fly

Войти Регистрация

Вход в аккаунт

Логин *
Пароль *
Запомнить меня

Создайте аккаунт

Пля, отмеченные звёздочкой (*) являются обязательными.
Имя *
Логин *
Пароль *
повторите пароль *
E-mail *
Повторите e-mail *
Captcha *
Март 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
26 27 28 29 1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31
1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Рейтинг 4.96 (14 Голосов)

15 марта 1906 года основана Роллс-Ройс Лимитед (Rolls-Royce Limited) — британская компания - производитель автомобилей и авиадвигателей, основанная Генри Ройсом и Чарльзом Стюартом Роллсом в результате их партнёрства, начавшегося в 1904 году. 

Первый автомобиль Rolls-Royce 10 hp, созданный в результате соглашения от 23 декабря 1904 между Чарльзом Роллсом и Генри Ройсом под маркой Rolls-Royce. 10 hp изготавливался компанией Royce на своем заводе в Траффорд Парке в Манчестере, и оснащался исключительно двигателями Rolls' motor, по цене 395 £.

«Львиная пасть» (bocca di leone) – окошечко для тайных анонимных доносов на сограждан.
Использовались в Венецианской Республике вплоть до наполеоновских времен, и речь шла не о заговорах и государственной измене, а о банальном сокрытии доходов и уклонении от налогов. 
Надпись "Denontie secrete contro…" означает «Тайные обвинения против любого, кто скрывает милости или услуги, или тайно сговорился, чтобы утаить истинный доход от них»

 

Экипаж лодки "Тигрис" смотрит на сгорающую лодку, акватория порта Джибути, 3 апреля 1978 года

Тур Хейердал в 1977 году построил в Ираке тростниковую лодку «Тигрис», чтобы доказать миграционные контакты между Месопотамией и другими древними цивилизациями. Лодка с интернациональным экипажем должна была пойти в плавание из Персидского залива в Карачи и далее к Красному морю.

23 ноября 1977 года «Тигрис» отправился в рейс от деревни Эль–Курна, где сливаются вместе Тигр и Евфрат. 30 марта 1978 года, пройдя за 4,5 месяца около 7 тысяч километров, «Тигрис» вошёл в порт Джибути. Тур Хейердал пытался получить разрешение на вход в территориальные воды государств, примыкающих к Баб–эль–Мандебскому проливу, чтобы продолжить плавание в акватории Красного моря. Но ни от одной страны не было получено определённого ответа. В итоге было принято решение прекратить экспедицию а лодку сжечь в знак протеста против военных действий в регионе.

В своём открытом письме Генеральному секретарю ООН Хейердал, написал:

«Сегодня мы сжигаем наше гордое судёнышко… в знак протеста против проявлений бесчеловечности в мире 1978 года, в который мы возвратились из открытого моря. Нам пришлось остановиться у входа в Красное море. В окружении военных самолетов и кораблей наиболее цивилизованных и развитых стран мира, не получив разрешения на заход от дружественных правительств, руководствующихся соображениями безопасности, мы были вынуждены высадиться в маленькой, ещё нейтральной Республике Джибути, потому что кругом соседи и братья уничтожают друг друга, пользуясь средствами, предоставленными теми, кто возглавляет движение человечества по пути в третье тысячелетие.

Мы обращаемся к простым людям всех индустриальных стран. Необходимо осознать безумные реальности нашего времени… С нашей стороны будет безответственным не требовать от тех, кто принимает ответственные решения, чтобы современное оружие не предоставлялось народам, которых наши деды корили за секиры и мечи.
Наша планета больше камышовых бунтов, которые пронесли нас через моря, и всё же достаточно мала, чтобы подвергнуться такому же риску, если живущие на ней люди не осознают неотложной необходимости в разумном сотрудничестве, чтобы нас и нашу общую цивилизацию не постигла участь тонущего корабля».

 

Изначально пиратством занимались все прибрежные племена, овладевшие основами мореплавания. С появлением международной торговли по водным путям грань между пиратами и торговцами долгое время оставалась условной. Древние торговцы были сами не прочь ограбить других торговцев если по каким-то причинам они казались им слабее или напасть на прибрежное поселение с целью захвата местных жителей в плен для последующей продажи, так как в древние времена активно развивалась и процветала работорговля. 

