fly

Войти Регистрация

Вход в аккаунт

Логин *
Пароль *
Запомнить меня

Создайте аккаунт

Пля, отмеченные звёздочкой (*) являются обязательными.
Имя *
Логин *
Пароль *
повторите пароль *
E-mail *
Повторите e-mail *
Captcha *
Апрель 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 1 2 3 4 5
1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Рейтинг 5.00 (2 Голосов)

Высадка на атолл Тарава стала первой на Тихоокеанском театре военных действий крупной десантной операцией американских вооруженных сил, в ходе которой они встретили ожесточенное сопротивление. Американцы потеряли убитыми и пропавшими без вести около 1000 человек, что вызвало волну возмущения в США и резкую критику действий командования в СМИ. Тем не менее, американцы в ходе этих боев приобрели ценный опыт взаимодействия танков и пехоты при преодолении хорошо подготовленной полосы береговой обороны …

Рис.1. Схематическая карта положения атолла Тарава в бассейне Тихого океана и карта атолла (остров Бетио – участок боев)
20 ноября 1943 г. в 9 часов утра военные корабли приостановили обстрел позиций японцев на северном берегу острова Бетио, входящего в атолл Тарава. Десантные суда, спущенные на воду с транспортов, двинулись в сторону острова, но находящаяся примерно в километре от берега цепочка рифов оказалась непреодолимым препятствием для всех десантных средств, кроме оснащенных гусеницами амфибий LVT (Landing Vehicle Tracked) Alligator/Аллигатор.  

Рис. 2. Слева - LVT выходит на берег (http://www.ibiblio.org/hyperwar/USMC/USMC-C-Tarawa/) и справа -LVT, выведенный из строя. Тарава (https://en.wikipedia.org/wiki/Battle_of_Tarawa)
Аллигаторы продвигались к берегу под сильным огнем японцев, многие из них были подбиты или получили множество пробоин, некоторые повернули назад к рифу, чтобы подобрать застрявших на нем морских пехотинцев (далее – морпехов - ВК). Однако большинство из них были повреждены столь сильно, что полностью потеряли плавучесть. Те, которым удалось добраться до берега, не смогли преодолеть волноприбойный уступ и оказать поддержку прижатым к земле морпехам, оказавшимся под непрерывным, убийственным, преимущественно пулеметным огнем противника без поддержки бронетехники.
Первой попыткой бросить в бой танки был спуск с застрявших на рифах десантных судов LCM (Landed Craft Mechanised) двух легких танков Стюарт (Stuart), которые были почти сразу же выведены из строя. Затем была предпринята попытка десантировать шесть танков Шерман (Sherman) 1-го взвода и штабной роты. Примерно в 10 утра (через 16 минут после высадки третьей волны морпехов) танки сошли на рифы, которые не смогли преодолеть десантные суда.

Рис.3. Модель LCM, с которого десантируется Шерман (http://megablitzandmore.blogspot.com/2012/01/history-of-airfix-hooo-afv-kits-part-7.html)
Глубина воды была больше 5 футов (1.5 м). Согласно руководству по эксплуатации танков Шерман максимальная глубина при форсировании водных преград не должна была превышать 40 дюймов (около 1 м). Проблема была в том, что главная электрораспределительная коробка находилась на дне башенной корзины, заливалась водой и выходила из строя, не давая команде возможности использовать даже пушку. Из шести танков, высадившихся на участке Красный Пляж 1 (Red Beach  1), один угодил в бомбовую воронку на поверхности рифа. До берега добралось, по разным источникам, от трех до пяти танков. Добравшись до берега, командир взвода 1-й лейтенант Эд Бэйл (Ed Bale) попытался преодолеть волноприбойный уступ, который местами достигал в высоту 4.5-5 футов (1.2-1.5 м). Первоначально планировалось, что уступ взорвут саперы, но, по воспоминаниям Бэйла, в тот день он их просто не видел. Ему пришлось послать морпеха из разведгруппы на поиски командира 1-го взвода лейтенанта Уильяма Шиди (William Sheedy) и привести к нему другие танки взвода, но морпех не вернулся. Уже после окончания боев его труп нашли рядом с трупом Шиди на пляже...  
Танки не могли оставаться на полосе пляжа из-за того, что она была буквально запружена людьми и поврежденными десантными судами. Бэйл решил продвинуться со своими танками по мелководью на запад и найти проход в волноприбойном уступе, но, маневрируя в воде, еще от одного до трех танков потеряли ход, вероятно, из-за электрозамыканий. В итоге из пяти или шести танков, высадившихся на участке Красный Пляж 1,  только две машины Шерман, которым танкисты присвоили имена собственные Сесилья (Cecilia) и Китайская Подруга (Chinese Gal) остались в строю. В конце концов, эти два танка нашли проход в береговом уступе между участками Красный Пляж 1 и Зеленый Пляж (Green).

