fly

Войти Регистрация

Вход в аккаунт

Логин *
Пароль *
Запомнить меня

Создайте аккаунт

Пля, отмеченные звёздочкой (*) являются обязательными.
Имя *
Логин *
Пароль *
повторите пароль *
E-mail *
Повторите e-mail *
Captcha *
1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Рейтинг 4.93 (7 Голосов)

Эскадренный броненосец "Слава" после Моонзундского сражения, 1917 год.

Грустно, но факт: броненосец «Слава» был нелюбимым ребенком в морском флоте Российской империи. Его спустили на воду 19 августа 1903 года, но полностью завершили строительство спустя два года, в октябре 1905-го. К этой дате уже успело отгреметь Цусимское сражение, а эскадренный броненосец, даже не повоевав, морально устарел. 

Биография «Славы» не богата на яркие события и громкие победы. Впрочем, было несколько примечательных эпизодов. Например, в декабре 1908 года броненосец стал свидетелем землетрясения в сицилийском городе Мессина и помогал эвакуировать раненых в Неаполь. Двумя годами ранее участвовал в обстреле восставшей крепости Свеаборг. А в 1910 году после серьезной аварии в котельном отделении «Слава» был отбуксирован «Цесаревичем» в Тулон, где его год ремонтировала фирма с красивым иностранным названием Forges et Chantiers de la Mediterranee. Но все эти события были, в сущности, подготовкой к главной миссии «Славы» на земле. То есть, конечно, на море. 

Войну «Слава» встретил в составе Балтийского флота. Принимал активное участие в обороне Рижского залива: в августе 1915 года броненосцу затопили отсеки одного из бортов, чтобы создать искусственный крен в 3 градуса. Это позволило довести дальность стрельбы главного калибра до 16 500 метров. Той осенью «Слава» героически держал оборону вплоть до первого льда, после чего ушел на зимовку на остров Муху. В 1916 году броненосец модернизировали силами мастеровых Путиловского завода. Но даже обновленная броня и орудия не спасли «Славу» во время Моонзундского сражения в октябре 1917 года. 

17 октября в ходе боя вышли из строя орудия носовой башни главного калибра, после чего было принято решение развернуть броненосец вперед кормой и ввести в бой орудия кормовой башни. Но после полудня ситуация обострилась: «Слава» получил три попадания ниже ватерлинии. С каждой минутой осадка корабля увеличивалась, а шансы маневрировать на поверхности воды уменьшались. Когда корабль принял более 1000 тонн забортной воды, Начальник морских сил Рижского залива понял, что битва этого конкретного броненосца проиграна. 

Эскадренный миноносцы сняли со «Славы» членов экипажа. Броненосец был взорван и затоплен, причем так, чтобы преградить немецким кораблям выход из залива. План удался, русский флот беспрепятственно ушел на север, тыл ему прикрывал верный, хоть и потопленный товарищ... Собственно, фото с обстрелянным броненосцем сделано как раз перед тем, как его потопили. Хотя есть версия, что снимок относится к 1930-м, когда эстонцы разобрали «Славу» на металлолом.

Текст: Максим Рафштайн

 

21 января 1926 года в Ленинграде в ходе вскрытия могил русских царей оттуда изымаются и передаются государству драгоценности. 

По свидетельствам очевидцев, гробница Александра I оказалась пустой. В этом можно, очевидно, видеть подтверждение легенды, согласно которой смерть императора в Таганроге и погребение его тела было фикцией, им самим придуманной и инсценированной для того, чтобы остаток жизни окончить в Сибири старцем-отшельником.

 

На фото - временный мавзолей с траурными венками. 27 января 1924 г. Фото: РГАСПИ. https://cdnimg.rg.ru/img/content/149/10/20/lenin1_d_8..

19 января 1924 г. в Москве, в Большом театре, открылся XI Всероссийский съезд Советов. В зале присутствовало более полутора тысячи делегатов. В повестке дня съезда находились важнейшие вопросы хозяйственной жизни страны: переход к лучшим формам землепользования и развитию рыночных отношений в сельском хозяйстве; дальнейшее улучшение условий и охраны труда в промышленности и на транспорте; борьба с безработицей и ликвидация неграмотности; рассмотрение и утверждение бюджета РСФСР; наконец - доклад о союзной Конституции и разработка новой Конституции РСФСР.

