fly

Войти Регистрация

Вход в аккаунт

Логин *
Пароль *
Запомнить меня

Создайте аккаунт

Пля, отмеченные звёздочкой (*) являются обязательными.
Имя *
Логин *
Пароль *
повторите пароль *
E-mail *
Повторите e-mail *
Captcha *
Апрель 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 1 2 3 4 5
1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Рейтинг 5.00 (2 Голосов)

Адмирал Головко. 
Единственный командующий, который начал войну 17 июня 1941 года. 

Адмирал Арсений Головко был одним из немногих, кто ослушался приказа Москвы не отвечать на воздушные провокации немцев и ударил по немецким самолетам-разведчикам за 5 дней до начала войны. 

Головко стал командующим Северным флотом в 34 года. Когда началась война, он не позволил врагу уничтожить вверенный ему флот и сделал все, чтобы не пустить войска вермахта на Кольский полуостров. Восемьдесят пять раз он вручал «Золотую звезду Героя Советского Союза» краснофлотцам и офицерам, но сам так и не был удостоен этого высокого звания даже посмертно.

Командующий Амурской флотилии Арсений Григорьевич Головко приехал в Москву по распоряжению народного комиссара ВМФ Николая Кузнецова. В штабе он получил приказ ожидания вызова, и он ждал его 6 дней. Наконец ему сообщили, что он срочно должен явиться в Кремль к Сталину. Их ждали. Головко впервые так близко увидел Сталина и членов Политбюро. Под пытливыми, изучающими взглядами смутился, стал выглядеть еще моложе. Нарком флота рассказал о Головко. Хотя ему всего 34 года, моряк он опытный. На флоте прослужил 13 лет. Служил матросом, младшим командиром, штурманом, минером, помощником командира миноносца, командиром дивизиона торпедных катеров, начальником штаба бригады, командиром дивизиона миноносцев, начальником штаба флота, командовал флотилией. Побывал за это время на Балтике и Черном море, Каспии и Тихом океане, на Севере и на Амуре. За плечами училище и академия. Имеет и кое-какой боевой опыт: добровольцем сражался в Испании, был там советником командира республиканской военно-морской базы. Думающий, инициативный и волевой командир.

Только после этого речь пошла о Севере.
- Предложено назначить вас командующим Северным флотом, - сказал Сталин. Театр важный, очень сложный, открытый, по-настоящему океанский театр, не в пример Балтике или Черному морю. И не надо забывать, что во время различных войн в западных и южных европейских водах связь между западными государствами и Россией была более обеспеченной по северному направлению, нежели через балтийские порты...
Сталин подошел поближе, спросил, глядя прямо в глаза:
- Так что же, значит, товарищ Головко берется за это дело?
- Буду стараться, - отозвался Головко. - Но не знаю, как у меня выйдет...
- Должно выйти. Вы отвечаете перед страной, перед партией. 
Так неожиданно для себя Арсений Головко стал командующим Северным флотом.

7 августа 1940 года Головко принял командование флотом. На то время основу военно-морского флота составляли эсминцы, которые нуждались в ремонте, а судоремонтной базы у Северного флота поблизости не было. Из 15 подводных лодок только 6 могли действовать недалеко от своих баз. Два минных тральщика были самодельные, переоборудованные их рыболовных траулеров. Кроме того негде было разместить штабы, и покормить личный состав, и это в тяжелейших условиях крайнего севера.

Тогда в 1940 году никто не предполагал, что именно здесь разыграется два важнейших морских события Второй мировой войны. Чуть позже Гитлер заявит, что центр войны в Европе перемещается к берегам Норвегии.

С начала 1941 года разведка сообщала о наращивании численности немецко-фашистских войск у государственной границы СССР. Головко понимал, что война стучится в двери и старался привести корабли и личный состав в максимальную боевую готовность.
В полдень 17 июня 1941 года над Кольским заливом появился немецкий самолет. Летел он низко, оперативный дежурный, выглянувший из окна, разглядел даже летчика в кабине. Фашист пролетел над бухтой Полярного, Кольским заливом, Ваенгой и.., спокойно ушел восвояси. Командующий бушевал: почему не стреляли батареи, почему не подняты истребители? Командиры признались: боялись что-нибудь напутать, ведь с Германией договор...
- Никакой договор не отменяет инструкцию: пресекать любое нарушение границы!
Командующий объезжает батареи, аэродромы. Указание категорическое: появятся неизвестные самолеты - сбивать! В конце суток фашистские самолеты показались снова. На этот раз их встретил дружный огонь. Правда, безрезультатный - гитлеровцы летели на высоте свыше 7 тысяч метров.
Из Москвы пока не было указаний. Головко на свой страх и риск переводит флот на повышенную готовность. До объявления войны оставалось еще пять дней, а на Севере корабли уже выходили в боевой дозор, направлялись на боевые позиции подводные лодки, на аэродромах летчики дежурных истребителей сидели в кабинах, готовые к вылету по первому сигналу.