Два танка начали продвигаться вглубь острова, чтобы отыскать еще остававшихся в живых морпехов. Из-за дыма и пыли продвижение было очень медленным. «Двое из моих ребят вызвались сойти на землю и повести нас за собой, отыскивая для нас цели. Но оба были убиты... Мы так и не увидели морпехов, но увидели множество убегающих японцев и начали обстреливать
их из пулеметов». Вскоре из за насыпи показался японский легкий танк 95 Ха-Го (95-Ha-Go). Танк Сесилья вступил с ним в бой, но выпущенный японцами снаряд разбил пушку американского танка и вывел из строя поворотный механизм башни. Сразу же после этого другой Шерман – Китайская Подруга - подбил японскую машину. Бэйлу пришлось отступить на участок Красный Пляж 1, чтобы оценить повреждения, нанесенные его танку, тогда как танк Китайская Подруга не вышел из боя.

На пляже Бэйл увидел, что использовать пушку больше не представляется возможным, решил в дальнейшем применять свой танк только как мобильное пулеметное гнездо и вернулся туда, где был танк Китайская Подруга. В 14.00 танкисты объединили усилия с морпехами 3-го батальона 2-го полка морской пехоты. Здесь, как вспоминал Бэйл, за одну минуту он вместе с командиром батальона майором Майклом Райаном (Michael Ryan) выработал тактику взаимодействия танков и пехоты, которую морпехи позднее будут использовать вплоть до окончания войны... Оба танка приступили к последовательному уничтожению ДОТов и разрушению укрепленных огневых точек противника. «Пехотинцы следовали за ними вплотную – метрах в 50 позади танков», - свидетельствует журнал боевых действий. «Мы трудились весь полдень, - вспоминал Бэйл, - а в 18.00 пехотинцы начали окапываться на ночь. Майк подошел ко мне и сказал: «Я собираюсь собрать все наши силы и отвести их отсюда на ночь». Я отвел оба танка почти к полосе пляжа. Офицеры собрали вместе всех морпехов, способных носить оружие, для защиты плацдарма. Весь боезапас 75-мм снарядов танкисты перегрузили на Китайскую Подругу.

8 танков двух других взводов высадились на участке Красный Пляж 3 (Red 3) метрах в 500 от берега. Один из них свалился в воронку от снаряда большого калибра, другие вышли к месту назначения и присоединились к пехоте командующего десантом полковника Шаупа (Shoup). Два танка пришли на помощь пехоте и помогли им пересечь неиспользуемую взлетную полосу около 13.00. Три танка начали обстреливать огневые точки противника, но уже через несколько минут на них обрушился артиллерийский огонь. Один из танков, маневрируя, свалился в воронку и вышел из строя (его вытащили только утром). Еще один танк был выведен из строя японцем, который подбежал к нему и прилепил к его надгусеничной полке магнитную мину.  

Четыре танка 3-го взвода, находясь под огнем японцев, выбрались на берег без потерь. Один получил повреждения (из строя выбыла радиостанция) после прямого попадания 75-мм снаряда. Танки двинулись вглубь острова без поддержки пехоты, что было ошибкой. В течение первого часа экипажу пришлось покинуть один из танков после прямого попадания 75-мм снаряда. Поскольку у японцев на Тараве не было противотанковых орудий большого калибра, они использовали для этого 75-мм зенитки. Маневрируя, пытаясь избежать попаданий тяжелых снарядов, танк командира взвода свалился в яму, выкопанную японцами для хранения бочек с авиабензином, и сгорел, правда, экипажу удалось спастись. Еще один танк был выведен из строя после двух прямых попаданий...