22 января напряженная работа съезда была неожиданно прервана. Всероссийский староста М.И. Калинин сообщил трагическую весть - умер председатель Совнаркома В.И. Ленин. Как свидетельствуют очевидцы, в зале послышались испуганные возгласы; в президиуме съезда Г.Е. Зиновьев и Л.Б. Каменев, уронив головы на стол, плакали, как дети. Съезд обратился с воззванием "Ко всем трудящимся", в котором призывал к единству и сплоченности. Заседания съезда были прерваны на неделю. Руководители партии и государства спешно направились в подмосковные Горки, куда уже стихийно началось массовое паломничество крестьян из ближайших сел и деревень. 

В тот же день, 22 января, насколько позволяют выяснить документы и материалы, первыми из числа религиозных деятелей, откликнувшихся на смерть Ленина, стали представители мусульманских организаций: Центрального духовного управления и соборной мечети Москвы, обратившиеся к Калинину и Каменеву с выражением "глубочайших скорби и соболезнования" по случаю смерти "великого печальника... и вождя всех угнетенных Владимира Ильича Ленина, вдохновителя всего мусульманского мира в борьбе за освобождение от угнетателей".

23 января от станции Герасимовская (ныне Ленинская) в Москву отправился траурный поезд, который вел официальный паровоз Ленина У-127. За восемь месяцев до трагических событий Ильич был назначен его старшим машинистом. В багажном вагоне N 1691 находился гроб с телом покойного. Состав прибыл на Павелецкий вокзал, где был встречен огромной толпой. Отсюда гроб доставлен в Дом Союзов и установлен в Колонном зале, где в течение пяти дней и ночей проходило прощание с усопшим, на которое пришли до полумиллиона человек.

В дни прощания с Ильичом страна погрузилась в атмосферу народной скорби, острого ощущения невосполнимости утраты, повсеместно проходили траурные митинги, демонстрации и иные церемонии, собрания рабочих, крестьян, военнослужащих, студентов, учащихся. Это был первый опыт общенационального оплакивания общих для всех горестных лет, включивших в себя мировую войну, революции, гражданское кровавое противостояние, голод, эпидемии. 

Закрытые сводки ГПУ тех дней содержат различную информацию о настроениях населения. В них можно прочитать не только о тысячах и тысячах вступавших в партию, о клятвах коммунистов и комсомольцев "продолжить дело Ленина", о заявлениях беспартийных крепить союз с партией, но и сведения на религиозную тематику. В частности, сообщалось о богослужениях, молебнах с "поминовением новопреставленного раба Божьего Владимира" при большом стечении народа; о многочисленных случаях, когда крестьяне, проезжая мимо зданий с вывешенными портретами Ленина, крестились, и желали ему "царствия небесного".

24 января Патриарх Московский и всея Руси Тихон и члены Священного Синода при нем - митрополиты Тихон (Оболенский), Серафим (Александров) и Петр (Полянский) - через газету "Известия" выразили "соболезнование правительству Союза Советских Республик по поводу тяжкой утраты, понесенной им в лице неожиданно скончавшегося председателя Совета народных комиссаров В.И. Ульянова (Ленина)"2. 

Редкие фотографии Ленина представят на выставке в Великобритании 
Известно, что к Патриарху Тихону обратилось множество приходов и мирян с вопросом: могут ли они служить панихиду по Владимиру Ильичу? Из опубликованной в газете "Вечерняя Москва" беседы корреспондента с патриархом разъяснялась его позиция: "Владимир Ильич Ленин не отлучен от православной церкви высшей церковной властью, и потому всякий верующий имеет право и возможность поминать его. Идейно мы с Владимиром Ильичем Лениным, конечно, расходились, но я имею сведения о нем как о человеке добрейшей и поистине христианской души. Я считал бы оскорблением памяти Ленина, его близких и семьи, если бы православное духовенство участвовало в похоронах, ибо Ленин никогда не выражал желания, чтобы православное духовенство провожало его тело".

Стоит напомнить, что для тогдашней советской власти Тихон - это "бывший патриарх". В качестве "законной" власти в Православной Церкви признавался обновленческий Синод. От имени этого "законного" органа в ЦИК СССР, к Калинину, обращался митрополит Евдоким (Мещерский). Приводили газеты и мнение Евдокима о Ленине-атеисте. В частности, такие его слова: "В заграничной, главным образом, белогвардейско-эмигрантской прессе Ленин изображался как неистовый гонитель и ненавистник православной церкви и религии вообще. Это в корне неверно. Ленин относился к верующим в высшей степени справедливо и беспристрастно и боролся только с преступниками в рясе. Те, кто ныне клевещут на Ленина, не оригинальны: они просто повторяют давным-давно "выплеснутое" и тогда же опровергнутое". 