По вопросам сухопутной обороны Северный флот оперативно подчинялся Ленинградскому военному округу. Головко встречается с командующим округом, договаривается о совместных действиях.

Дневниковая запись адмирала:
"21 июня. В течение суток над нашей территорией появились два фашистских самолета - один у полуострова Рыбачьего, второй в районе Териберки. Это значит, что гитлеровцы просматривают побережье Мурмана. Думаю, что они хотят выяснить, идут ли у нас перевозки из Белого моря и готовимся ли мы к отражению удара. Над Кольским заливом чужих самолетов не было, поэтому обошлось без воздушных тревог и стрельбы зениток.
...Просмотрел за чаем вечернюю сводку. Привлекли внимание данные воздушной разведки. В течение дня были обнаружены; на подходах к губе Петсамо тральщики; в самом порту, на рейде, пятнадцать тральщиков; на рейде Варде - транспорт; в Перс-фиорде - транспорт. В общей сложности за сутки из Петсамо вышли восемь транспортов и вошли в гавань три транспорта, два рыболовных траулера и один сторожевой катер.
Пока размышлял над сводкой, принесли радиограмму особой срочности.
Николаев, Кучеров и заглянувший "на всякий случай" Торик забыли про чай, когда я начал читать вслух радиограмму. В ней официально сообщалось, что немецко-фашистское командование стянуло войска (около двухсот дивизий) к нашей границе и что с часу на час надо ожидать их вторжения на территорию Советского Союза. Нам предписывалось перевести все части флота на повышенную готовность. Но фактически флот уже в этой готовности. Остается, как только последует сигнал о всеобщей мобилизации, принять положенные по мобплану различные вспомогательные суда и помещения, а также запасников, приписанных к флоту.
Мало сил, недостаточно техники, но, по существу, мы готовы". Сигналом по флоту все корабли и части приводятся в готовность No. 1.

21 июня 1941 года в поселке Полярном было солнечно и тепло. Не было слышно сирен и воздушной тревоги. Ничто не предвещало войны. Вечером почти все население Полярного собралось в доме офицеров, куда на гастроли приехал московский театр. После спектакля руководители северного флота, не сговариваясь, пришли в штаб, где их ждала шифровка из Москвы. Из присутствующих оказалось, что никто не имел опыта управление флотом в военное время.

В четыре часа утра началась бомбардировка поселка Полярный. Белые ночи не давали возможность укрыться от самолетов. Люди выскакивали на улицы в поисках убежища. Первые жертвы, первая кровь и первая смерть. Целью немецких бомбардировщиков был северный флот, но он заблаговременно покинул главную базу еще 19 июня. По приказу командующего советские корабли, подводные лодки и катера рассредоточились и спрятались по бухтам Кольского залива.

Отовсюду поступали донесения о фашистских самолетах, о неопознанных силуэтах кораблей и о перископах подводных субмарин. Головко не знал, что происходит в стране. Сведения из главного военно-морского штаба не поступали. Командующий Северным флотом понимал, что в первую очередь фашисты попытаются захватить Мурманск. Головко нужны были люди для защиты вверенной ему территории, и он придумал, где их взять. Он отдал приказ вооружить заключенных, работавших на строительстве портовых сооружений и аэродромов, и сформировать из них строительные батальоны, а затем выдвинуть на передовую линию. Вскоре Берия пришел пожаловаться Сталину на действия командующего северным флотом. Он требовал наказать сорвавшегося мальчишку, который распоряжается его людьми. На что Сталин ответил: «Победителей не судят». Этой фразы он заткнул рты различным недоброжелателям. Кроме этого Сталин напомнил Берии, что адмирал Головко чуть ли не единственный из военачальников кто остановил немцев на своем направлении.

Фашистские дивизии на севере России продвинулись только на 40 километров от государственной границы, дальше врага не пустили. Уже в августе 1941 года для немецко-фашистских войск на севере был установлен непреодолимый рубеж ставший линией фронта на долгие три года.

http://www.e-reading.by/bookreader.php/39009/Milyutin_-_Admiral_Arseniii_Golovko.html


Комментарии   

# Quatro 2018-11-19 04:30
А командующий авиацией 14 армии и СФ Александр Кузнецов рассредоточил и замаскировал свою авиацию, спас ее от ударов немногочисленно го 5 воздушного флота Штумпфа. Ну и +непогода.

Комментарии могут оставлять, только зарегистрированные пользователи.