К концу 1-го дня, к 6 вечера, в строю у американцев остались танки
Сесилья (с разбитой пушкой) и Китайская Подруга на участке Красный Пляж 1, на участке
Красный Пляж 2 – танк Кобра (Cobra)  и еще один танк, свалившийся в воронку и извлеченный оттуда утром следующего дня. На участке Красный Пляж 3 остался танк Колорадо (Colorado), оставшийся в строю после нескольких попаданий в него артиллерийских снарядов.

Рис.4. Схематическая карта зоны боев - остров Бетио атолла Тарава. Взлетная полоса идет вдоль всей западной половины острова (источник: Archives and Special Collections; Library of the Marine Corps)

21 ноября, на второй день после высадки, танк Сесилья утром вел пулеметный огонь по японским позициям, маневрируя на мелководье, но вышел из строя после электрозамыкания, заехав в воронку. Бэйл нашел применение и вышедшим из строя танкам, приказав танкистам продолжать вести пулеметный огонь по японским позициям. Танк Китайская Подруга получил задачу расчистить путь для безопасного десантирования подкреплений на участке Зеленый Пляж. Танк двигался вместе с пехотой, обстреливая укрепленные пункты и останавливаясь при необходимости, давая морпехам возможность зачистить все возможные очаги сопротивления. Уже через два часа полоса берега шириной около 100 ярдов была полностью зачищена. Ближе к концу дня генерал Смит (Smith) приказал высадить здесь батальон пехоты и легкие танки.    

Утром 21-го ноября танк командира 2-го взвода, готовясь к атаке, перемещался вдоль берега и угодил в подводную воронку – разумеется, и этот танк был брошен экипажем. Остававшийся в строю танк этого взвода, поддерживая атакующую пехоту, уничтожил два пятидюймовых орудия и противника и до пяти ДОТов, но и сам был выведен из строя после 18(!) попаданий из противотанковых ружей. Однако морпехи, благодаря танковой поддержке, пересекли остров и вышли к его южному берегу.

Рис. 5. Очередной свалившийся в воронку Шерман... (http://tarawaontheweb.org/usmctank.htm)

Последний остающийся в строю танк 3-го взвода – Колорадо (командир Льюис Ларджи (Louis Largey)) – действовал вместе с батальоном майора Кроу (Crowe) на участке Красный Пляж 3. Танк не повторял прежних ошибок и продвигался исключительно вместе с пехотой в сопровождении бульдозера, немедленно засыпáвшего каждую уничтоженную огневую точку во избежание ее повторного использования врагом. Вспоминает морской пехотинец Даг Кроттс (Doug Crotts): «Все, что они (экипаж) тоже должны были увидеть, я показывал им своей винтовкой. Еще я показывал им на пальцах, в скольких ярдах от нас была эта точка». И танк пережил второй день, к ночи отойдя к пляжу...»

В итоге, к концу второго дня в строю у американцев остались танки Китайская Подруга и Колорадо. Однако плацдармы теперь твердо удерживались морскими пехотинцами.


Рис. 6. Вечер второго дня после высадки. Легкий танк Стюарт покидает застрявший на рифе LCM. Ему предстоит пройти по мелководью около 900 м, прежде чем он выберется на Зеленый Пляж. (https://www.nps.gov/parkhistory/online_books/wapa/extContent/usmc/pcn-190-003120-00/sec5.htm)

На третий день американцы продолжили подавление и зачистку огневых точек противника. Танк Китайская Подруга теперь поддерживали легкие танки Стюарт, которым приказали следовать за танком Шерман, вести огонь по своему разумению и уничтожать японских пехотинцев, пытающихся подобраться к танку с гранатами или миной. Танки должны были двигаться не более чем в 50 м впереди пехоты. По воспоминаниям Бэйла, все попытки японских пехотинцев подобраться к танкам или влезть на них успешно пресекались огнем морпехов. Примечательно, что танкисты Китайской Подруги были вынуждены использовать снаряды для 75-мм гаубиц, которые оказались вполне пригодны для стрельбы из танковой пушки. В 13.30 американцы были остановлены огнем тяжелых орудий мощного узла обороны. Им понадобилось полтора часа, чтобы подавить сопротивление японцев, при этом 37-мм орудия танков Стюарт оказались совершенно бесполезными... К концу дня, уничтожая одну огневую точку за другой, американцы вышли к восточной оконечности аэродрома.   