Кроме него, к Калинину обращался епископ Антонин (Грановский), возглавлявший обновленческую группу "Союз церковного возрождения" и соболезновавший "неожиданной остановке того сердца, которое билось за трудящихся и бедняков". 

Состоявшееся в Московской богословской (обновленческой) академии собрание учащихся и учащих вынесло специальную резолюцию, в которой было "постановлено" "остаться верными высоким заветам В.И. Ленина, отдать свои силы моральному воспитанию верующих масс и проведению в народные массы ... истинной свободы трудящихся". 

Обращался с письмом к Калинину и известный обновленческий протоиерей Александр Введенский с присущим ему экстатическим и метафорическим стилем: "Мы, борцы за свободу церкви, верим, что дело Ленина не умрет с его телом, что та правда Всемирного братства, пророком которого был он, озарит весь мир". 

В дни прощания с Лениным во ВЦИК и ЦИК СССР направили письма-сожаления представители протестантских церквей. Совет Всероссийского союза христиан-адвентистов седьмого дня особенно подчеркивал, что именно при жизни Ленина принята Конституция, провозгласившая "принципы свободы совести, религиозной и антирелигиозной пропаганды", и выражавшие надежду, что и в последующем "его заветы будут продолжать жить в словах и деяниях" его последователей. А лидер евангельских христиан И.С. Проханов от имени Всесоюзного совета в телеграмме Зиновьеву выразил "глубокую скорбь". Полностью по ссылке , там же сканы и тексты документов https://rg.ru/2018/01/21/rodina-lenin.html

 

 

Генри Форд принимает Большой крест ордена Заслуг германского орла от официальных представителей нацистской Германии, 1938 год. «Генри Форда я считаю своим вдохновителем», — отзывался о нем Адольф Гитлер.

 

 

3 января 1894 года в деревне Карповка ныне Бугурусланского района Оренбургской области родился советский военачальник, генерал-лейтенант Василий Дмитриевич Крючёнкин.

В 1915 году был призван в армию. В звании младшего унтер-офицера и на должности командира полуроты принимал участие в Первой мировой войне на Западном фронте.

В 1917 году перешёл на сторону Красной гвардии, а в 1918 году вступил в ряды РККА. Во время Гражданской войны Крючёнкин воевал на Восточном, Южном и Западном фронтах в должностях командира кавалерийского взвода, эскадрона, а также помощника командира и командиром кавалерийского полка.

В 1923 году закончил Киевскую объединённую школу, в 1926 году — Курсы усовершенствования командного состава (КУКС), в 1935 году — кавалерийские курсы усовершенствования командного состава (ККУКС) при Военной академии им. М.В. Фрунзе.

Шёл 1924 год. Конники вели с басмачами трудные, изнурительные бои, сутками не слезая с коней. Это была трудная война в пустыне: жара, недостаток воды, бездорожье...

В январе конный отряд в составе 350 человек под командованием заместителя командира 64-го кавалерийского полка В.Д. Крючёнкина получил команду: выступить в район речки Сурхан к Бабатагским горам, чтобы немедленно ликвидировать там басмаческую банду, которую выследили разведчики. В отряде было два станковых и четыре ручных пулемёта, у каждого бойца сабля и винтовка с двумя сотнями патронов, по две ручных гранаты.

С диким свистом и гиканьем пошла в атаку лава басмачей... Бой длился с 11 утра до 8 часов вечера. Утрачен счёт вражеским атакам, на исходе боеприпасы.

Увлёкшись боем, Василий не сразу заметил, как оказался в окружении басмачей. Их было много. Вокруг неистовствовал бой... Свист пуль... разрывы гранат... треск пулеметов... ржание вздыбленных лошадей... крики команд... стоны раненых... скрежет и молнии сабель... перекошенные окровавленные лица... тучи песка, забивающего дыхание... льющаяся кровь и заливающий глаза пот...

Крючёнкина от занесённой над его головой сабли, когда он от ран уже еле держался в седле, спас его коновод. Он принял бой на себя, точными смертельными сабельными ударами защищая командира от наседавших басмачей. Обливаясь кровью, проскакав ещё несколько десятков метров, Василий обессилено повалился на землю вместе со своим конём – Красавчиком. Конь придавил командира, и это спасло ему жизнь – враги оставили его, считая погибшим...

Банда Ибрагим-бека была разбита. Но пятнадцать сабельных ран, полученных в этом бою, навсегда остались на теле и лице краскома Крюченкина.

По матриалам группы ВК , «Кавалерия РККА».