Особенно дурную славу в качестве морских разбойников снискали и самые искусные мореплаватели Древнего мира — финикийцы. В своей поэме «Одиссея» древнегреческий поэт Гомер упоминает финикийских пиратов, похищавших людей с острова Сирос и продававших их в рабство. 

По мере развития торговых и правовых связей между странами и народами, пиратство стало осознаваться как одно из наиболее тяжких преступлений и вскоре появляются первые попытки совместной борьбы с этим явлением.

(На фото: легенда о Дионисе и тирренских пиратах, древнеримская мозаика, 2 век. Тунис)

В Древней Греции пиратство хорошо прижилось и о пиратах есть множество упоминаний. В Мифах герои Одиссей, Менелай, Агамемном немало хвастались своими пиратскими похождениями, что почиталось доблестью. 

В 5 веке до н. э. в обиход вошло еще одно название пиратов - долопийцы. Это были древнегреческие пираты, и основным районом их действий было Эгейское море. Возможно, первоначально проживавшие в северной и центральной части Греции, они поселились на острове Скирос и жили за счет пиратства. Незадолго до 476 года до н.э. группа купцов из северной Греции обвинила долопийцев в том, что те продали их в рабство после разграбления принадлежавшего им корабля с товарами. Купцам удалось бежать, и они выиграли судебный процесс в Дельфах против скирийцев. Когда скирийцы отказались вернуть их собственность, купцы обратились за помощью к Симону, командующему афинским флотом. В 476 году до н.э. военно-морские силы Симона захватили Скирос, изгнали с острова или продали в рабство долопийцев и создали там афинскую колонию. 

Средиземноморское пиратство крепко вошло в греческую мифологию, что говорит о серьезности этой проблемы. Например, в легенде о боге Дионисе и тирренских пиратах (с 6-5 вв. до н. э. данный термин однозначно ассоциируется с этрусками) рассказывается, как во время плавания Диониса на триере с Икарии на Наксос его похитили тирренские пираты (среди которых были Алкимедонт и Акет), которых он по неосторожности нанял. Но они проплыли мимо Наксоса, заковали Диониса в цепи и взяли курс на Азию, желая продать его в рабство. Однако оковы сами упали с рук Диониса, а мачты и весла Дионис превратил в змей, наполнив корабль ветвями виноградных лоз и плюща и пением флейт. Сам бог Дионис превратился в льва и растерзал капитана корабля. Пираты от страха попрыгали в море и превратились в дельфинов.

С развитием цивилизации в Греции на пиратство начинают смотреть как на зло, и ведут с ним борьбу. Многие правители греческих городов-государств пытались договориться с пиратами. Например, Афины признавали Общество пиратов и регламентировали его деятельность - помощь во время войны, охрана торговли и побережья. Таким образом, пираты практически находились на государственной службе.

 

Поликрат Самосский — тиран острова Самос правивший приблизительно в 538/535 - 522 гг. до н. э., который со своими сторонниками и двумя братьями (одного потом изгнал, другого приказал убить) силой захватил власть в Самосе во время празднования в честь Геры. Многие несогласные с правлением Поликрата вскоре сбежали с острова. Большинство из них, включая Пифагора, направились в Южную Италию, где ими была основана колония Дикеархия. 

Поликрат в основном вел в широких масштабах морской разбой, грабил острова и побережья. Купцы из Греции и Финикии платили ему пошлины за то, чтобы обезопасить свои суда и грузы от нападений его кораблей. Доходы от пиратства были очень велики и Самос процветал. Поликрат собирал рукописи и возводил роскошные постройки, о восстановлении которых пятьсот лет спустя мечтал Калигула. Поликрат вместо разрушенного пожаром храма Геры приказал создать новый. Был возведён дворец. В город был проведён водопровод: инженер Эвпалин из Мегары пробил в горе Эвпалинов тоннель, через который шёл акведук. Также для граждан города была создана лавра (как восточный базар). При Поликрате чеканились свои монеты, названные в честь изображённых на них кораблей, — «самены». При нём Самос стал крупнейшим культурным центром в Греции. При дворе его жили врач Демокед, поэты Ивик Регийский и Анакреонт Теосский. В Самосе собиралась библиотека. 

Поликрат держал большое наёмное войско: тысяча лучников по словам Геродота. Самос имел большой флот: 100 пятидесяти-весельных кораблей и около 40 триер. Был сконструирован новый тип кораблей — самена, который отличался от других кораблей тупым носом (напоминающим голову вепря), объёмистым корпусом, обводами и возможностью быстро ходить под парусом. Для этого флота была расширена гавань Самоса и защищена молом.

