинские подразделения из Австралии, Новой Зеландии, Франции, Южной Африки, Польши и Греции.
23 октября 1942 г. Джек Бристер готовился вступить в бой с находившимся под его началом взводом. Взвод входил 4-ю Бригаду Легких Бронемашин (LightArmoredBrigade) 7-й Бронетанковой Дивизии (ArmoredDivision) — знаменитых Крыс Пустыни (DesertRats). Неподалеку от него товарищ Бристера по колледжу Билл Дёрки тоже готовил свой взвод к наступлению. Это был канун Эль-Аламейнского сражения – поворотной точки в войне в Северной Африке... Находившаяся на южном фланге 7-я Дивизия намеревалась отвлечь на себя огневые средства противника с севера – основного направления атаки британцев. Там, на северном фланге, примерно в 20 милях позади линии фронта еще трое молодых американцев из состава 1-й Бронетанковой Дивизии готовились вступить в бой: Чак Болти, Роб Кокс и Хейворд Каттинг.   


23 октября 1942 г. в 21.40 началась артиллерийская подготовка к наступлению британцев на позиции немецко-итальянских войск – в бой вступили 882 орудия. Вслед за этим вперед стали выдвигаться разведывательные группы и саперы, которым предстояло расчистить путь танкам через минные поля.Немного продвинувшись вперед через расчищенные проходы в минных полях, 7-я Дивизия попала под ожесточенный огонь противника. Уже через сутки после начала наступления его взвод потерял 7 человек. Здесь, на юге, британцам предстояло потратить почти неделю на попытки преодолеть широкуюполосу минных полей, но, в итоге, их атака здесь была остановлена.


На северном фланге Кокс, Каттинг и Болти медленно продвигались вперед со своими взводами. Находясь в составе 7-й Моторизованной Бригады (MotorBrigade) 1-й Бронетанковой Дивизии, они должны были войти в зону прорыва вслед за частями 51-й Дивизии Горцев (HighlandDivision). Моторизованным частям предстояло продвинуться за пределы последнего минного поля, окопаться, создать противотанковую оборонительную линию и дать возможность подойти двигающимся вслед за ним танкам.


Однако, Горцы не сумели выйти на намеченный рубеж, и к 4.15 утра 24 октября Кокс, Каттинг и Болти со своими взводами оказались в пробке из машин и людей. Еще три дня и три ночи ушли на преодоление двух полос минных полей. Когда британцы столкнулись с третьей полосой, начался артобстрел такой силы, что даже для побывавших под огнем бойцов это стало неожиданностью... Уже после войны командир роты, в которой был Кокс, написал в своих неопубликованных мемуарах: «Есть за что серьезно критиковать Монтгомери – нас бросили вперед, но нам пришлость оставаться неподвижными между минными полями в пределах досягаемости вражеской артиллерии и нести бессмысленные потери. Это упрек самой личности Монтгомери, который до последних дней жизни утверждал, что во всем следовал своему плануи проклинал наших танкистов и их командующего за то, что они не пробили себе дорогу».
Слухи о скором продолжении атаки появлялись и исчезали, приходили противоречивые приказы. В ночь на 26 октября пришел новый приказ. Корпусу Королевских Стрелков предстояло атаковать два немецких укрепленных пункта на участке под названием KidneyRidge. В 9 вечера 2-й батальон преодолел последнее минное поле. В 11.30 британская артиллерия открыла огонь по позициям противника. Когда дым и пыль от разрывов снарядов рассеялись, британцы получили приказ покинуть машины. Когда Кокс и Каттинг спрыгнули на землю, они тут же попали под минометный и пулеметный огонь с расстояния всего в 70 метров. Грузовик с боеприпасами взлетел в воздух... Кокс попытался двинуться вперед со своими 6-фунтовыми орудиями, но британцы запутались в колючей проволоке. Через несколько минут Болти увидел как Кокс упал на землю с пулевым ранением в спину: вероятно, огонь вел немец, пропустивший британцев вперед, чтобы стрелять им вслед. Еще до рассвета Каттинг тоже был ранен в ноги пулеметной очередью. Он сумел довести свой джип до командного пункта роты и потерял сознание...Болти оставался целым и невредимым и с группой солдат из своей роты взял укрепленный пункт немцев. Однако его взвод оторвался от основной группы, попал под артобстрел и уже утром американец получил тяжелое осколочное ранение в бедро...