 

 

 Его фото стало одним из символов Первой Мировой, трудно найти книгу (особенно повествующую о "Битве за Пашендейл") без нее. На фото огромный человечище с безумным взглядом посреди кучи военного барахла, на голове немецкая фуражка, в руках пачка денег, рядом сумка с трофеями. Знакомьтесь, Джон Барни Хинес. Пес Войны.

Джон родился в 1873 году где-то в рабочей клоаке Ливерпуля, о его ранних годах мало что известно. В 14 лет он записался в армию (тогда еще было можно при согласии родителей), но по жалобе матери (отец неизвестен) был уволен, в 16 записался на флот, но после приступа малярии был уволен через год. Уехал в Южную Африку, где как раз началась "золотая лихорадка", во время Бурской войны работал проводником для британской армии, потом уехал в Новую Зеландию, потом в Австралию, список его профессий все увеличивался, моряк торгового флота, пожарный, дровосек, ныряльщик, землекоп, так же он практически с ног до головы покрыл себя разнообразными татуировками. Считается, что он был малограмотным и слабоумным и едва-едва мог написать собственное имя. 

Когда началась Первая Мировая он решил, несмотря на свой возраст, пойти воевать, на призывном пункте 24 августа 1915 года он сообщил, что ему 28, но в затянувшемся патриотическом угаре ему не стали задавать много вопросов. Первая попытка в итоге все же кончилась ничем, в январе 1916 он был уволен как негодный к службе по медицинским причинам. Однако уже 8 мая он вновь записался в войска, на этот раз, правда указав свой возраст 36 лет и 7 месяцев, что тоже было неправдой, но хотя бы уже ближе к истине. Летом 1916 австралийские вооруженные силы были уже не столь привередливы к здоровью и повадкам солдат и в конце августа 1916 года он убыл в Европу вместе с 45 батальоном. После учений в Англии, в марте 1917 их перебросили на Континент. 

Барни Хинес был страшным бойцом и очень, очень странным человеком, его товарищи и командование все время разрывались между желанием иметь его поближе к себе в бою и расстрелять когда бои заканчивались. Он был абсолютно неуправляем и не предсказуем. 

По дороге в окопы он однажды выбежал из строя и попытался поцеловать в засос китайца из рабочей команды, ремонтировавшей дорогу (китайцев для этих целей англичане завозили в Европу в промышленных количествах). Китаец попытался убежать и был сбит грузовиком. Он регулярно уходил в самоволки, пил, дрался с военной полицией, и посылал куда подальше абсолютно всех кто был старше его по званию, однажды он даже украл лошадь и продал ее за бутылку виски. Его судили военным судом в общей сложности 9 раз и множество раз просто штрафовали, количество раз когда запросы на его повышение в звании просто выкидывались в помойку просто неперечесть. 

А в бою он был абосолютно страшен. В бой он всегда ходил с двумя гигантскими сумками ручных гранат и пулеметом Льюиса и казалось был абсолютно неостановим. Во время боев за Мессины он в одиночку уничтожил немецкий бункер и взял в плен 63 немца, при Зоннебеке он так же в одиночку уничтожил немецкий ДОТ с 20 солдатами внутри а на обратном пути взял в плен еще десятерых. При Пашендале в его окоп попал снаряд, он пролетел 20 метров и потерял обувь, но вернулся в окоп и в одниночку со своим Льюисом весь день отбивал немецкие атаки пока не истек кровью от очередного ранения. Чуть ли не каждую ночь он в одиночку выходил в рейды, уничтожая немецкие аванпосты (ну и еще по двум причинам о чем далее). Еще одной его чертой было то, что несмотря ни на какой огонь он всегда выносил из под огня раненных и хоронил убитых, несмотря ни на что никто не должен был быть оставлен, он добровольно лазил по ночам по нейтралке вытаскивая убитых и ранненых в свои окопы. 

Еще одной странностью Хинеса было неумеренное собирательство, после каждого боя он обшаривал карманы убитых и пленных немцев в поисках очередных ценностей. Немалое количество его одиночных рейдов и были как раз рейдами за барахлом. Он неустанно накапливал все больше и больше добра. На знаменитом фото он был как раз запечатлен за учетом "трофеев" после боя за "Лес Полигон". В тот день он насобирал: 4000 франков и более миллиона немецких оккупационных марок, золотые женские серьги, золотое кольцо, брошь с бриллиантом, дюжину часов, несколько табакерок с портретами немецких монархов (одна из них как раз видна на фото), полподсумка железных крестов и множество другого менее ценного добра. Эта странность Хинеса была широко известна и он получил кличку "Король Сувениров". Свои ценности Барни активно продавал (тем более жалованья его регулярно лишали за очередные выходки). Если тебе был нужен цейсовский бинокль, офицерский маузер, новые часы или какой-нибудь другой трофей, Хинес тебе его с радостью продаст за наличность или выпивку. Знаменитое фото сделало его фронтовой супер-звездой, говорят кайзер Вильгельм, увидевший это фото очень и очень разозлился, но Барни было явно не до славы, он убивал немцев, а потом грабил их. 