На участке Красный Пляж 3 на третий день продвижение американцев было чрезвычайно медленным, так как здесь было сконцентрировано множество огневых точек, прикрывающих друг друга. В частности, стальной ДОТ японцев был уничтожен следующим образом – танк Колорадо сблизился с ним и выстрелил прямо в амбразуру...

Рис.7. Танк Колорадо, по-видимому, вскоре после окончания последнего боя. На заднем плане – легкие танки Стюарт (http://tarawaontheweb.org/usmctank.htm)

Зачистка острова завершилась на следующий день, 23 ноября, к 13.30. С японской стороны в боях за Тараву уцелели лишь один японский офицер, 16 солдат и 129 рабочих-корейцев. Морская пехота США потеряла в боях 990 человек убитыми, умершими от ран и пропавшими без вести.  


 Рис. 8, 9. Слева – вероятно, танк Тадао Онуки, обнаруженный непосредственно возле штабного бункера; справа – один из японских танков, уничтоженных близ берега
(оба снимка - http://tarawaontheweb.org/japtank.htm)


Одним из уцелевших японцев оказался танкист Тадао Онуки (Tadao Onuki), опубликовавший воспоминания в 1970 г. Его танк 95 Ха-Го вместе с двумя другими в момент высадки находился близ бетонного штабного бункера. Уже во время артобстрела экипаж одного из танков получил серьезные ранения, так как дверка смотровой щели оказалась слишком широко открытой... Онуки проявил инициативу и выдвинул свой танк к берегу (судя по всему, участок Красный Пляж 3). Командир второго танка остался на исходной позиции. Несмотря на технические проблемы, Онуки сумел выдвинуться к берегу и открыл огонь по приближающимся морпехам: «... Моим огнем одно из десантных судов было подбито. Американские солдаты посыпались из него один за другим, прыгая в воду...» Вскоре Онуки увидел приближающуся к берегу группу из 8 танков... Однако, сразу после этого он услышал, как кто-то колотит прикладом по броне его танка. Это был моряк, передавший ему приказ срочно вернуться к штабному бункеру. Он вернулся и прошел в бункер, где один из офицеров разъяснил, что система связи больше не работает и ему предстоит стать «глазами и ушами» адмирала Шибасаки. Вернувшись к танку, он увидел, что двое членов его экипажа куда-то исчезли. Онуки заменил их на сержанта Шираиши (Shiraishi) - одного из раненых во время утреннего обстрела танкистов – и добровольца-моряка Оту (Ota)... Танковый двигатель опять отказался заводиться. Пока Онуки возился с двигателем, Ота разглядел надвигающуюся с юга волну американских пехотинцев. Японцы открыли огонь по противнику, двигатель заработал. Онуки вспоминал: «Ситуация ухудшалась. Штаб адмирала Шибасаки начал готовиться к перемещению на юг, на второй командный пункт, и нашему танку приказали прикрывать его отход. К этому моменту танк едва мог перемещаться из-за нехватки горючего. К перемещению готовились две группы, первая из них – во главе с адмиралом. Мне предстояло остаться со второй группой, чтобы отвести от него удар... Я с экипажем находился вне танка, когда рядом с ним упал снаряд корабельного орудия и взрыв унес двоих моих товарищей. Я не сумел найти даже их останки...»
Победа была достигнута американцами за счет больших потерь, но здесь была выработана тактика взаимодействия танков и пехоты при преодолении защищенного многочисленными огневыми точками острова. Этот опыт пригодился американцам позднее.     

Знаменитая фотография – морские пехотинцы, погибшие при высадке на атолл Тарава. На заднем плане – один из свалившихся в воронку танков Шерман, вышедших из строя на ранней стадии высадки (http://tarawaontheweb.org/usmctank.htm)

Перевод и компиляция – Владимир Крупник


Комментарии могут оставлять, только зарегистрированные пользователи.