Рис. 3. Эль-Аламейн. Британская пехота атакует
На южном фланге первая попытка прорыва обороны противника была неудачной. Монтгомери решил сфокусировать свои усилия на северном фланге, и 30 октября 7-я Бронетанковая дивизия, в составе которой были Бристер и Дёрки, получила приказ повернуть на север. 31 октября дивизия расположилась примерно в 2-х км от линии фронта близ железнодорожной станции Эль-Аламейн. Настроение у всех было приподнятое, ходили слухи о скором прорыве обороны противника.


В ночь на 1 ноября начался второй мощный артобстрел позиций войск Оси. На следующий день 7-я Дивизия получила приказ готовиться к продвижению вперед, а 3 ноября тронулась в путь: на северном фланге войска противника были смяты, сражение было выиграно. Немецко-итальянские войска, преследуемые британцами, начали откатываться на запад. «Провел ночь на берегу моря, - записал в своем дневнике Бристер... – Сообщают, что противник спешит на запад. Если так, то, похоже, его артиллерия прикрывает отступление...» 6 ноября хлынул проливной дождь, замедлив продвижение британцев. «Провел ночь в каком-то сложенном из камня загоне для овец, - записал в дневнике Бристер. – Кажется, ливень вымочил меня до костей. Не спал и непрерывно трясся от холода всю ночь...»


Британцы, преследующие Африканский Корпус, оторвались от своих аэродромов и лишились воздушного прикрытия. В воздухе появились Штуки и Мессершмитты и обрушились на наступающие колонны 8-й Армии. 9 ноября, когда Дёрки и Бристер вели своих солдат по направлению к Газале вместе с 4-й Бригадой Легких Танков, их колонну атаковал Мессершмитт. Командир роты, в которую входил взвод Бристера, был ранен, а Дёрки получил множественные осколочные ранения коленей и был отправлен в тыловой госпиталь... Бристер принял участие в 2000-мильном марше на Тунис, который занял шесть месяцев. Кокс оправился от ран и уже в январе вернулся в строй. 2 февраля 1943 г. его часть вошла в Тунис, где приняла участие в сражении на линии Marethво второй половине марта 1943 г. и в окончательном разгроме войск стран Оси в Северной Африке.
Двое из пяти американцев, принявших участие в битве за Эль-Аламейн, сложили головы в Тунисе. 19 апреля 1943 г. Роб Кокс был убит немецким снайпером. К этому времени высадившиеся в Африке американские войска уже принимали активное участие в боях против немецко-итальянских войск, и Джек Бристер обратился к британскому командованию с просьбой перевести его в армию США. 14 апреля он написал заявление о том, что желает сражаться вместе с соотечественниками. 27 апреля пришло разрешение на перевод, но это случилось через два часа после того, как американец был убит осколком шального снаряда...


Хейворд Каттинг постепенно оправился от ран и в конце 1943 г. был переведен в Штаб Союзных Войск (AlliedForcesHeadquarters) в Италии. В августе 1945 г. он вернулся в США уже в чине майора. Билл Дёрки пролежал в госпитале в Александрии до апреля 1943 г. В июле он был эвакуирован в Англию, где посол Уинант нашел для него работу в своем ведомстве. Домой Каттинг вернулся только летом 1944 г.
Чак Болти после сражения за Эль-Аламейн ждал целый месяц, пока хирурги не приняли решениеоб ампутации его правой ноги. В ноябре он перенес операцию, а в июне 1943 г. вернулся в США. Здесь он принял активное участие в движении за права ветеранов и за мир и возглавил Комитет Американских Ветеранов. Он назвал своего сына JohnCoxBolté в память о двух погибших в Тунисе товарищах иим он посвятил свою первую книгу TheNewVeteran, когда стал писателем.

Оригинальный текст: RachelS. Cox. The Leading Edge: Americans at El Alamaein
Перевод и обработка: Владимир Крупник


Комментарии могут оставлять, только зарегистрированные пользователи.