Поликрат устанавливает гегемонию флота Самоса в Эгейском море. Геродот писал, что никто после Миноса не обладал таким могуществом. Корабли нападали на все острова и побережье — как друзей, так и противников. Поликрату приписывают фразу, что «лучше заслужить благодарность друзей, возвратив им отнятое, чем вообще ничего не отнимать у них».

Поликрат предпринимал попытки распространить свою власть и на другие острова и города Ионии. Так, им были предприняты походы на Милет, Лесбос, захвачен остров Рения около Делоса. Позже, соединив цепью остров с Делосом, посвятил Рению Аполлону.

Персы, не имея своего флота, долгое время не могли помешать Поликрату. Для того, чтобы персы не послали финикийский флот, Поликрат заключил союз с фараоном Амасисом. Но так как самосский флот грабил суда всех стран, а в Египте жило много изгнанников вынужденных покинуть родные земли из-за правления Поликрата, то отношения между союзниками охладели и были расторгнуты.

При нападении персов на Египет в 525 году до н. э. Поликрат, поддерживая более сильного за признание своих завоеваний, направил сорок кораблей в помощь персидскому царю Камбису. Команды были укомплектованы недовольными гражданами, которых Поликрат по соглашению планировал оставить в Персии. Но эти граждане подняли бунт (то ли на пути в Египет, то ли на обратном), и сумев потом разбить самосский флот, безуспешно пытались завладеть островом, но потерпели поражение. После этого Поликрат, ожидая нового нападения, стал держать в качестве заложников детей и жён как причастных, так и непричастных граждан. Мятежники, отправившись на Пелопоннес, получили поддержку у Спарты и Коринфа, недовольных пиратством. Союзные силы возглавляемые спартанцами решили покончить с правлением пиратского царя. 

Экспедицию против Поликрата, которая состоялась в 525/524 гг. до н. э. Коринф обеспечил кораблями, а Спарта значительным войском. В ходе этой экспедиции был свергнут союзник Поликрата наксосский тиран Лигдамид. Высадившись на острове Самос, спартанцы подступили к городским стенам и уже взобрались на башню, прикрывавшую город со стороны предместья, когда Поликрат с сильным отрядом отбросил их назад. Наемники и большой местный отряд сделали вылазку, и напали на осаждающих с другой стороны, но после короткого боя были отброшены спартанцами. Спартанцы преследуя бегущих попытались ворваться в город, но самосцы сумели вовремя закрыть ворота. После последующей безуспешной осады длившейся около сорока дней спартанцы покинули остров. Самосские изгнанники покинутые союзниками скитались в Эгейском море, где успешно занялись пиратством. В итоге через несколько лет они были разбиты на Крите, захвачены в плен и проданы в рабство. 

В ту эпоху, с легкой руки Поликрата, морской разбой стал частью политики и торговли. Сам Поликрат отличался такой алчностью и занимался пиратством в столь крупных масштабах, что вошел в историю как самый прославленный пират античности. В 522 году до н. э. персидский царь Сард Оройт обманом заманил Поликрата в Магнесию. Оройт попросил Поликрата принять его с сокровищами, так как якобы Камбиз планирует убить сатрапа, обещая за это половину казны. Однако, вместо сокровищ Поликрат был схвачен и казнен «способом, который не хочется описывать» (то ли посажен на кол, то ли распят). Его труп был прибит к кресту. 

После смерти Поликрата пиратство в Эгейском море только усилилось и с переменным успехом, существовало на протяжении всех древних времен. Подобные пиратские государства как у Поликрата Самосского существовали и до него, создавались на непродолжительные периоды и потом в разных уголках света.

 

Ручной гранатомет Расторгуева 

Весьма оригинальная идея пришла в голову мастеру ремонтных мастерских 125-й стрелковой дивизии младшему воентехнику Расторгуеву в апреле 1942 года. Миномет-гранатомет, получивший по фамилии создателя название МГР, был создан с целью оснащения подразделений эффективным средством поражения пехоты противника на ближних дистанциях. МРГ мог вести огонь на дистанции от 50 до 200 метров 

Стрельба могла вестись вложенными в специальные гильзы стандартными 50-мм минами и гранатами Ф-1, причем, последними весьма нестандартным способом. Граната вставлялась в гильзу, чека выдергивалась через специальное отверстие, причем зажатая граната не теряла предохранительной скобы 

Оружие было нужным и востребованным, именно поэтому Ленинградский фронт провел испытания МГР на полигоне АНИОП в мае того же года. Результаты были неудовлетворительны - сильная отдача (положения для стрельбы от живота, с плеча), гильзы-вкладыши, несмотря на имеющиеся упоры, вылетали через ствол на 8-10 метров и их приходилось каждый раз искать. Доработанный вариант так же не удовлетворил испытателей и, при всем желании командования Ленинградским фронтом, крайне интересное и во многом перспективное оружие осталось в виде проекта и опытного образца

 

Почему на фото у офицера СС две "мёртвых головы"?

