fly

Войти Регистрация

Вход в аккаунт

Логин *
Пароль *
Запомнить меня

Создайте аккаунт

Пля, отмеченные звёздочкой (*) являются обязательными.
Имя *
Логин *
Пароль *
повторите пароль *
E-mail *
Повторите e-mail *
Captcha *
Апрель 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 1 2 3 4 5
1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Рейтинг 5.00 (7 Голосов)

Текст по всей видимости не совсем профи. На ваш суд.

Про факт чудовищной катастрофы, постигшей Францию в мае-июне далёкого 1940-го, знают все. Однако, как правило, этим и различными несвежими мифами про линию Мажино, которая оказалась бесполезна, потому что её просто обошли, не знающих что такое танковые дивизии французов, которые в итоге сдались после первых немецких атак и т.п. дело и ограничивается. О том, что же творилось на полях Франции и не только в мае 1940-го, я вам и попытаюсь поведать.

Для начала, а зачем вообще была нужна линия Мажино? Может, мой ответ кого-то удивит, но, помимо очевидных прикрытия мобилизации и защиты территории, строилась она в первую очередь для того, чтобы немцы её точно не атаковали. Задумка французского командования была проста. Понимая, что они гарантированно умоются кровью при попытке её штурма, подлые капустники должны были выбрать единственный оставшийся путь через страны Бенилюкса.

После этого на территорию Бельгии и Голландии должны были войти почти все крупные французские подвижные соединения, на весну 1940-го это 3 танковые, 8 моторизованных (мотопехотных) и 3 лёгкие механизированные дивизии (слово "лёгкие" не должно вводить вас в заблуждение, они имели больше танков и мотопехоты, чем обычные танковые дивизии), за ними следовали лучшие пехотные части и английский экспедиционный корпус. Таким образом на северном участке по линии реки Диль (собственно, и давшей название этому плану) формировался прочный фронт, начиналась новая позиционная война, шансов в которой у Германии не было.

Манёвр «Диль» собственной персоной.

И, что характерно, немцы клюнули! Первые планы, представленные ОКХ, немногим отличались от плана Шлиффена и предполагали обычное наступление на широком фронте через Бенилюкс.

Но тут вмешался случай. 10 января 1940 года у бельгийского городка Мехелен разбился немецкий связной самолёт. Примчавшие на место падения пограничники обнаружили майора Рейнбергера, который отчаянно пытался сжечь какие-то бумаги. Выстрелами в воздух офицера заставили поднять руки, а немного обгоревшие документы забрали. в этот момент полыхнуло уже у фюрера, ведь в бельгийские руки попал оперативный план всего 2-го воздушного флота, который раскрывал общий замысел наступления. В общем, Гитлер, которому первоначальный замысел и так не нравился, быстро приказал всё переделать. В этот момент свои мысли высказал командующий 38-го армейского корпуса Эрих фон Манштейн. Он предложил ударом по Нидерландам и Бельгии вызвать реализацию манёвра Диль, а затем мощной группировкой подвижных соединений ударить южнее, через считающиеся малопригодными для наступления Арденны, форсировать реку Маас и дойти до Ла-Манша, отрезав тем самым французов и англичан. План был дико рискованный, но фюреру понравился. А раз уж он сказал: "Надо!", то Вермахт ответил: "Есть!".

План Манштейна.

Осуществить получивший в последствии красивое название "Удара серпом" план было поручено танковой группе Клейста, имевшей в своём составе 5 танковых и 3 мотопехотные дивизии, а также моторизованный полк "Великая Германия" (всего ок. 1200 танков). По две танковые дивизии получили корпуса Гота и Гёпнера, действовавшие в Бельгии. Наконец, 9-я танковая отправлялась покорять Голландию.

