fly

Войти Регистрация

Вход в аккаунт

Логин *
Пароль *
Запомнить меня

Создайте аккаунт

Пля, отмеченные звёздочкой (*) являются обязательными.
Имя *
Логин *
Пароль *
повторите пароль *
E-mail *
Повторите e-mail *
Captcha *
1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Рейтинг 4.75 (6 Голосов)

Ошибки в определении немецкой техники вермахт

Этот год ознаменовался резким увеличением общего количества и доли сильнобронированных и вооруженных танков и САУ. В Советском Союзе еще с конца прошлого года это происходило с одной стороны за счет увеличения общего количества танков, а с другой за счет постепенной замены легких танков средними. При этом накопление опыта, улучшение организационных структур танковых соединений и рост качества танков увеличивали эффективность применения танковых войск РККА. Это не могло не вызвать ответ немецкой стороны, выразившийся в снятии с производства танков Pz.III и перевод дивизий на Pz.IV с длинноствольной 75-мм пушкой как основной танк, с последующей заменой одного батальона на танки Пантера. По идее танк Пантера должен был заменить и тройки, и четверки, но Пантеры так сильно задержались на старте, что тройки уже успели начать пропадать из дивизий до того, как Пантеры появились массово, о замене же четверок в 1943-м году и речи быть не могло из-за большого количества детских болезней нового танка.

 

Итак, что же показал нам в 1943-м году Вермахт:

Старые знакомые:

Танк Pz.III, бывший до этого основным средним танком, постепенно перестал устраивать немцев, в первую очередь из-за слабости его орудия. После того как выяснилось, что 75-мм длинноствольное орудие на него поставить значительно сложнее, чем на Pz.IV, у тройки было мало шансов остаться основным танком. В 1943-м году она была снята с производства (в этом году выпустили в общей сложности менее 250 троек с учетом машин с 75-мм короткоствольной пушкой, еще менее сотни переделали при ремонте более старых машин), и к операции Цитадель июля 1943-го года доля этих танков в дивизиях сократилась (во многих дивизиях количество четверок превысило количество троек).

Громкие битвы лета 1943-го года быстро сократили количество «троек» в Вермахте.
Основным танком становилась четверка с 80 мм лбом корпуса и 75-мм длинноствольной пушкой. Этот танк (равно как и тройка) получил бортовые экраны из неброневой стали, основным назначением которых была дестабилизация пуль ПТР и снятие поддона (рубашки) с их сердечника. Пуля ПТР с сердечником из карбида вольфрама пробивала 40 мм брони под прямым углом с дистанции 75 м (данные реальных обстрелов борта танка Пантера), 30 мм борт тройки или четверки был для нее достижим и с заметно больших дистанций и углов. Простое прибавление 5 мм к бортовой броне не оказывало такого сильного влияния, как эти экраны из обычной стали. В итоге танк Pz.IV изменился внешне до такой степени, что в советских документах иногда фигурировал под другой маркой (Тигр тип 4).

Бортовые экраны были надежной защитой только пока были на месте. Крепления не обеспечивали надежное удержание экранов. Эта проблема актуальна и поныне.
Нужно отметить, что вследствие наращивания толщин брони и мощи орудий немецкие танки получали и прибавку к массе, что постепенно начало сказываться на их надежности и ресурсе отдельных узлов и деталей (например резиновых бандажей опорных катков), хотя в целом танк Pz.IV не вызывал серьезных нареканий. Рост массы также вызывал падение динамических показателей, что заставило, например, изменить передаточное соотношение бортовых передач для увеличения тяги за счет максимальной скорости (и так не слишком-то большой).

Танк Pz.IV ausf.G с накладным 30 мм листом лба корпуса, бортовыми 5 мм экранами и дымовыми гранатометами на башне.
Не стоит думать, что его бронирование было ультимативным, - основное советское 45-мм орудие могло поражать его в 30 мм борт корпуса с дистанции более 500 м, а в 50 мм лоб башни с дистанции до 300 м (после введения новых остроголовых снарядов). Подкалиберные снаряды позволяли с дистанции в 200 м поражать и 80 мм лоб корпуса. Появившиеся в 1943-м году 45-мм орудия М-42 с увеличенной начальной скоростью снаряда могли поражать лоб башни уже и с 500 м, а лоб корпуса подкалиберным снарядом примерно с 350 м (данные по испытаниям обстрелом бортовой брони танка Тигр). 76,2-мм пушки обладали несколько большим могуществом снаряда, однако 80 мм лоб ими пробивался только с малых дистанций (по разным данным около 200-300 м). Тем не менее весь 1943-й год этот танк был заметной проблемой для наших танков и противотанковой обороны. Как мы видим, для уверенного пробития лба его корпуса силы основных танковых и противотанковых орудий РККА (45-мм и 76,2-мм) было недостаточно, при этом он был простым, надежным, выпускался в больших количествах и обладал способностью поражать любой советский танк на нормальных дистанциях боя.

Все большее значение в Вермахте приобретали САУ Штурмгешуц (StuG III) на базе танка Pz.III с длинноствольной 75-мм пушкой и лобовой броней в 80 мм. Также как и танки, эти машины обзавелись бортовыми 5 мм экранами. Такие машины действовали как в составе танковых и мотопехотных дивизий, так и в отдельных дивизионах штурмовых орудий, придаваемых дивизиям и корпусам. Производство этих САУ росло от месяца к месяцу и составило за октябрь 43-го года 395 машин, в то время как за январь того же года — 130 машин. В целом за 43-й год этих САУ выпустили практически столько же, сколько средних танков Pz.IV — 3011 шт.