3-я танковая дивизия СС "Тотенкопф" 
Во время формирования дивизий в 1939 было решено,что солдаты дивизий получат одинаковые петлицы, а знаки различия будут носить на погонах на армейский манер.. 
Ношение одинаковых петлиц отменили весной 1940, но солдаты продолжали их носить до 1942.. 
На рукаве орел армейского образца.. 

Приказом по СС от 10 мая 1940 года для войск Ваффен СС было установлено, что солдаты лейбштандарта "Адольф Гитлер" и дивизии CC особого назначения носят на правой петлице знак из рун СС, а на левой - только партийные знаки званий.
Исключение составляла дивизия СС Тотенкопф "Мёртвая голова", которой было разрешено носить с обеих сторон знаки в виде черепа.

На втором фото он же, но в стандартном варианте петлиц.
(Макс Зеела)

Спасибо за пояснения prowler88 & Сега & Jurgen Langmaler
SAMMLER

 

14 марта 1939 года, в городе Мистек произошёл бой за Чаянковы казармы - единственное серьёзное сопротивление германским войскам, начавшим в тот день оккупацию Чехословакии. 

Отпор оккупантам дала рота капитана Карела Павлика, вопреки приказу "не оказывать сопротивление" вступившая с немцами в бой. 

Вечером 14 марта 1939 года в Мистек вошёл 2-й батальон 84-го пехотного полка 8-й пехотной дивизии вермахта. 
У Чаянковых казарм немецкая колонна остановилась, и часовым у входа было предложено сдать оружие и вызвать дежурного офицера. Чешский караул ответил выстрелами. 

Когда началась стрельба и дежурный офицер поручик Мартинек объявил боевую тревогу, капитан Павлик разместил своих солдат с винтовками и ручными пулемётами у окон здания и приказал открыть огонь. К ним присоединились отдельные солдаты других подразделений. 

По свидетельству очевидцев, Павлик действовал решительно, всячески стараясь приободрить солдат. Остальные офицеры ничего не предпринимали, ссылаясь на отсутствие приказа, и только пытались связаться с полковым командиром. Бронетехника подпоручика Хейниша в бою не участвовала. 

Первая попытка немцев войти на территорию казарм была отбита. Немцы обстреляли казармы из миномётов и противотанковой пушки (без особого успеха, так как здания казарм были очень прочные) и предприняли второй штурм при поддержке бронеавтомобиля. Чехи отразили и эту атаку ружейно-пулемётным огнём и ручными гранатами. 

В это время по телефону поступил приказ командира 8-го полка полковника Элиаша немедленно прекратить огонь и сложить оружие под угрозой военного суда. Павлик поначалу игнорировал приказ, но затем, видя, что кончаются боеприпасы, а немцы стягивают к казармам основные силы 84-го полка, подчинился. Бойцы капитулировали. 

Непосредственно бой продолжался около 30-40 минут, потери чехов составили от 2 до 6 человек ранеными, немцев - до 24 человек убитыми и ранеными. 
Чешских офицеров немцы поместили под домашний арест, разоружённым солдатам разрешили вернуться в казармы, где уже находился немецкий караул. 

После оккупации страны и ликвидации чехословацкой армии Карел Павлик сотрудничал с подпольной организацией Za vlast, которая переправляла чешских кадровых военных на запад. Переехав в Прагу, он вступил в организацию Obrana národa, готовившую вооружённое восстание против оккупантов. 
В 1942 году, после покушения на Гейдриха, гестапо арестовало Павлика. При аресте он оказал вооружённое сопротивление, но был ранен в ногу и схвачен живым. 

Карел Павлик был приговорён к смерти, но казнь заменили заключением в концлагерь (по некоторым данным, за Павлика ходатайствовали офицеры немецкого 84-го полка, которым он дал отпор в Мистеке). 