В марте 1918-го во время очередных боев, он получил газовое отравление, временную слепоту и был отправлен в тыл. Когда госпиталь подвергся атаке немецких самолетов, полуживой Хинес почти сутки помогал медперсоналу эвакуировать госпиталь. Осенью 1918 его отправили обратно в Австралию. Некоторое время он бродил по сельской местности в поисках работы, а потом поселился в пригороде Сиднея в хижине из мусора вокруг которой он установил шесты с надетыми на них немецкими касками. Жил очень бедно, на маленькую пенсию, редкие продажи оставшихся у него трофеев, время от времени перебивался случайными заработками. Но в то же время, каждую неделю он приносил в ближайщий военный госпиталь по корзине фруктов с деревьев росших вокруг его хижины для ветеранов, проходивших там лечение. 

В начале 30-ых его история попала в несколько австралийских газет и многие ветераны отправляли ему деньги в помощь. 

Барни откомментировал это просто "Я запомню этих ребят, что присмотреть за ними на следующей войне". Когда следующая война действительно началась он как в ни в чем не бывало пошел опять записываться "Чтобы убить еще немного гуннов" (ну и наверное облегчить их карманы). Но к его большому огорчению 60-летних в войска совсем не брали, несмотря на заверения что но может быть смертоносней, чем рота желторотиков. 

Джон Хинес умер в 1958 году в возрасте 85 лет в том самом госпитале, куда он много лет носил фрукты. Он был похоронен в безымянной могиле и лишь в 1971 году стараниями австралийских ветеранских организаций на его могиле был установлен памятник. В начале 200-ых улица, на которой когда-то стояла его лачуга была переименована в его честь, а в ближайшем парке был установлен памятник.

 

Многие, в том числе и некоторые словари, ошибочно считают, что жаргонное выражение "на хазу" ("пошли на хазу", "сидим на хазе" и т.п.) пришло в наш язык из уголовного мира.
Ничего подобного - оно пришло с Восточного фронта Первой мировой войны. Уже с 1915 года оно прочно прижилось в русских окопах. Выражение прекрасно переводится с венгерского: "медем хаза!" - кричали гонведы нашим солдатам при братаниях, "пошли домой!". Запомнить легко, и когда в дальнейшем наши просили венгров не стрелять, то кричали: "Сервус, мадьяр, медем хаза!" - "Привет, мадьяр, пошли домой!".
Ну а так как свалить домой мечтало абсолютное большинство солдат той войны, то выражение "потопать на хазу" сначала означало "дезертировать", а потом и просто: бростить фронт, да пойти домой. В 1917-м "на хазу" топали уже миллионы солдат - привет, выражение вошло в русский язык.

Один из первых случаев братания, кстати, зафиксирован венгерскими источниками в ночь с 3 на 4 апреля 1915 года. Русские солдаты повели себя очень неожиданно и венгерские офицеры не знали как реагировать (православного календаря в австро-венгерской армии не было и предположить, что русские накидались по случаю пасхи, венгры так сразу не могли). Случилось это в Польше, где на линии Марьяновка-Константинов держал фронт 82-й Секейский пехотный полк 33-й бригады 16-й дивизии. В ЖБД полка это описано так:
"Несколько безоружных русских солдат приблизились к нашим позициям и громко закричали, чтобы наши солдаты не стреляли, потому что сами они не будут больше стрелять ни днем ни ночью. Их просьба была исполнена, но солдатам было запрещено покидать окопы. Визит русских повторился днем".
А спустя всего две недели, в том же районе, бухие русские (уже не знаю по случаю чего, но что бухие - никаких сомнений) навестили расположение 4-го гонведского гусарского полка. Как записал 15 апреля в своем дневнике гусар Имре Банхедьеши: "русские пришли с разными подарками, повеселились у нас и ушли. Наши тоже ходили в гости к русским, и те их с радостью принимали у себя".

Оба случая приведены со ссылками на архив Военно-исторического института ВНА в предисловии Енё Дьёркеи к сборнику документов "Венгерские интернационалисты в Великой Октябрьской социалистической революции", М., 1959. (via)


Комментарии могут оставлять, только зарегистрированные пользователи.