10 мая 1940 г. немцы прервали утомительные месяцы "Странной войны". Одновременно со всеми в Арденнские леса хлынула и группа Клейста. Уже 13 числа передовые части корпуса Гудериана вышел к укреплениям "продлённой" линии Мажино и реке Маас под Седаном. Внезапность, хорошо подготовленная, хоть и тогда ещё немногочисленная, пехота танковых дивизий и град авиабомб (в этот момент на поддержку Гудериана работали почти 1500 самолётов) позволила им быстро сломить сопротивление оборонявшихся здесь французских резервистов.

Штурцкампфлюгцойги несут смерть свыше на позиции французов под Седаном.

Уже к вечеру на западном берегу реки была взята высота 301, та самая с которой Мольтке-старший командовал в победоносном для прусских войск сражении при Седане. Утром следующего дня на плацдарм переправились первые танки, и Гудериан не был бы Гудерианом, если бы сразу не отправил их вперёд. Попытка контрудара по плацдарму спешно переброшенной под Седан группой Флавиньи закончилась, даже не начавшись. В считанных десятках километров до цели у французских танков закончилось горючее, а когда его подвезли, смысла в атаке уже не было.

На арденнском перевале. Малое количество и низкая пропускная способность местных дорог привели к тому, что корпуса проходили через район подивизионно.
К 15 мая за Маас подтянулись корпуса Рейнгардта и Витерсхайма, лавина немецких подвижных соединений двинулась на запад. Вскоре, к ней присоединились также Гот и Гёпнер.

Спешно перебрасываемые к месту прорыва французские резервы отчаянно пытались контратаковать или хотя бы удержать позиции, и местами, за счёт наличия более мощной техники, они это делали весьма успешно, однако многочисленность группы Клейста позволяла ей игнорировать локальные неудачи и продолжать движение к главной цели. 21 мая танки Гудериана вышли к устью Соммы, замкнув кольцо за спинами 1,3 млн
бельгийских, французских, английских и голландских солдат (это в два раза больше, чем якобы попало в Киевский котёл, который у нас считают крупнейшим окружением в истории войн). В этот же день союзники нанесли свой последний контрудар. Используя толстобронные "Матильды", англичанам удалось потеснить 7-ю танковую дивизию Роммеля под Аррасом, но огонь Ахт-Ахтов (88 мм зенитные пушки) остановил и их.

Успех был настолько невероятным, что от него, не побоюсь этого слова, ахуели даже на немецкой стороне. Стремительность, с которой продвигались вышедшие на оперативный простор дивизии, порождала мысли о том, что это какая-то ловушка и сейчас оторвавшихся от пехоты танкистов отрежут, даже в голове фюрера. Собственно, именно поэтому Рундштедт (командующий группой армий "А", которой подчинялась группа Клейста) достаточно легко сумел убедить его в необходимости остановить начавшие было движение вдоль побережья танковые дивизии. Разгром котла поручили пехоте и авиации, и пусть они упустили 338 тыс. человек, в немецкий плен попало ок. 1 млн (правда, большую часть из них составляли бельгийцы).

После этого разгром Франции становился делом времени. Армия Третьей Республики осталась почти без подвижных соединений, а фронт от Мааса до Ла-Манша прикрывали 3,5 дивизии.

5 июня новое наступление (Хотя, какое к чёрту наступление? Максимум, добивание.) началось. Успевший получить под командование группу имени себя «Ураганный Хайнц»...

... двинулся к швейцарской границе, отрезая войска на линии Мажино. На реке Эна повторился сценарий Седана: поддержанная огнём с земли и неба пехота форсировала преграду 9 июня, после этого на плацдарм переправились танки и, отразив на следующий день вялый французский контрудар, рванули дальше. Переброшенная в район прорыва группа Клейста двинулась прямо на юг.

14 июня три дивизии 6-й армии (да-да, той самой), 16 июня новое французское правительство Петена запросило перемирия. Через шесть дней в Компьенском в лесу, в том самом вагоне, в котором немцы, считай, капитулировали 22 года назад, оно было подписано. Первый тру блицкриг закончился.

отсюда


Комментарии могут оставлять, только зарегистрированные пользователи.