В концлагере Павлик не изменил себе: пытался организовать сопротивление среди заключённых, не подчинялся охране. 26 января 1943 года охранник концлагеря Маутхаузен застрелил Павлика за неподчинение (или за избиение двух конвоиров). 

После войны Карелу Павлику посмертно было присвоено звание полковника, а в 1999 году он был посмертно награждён чешскими властями медалью "За храбрость". 
В 1947 году для участников боя за Чаянковы казармы была отчеканена памятная медаль. (via)

 

 

Раубриттер (нем. Raubritter) — рыцарь-разбойник или барон-разбойник.

Определение раубриттер впервые появилось в немецких рыцарских романах XVIII века и означало рыцарей или особ рыцарского происхождения, участвующих в нападениях на проезжающих поблизости от их замков купцов и путешественников.

Действия раубриттеров осуществлялись, в основном, в гористых районах, возле оборонных сооружений (замков), там где, обычно, не действовали законы центральной власти и хорошо вооружённые рыцари способствовали этим процессам. Поэтому большинство исторически зафиксированных случаев нападений раубриттеров известно в горных районах — средневековой Германии на Рейне, Баварии, Тироля, Италии, Чехии, Польши, Силезии (Нижней и Верхней), Шотландии.

Наибольшее количество сообщений о них появляется после гуситских войн в XV веке, периода когда царил политический и правовой хаос.

Порой раубриттеры создавали отряды (союзы), сегодня именуемые организованными преступными группами.

Многие имена раубриттеров стали легендами. Например, Черный Кшиштоф из Легницкого княжества, грабящий проезжающих купцов, мещан, рыцарей и путешественников, примерно, с 1500 до 1512 г., схваченный и казнённый в Легнице. Часто, со своими напарниками, кроме отбора лошадей, повозок, денег или товаров, отрубал пленникам руки или убивал на месте.

В XV веке была известна женщина-рыцарь Катажина Скшинская (рус.) герба Лебедь, владелица замка в Барвальде, замка на холме Гройец неподалеку от г. Живец. В XV веке гнездом раубриттеров был также небольшой замок в Mальце (теперь Малопольское воеводство).

 

Это гигантская скульптура из парка Villa Demidoff (к северу от Флоренции, Италия) с 16 века известна как Colosso dell’Appennino или Appennine Colossus.

Хранитель пруда был построен в 1580 году итальянским архитектором Джамоболона, и он спрятал внутри скульптуры несколько потайных помещений. 

С помощью этих комнат этот колосс оживает. В левую руку подается вода из подземных источников. А в голове есть небольшая комнатка для костра, от которого из ноздрей статуи начинает валить дым.

 

 

 

Падение Триполицы — захват города Триполица греческими борцами за независимость от Османской империи 23 сентября (5 октября) 1821 года. Падение Триполицы стало первой главной победой и одним из начальных этапов Греческой войны за освобождение от османского ига.

23 сентября турки назначили большой сбор в центре города. Именно в этот день Манолис Дуниас и его 50 товарищей по собственной инициативе и при помощи уловки открывают Нафплионские ворота, разворачивают орудия и начинают пальбу по дворцу. Начинается паника. Турки начинают метаться кто куда. Лишь албанцы, получившие «бесу» Колокотрониса, стоят компактной группой. Колокотронис посылает Плапутаса и тот выводит албанцев из города. Кто-то из греков провоцирует избиение албанцев, но Колокотронис встает перед ними: «только через мой труп». 2 тысячи албанцев в сопровождении Плапутаса дошли до Коринфского залива, переправились и отправились на свою родину.

3-дневная резня вооружённых и невооружённых мусульман, включая женщин и детей, в Триполице — неоспоримый исторический факт и, главное, подтверждается участниками осады. Следует отметить что Триполица была огромной Пелопоннеской Бастилией — символом османского гнёта. Здесь скопились также сотни известных своими предыдущими зверствами турок. В резне в Триполице было всё: и накопившаяся за несколько веков ненависть к своим угнетателям, и месть за убитых и поруганных членов своих семей, и грабёж и мародёрство обнищавшими крестьянами своих бывших господ.

Колокотронис пишет: «мой конь от стен до дворца не ступил на землю».

Французский полковник Бутье, участник взятия Триполицы, пишет: «этот город остался в моей памяти покрытый кровавым покрывалом».