В летнем наступлении 1943-го года немцы делали особый упор на новую технику. На переднем плане танки Тигр и Пантера.
Танк Тигр, который является одним из наиболее известных танков ВМВ и за всю историю в целом, получил в 1943-м году широкое распространение (в пределах возможностей немецкой промышленности, всего на конец 1943-го года было произведено чуть больше семисот Тигров). Первые машины появились на фронте еще в 1942-м году, но только начиная с 1943-го танк применялся массово, сначала десятками весной под Харьковом, а затем и более чем сотней единиц на Курской дуге, что создало заметные проблемы для РККА. Танк произвел огромное впечатление, и породил новый виток модернизаций и ускорение работы над новыми танками, орудиями и САУ.

Боевая масса Тигра заставляла использовать одновременно несколько эвакуационных тягачей даже для буксировки по сухой ровной дороге.
Особенностью этого танка была в первую очередь его мощная броня: 100 мм лоб и 80 мм борт давали танку практически полную неуязвимость (в разумных пределах) перед лицом советской ПТА. Из-за низкого качества бронебойных снарядов даже 76,2-мм орудия практически не могли поражать его бронирование (в отличие от американских 75-мм пушек танков М3 Ли и М4 Шерман с, казалось бы, меньшей начальной скоростью снаряда, которые тем не менее 80 мм броню пробивали с бОльших дистанций). Танки Тигр можно было поразить только с очень близкой дистанции или с использованием подкалиберных снарядов, которые не всегда в наличии, эффективны на небольшой дистанции (до 500 м) и обладают как низкой точностью, так и небольшим заброневым действием. Успешно с танками Тигр могли поначалу бороться только корпусные и тяжелые зенитные орудия.

Несмотря на то, что поразить Тигр было довольно сложно, не стоит думать, что это не удавалось сделать.
Следующей особенностью было 88-мм орудие танка Тигр, которое обладало неприятным отличием от остальных массовых немецких танковых орудий, заключавшемся в заметно большей массе взрывчатки в каморе бронебойного снаряда, что зачастую приводило к уничтожению танка с первого же попадания (что с прочими снарядами наблюдалось далеко не всегда). Вместе с вполне приличной для тяжелого танка подвижностью и маневренностью, а также удобными условиями работы экипажа это позволяло Тиграм быть огромной проблемой для РККА до конца 1943-го года (а во многом и в первые месяцы 1944-го), особенно если немцам удавалось собрать их вовремя в нужном месте в большом количестве и поддержать пехотой, артиллерией и саперами. Среди недостатков этого танка можно отметить его дороговизну и сложность в производстве (что сказывалось на количестве произведенных единиц), некоторую требовательность к обслуживанию и проблемы двигателя Майбах 230, такие как ненадежность подшипников коленвала, просачивание масла из под прокладки крышки блока на раскаленный выпускной коллектор, переполнение карбюраторов.

150-мм САУ Хуммель. Самоходный лафет для гаубицы создан на базе узлов и агрегатов танков Pz.III и Pz.IV.
Не менее важным стало оснащение артиллерийских частей подвижных соединений 105-мм и 150-мм гаубицами на самоходном бронированном шасси (Веспе и Хуммель) и бронированными транспортерами боеприпасов на их базе. Такие машины обеспечивали артиллерии возможность не отставать от танков на бездорожье и в прорыве, а также повышало их устойчивость к контрбатарейной борьбе (за счет защиты от осколков).

Также стоит отдельно рассмотреть некоторые новинки самоходной артиллерии. Широкую известность получили САУ Фердинанд, сделанные на базе танка Тигр конструкции КБ Порше. Особенностью этой машины было очень мощное бронирование (до 200 мм во лбу корпуса и рубки, 80 мм борт), длинноствольное 88-мм орудие с начальной скоростью бронебойного снаряда 1000 м/с, подвеска на продольных торсионах, а также электротрансмиссия. Несмотря на не совсем удачный дебют в роли штурмовых танков на Северном фасе Курской дуги, в дальнейшем при грамотном использовании по назначению (в качестве истребителя танков) эти САУ показали себя с хорошей стороны. Однако будучи выпущенными в количестве менее 100 экземпляров эти САУ вряд ли могли серьезно изменить расклад сил на Советско-Германском фронте.

Имея мощную лобовую броню, «Бруммбар» тем не менее вполне мог быть поражен в борт корпуса штатными ПТО РККА.
Помимо противотанковых машин Вермахт обогатился также штурмовыми САУ «противопехотной» направленности: Штурмовая САУ Sturmpanzer IV (известная сейчас как Бруммбар) на базе четверки со 150-мм пехотным орудием и лобовой броней в 100 мм и штурмовая гаубица StuH 42 на базе тройки с 80 мм лобовой броней и 105-мм гаубицей усиливали огневую мощь Германской армии в наступлении. Штурмовые гаубицы поступали на вооружение дивизионов штурмовых орудий вместе с привычными самоходками с длинноствольной 75-мм пушкой, Штурмпанцеры же сводились в отдельные дивизионы. Стоит отметить, что последние имели проблемы с ходовой частью из-за солидной прибавки массы (САУ весила 28 тонн, в то время как танк, давший ей базу, — 25-26 т)...

спасибо


Комментарии могут оставлять, только зарегистрированные пользователи.