Трикупис пишет, что «греки в один день решили отомстить за зверства 4 веков».

Оценки разнятся: Филимонас пишет, что убитых было 10 тысяч и 8 тысяч было пленённых. Есть оценки и в 20 тысяч убитых турок. Своих пленённых господ крестьяне в дальнейшем заставили работать на них. Но пленённые турки стали разносчиками тифа и Пелопоннес потерял от тифа больше жизней, нежели от военных действий первых месяцев войны.

Как это часто случается, больше всех пострадали беднейшие слои: гарем Хуршита и большинство знатных беев с семьями не пострадали. Их оставили для выкупа греческих заложников и пленных. Ножа избежали христиане, такие как Христос Дагович, который из выживших болгар и сербов организовал отряд конницы и дослужился до генерала греческой армии. Али-ага, за которым местные греки закрепили прозвище Топор, знал, что ему не будет пощады и оборонялся в своем доме до конца, пока его не сожгли вместе с домом.

После 3 дней резни, было собрано 12 тысяч ружей, что даёт ориентировочную оценку числу перебитых вооружённых турок. Колокотронис дал приказ срубить вековой платан в центре города, на ветках которого были повешены сотни греков, включая его предков и членов его семьи.

 

15 марта 1922 года жители Шуи, в основном рабочие, вышли на центральную площадь, чтобы не допустить изъятия церковных ценностей из городского Воскресенского собора. Для подавления народного выступления власти применили военную силу.

В начале марта 1922 года в Шуе была создана комиссия по изъятию и сосредоточению церковных ценностей во главе с А.Вицыным,. Настоятель Воскресенского собора города Шуи о. Павел Светозаров был предупреждён о том, что 13 марта состоится изъятие. В понедельник, 13 марта, великопостная служба закончилась в 11 часов утра. Народу было немного, но к 12 часам люди стали прибывать, и когда явилась комиссия, храм был полон народа. 
«Прошу очистить собор!» — с раздражением потребовал Вицын от настоятеля. «Я не имею права выгонять молящихся из храма», — ответил отец Павел. «Но ведь вам было известно, что мы придем, и вы были обязаны заранее очистить храм после богослужения». — «И однако, молящихся мы удалять из храма не можем». 
Пригласив представителей церковной комиссии прийти вечером к начальнику уездной милиции, комиссия удалилась, сообщив, что придет 15 марта. 
В тот же вечер собравшийся экстренно президиум уездного исполкома постановил объявить город находящимся на военном положении. 
В среду 15 марта на соборной площади с утра стал собираться народ. К 10 часам в управление милиции пришел Вицын и сообщил, что комиссия идет в Воскресенский собор изымать церковные ценности и милиции надо разогнать собравшуюся у собора толпу. Начальник милиции отрядил для этой цели восемь конных милиционеров, и те стали разгонять собравшихся нагайками, однако люди не расходились. Начальник милиции послал за подкреплением. Были присланы четырнадцать вооруженных красноармейцев, которые попытались разогнать толпу, но безуспешно. Люди требовали, чтобы милиция и красноармейцы ушли от собора. 
Милиционеры стали избивать людей нагайками, не щадя женщин и детей. Кто плакал, кто усердно молился, иные говорили: «Все равно умирать — умрем за Божию Матерь!» 
Начальник гарнизона распорядился о присылке в полной боевой готовности красноармейцев 146-го полка. 
Пока красноармейцы шли к площади, встречные уговаривали их не ходить разгонять народ, но солдаты, рассыпавшись цепью, двинулись на людей. 
Вскоре к собору подъехали автомобили с пулеметами, и началась стрельба. Стреляли сначала поверх голов, а потом и по людям. 
Первым был убит прихожанин храма Николай Малков. Проходя по площади, он остановился и крикнул: «Православные, стойте за веру!» — и был тут же убит выстрелом в висок. Вслед за ним были убиты ещё четверо, среди них девочка-подросток, пятнадцать человек получили тяжёлые ранения..

В связи с этими событиями 19 марта председатель Совета Народных Комиссаров Владимир Ленин составил секретное письмо, квалифицировавшее события в Шуе как одно из проявлений общего плана сопротивления декрету Советской власти со стороны «влиятельнейшей группы черносотенного духовенства»
«...именно теперь и только теперь, когда в голодных местностях едят людей и на дорогах валяются сотни, если не тысячи трупов, мы можем… провести изъятие церковных ценностей с самой бешеной и беспощадной энергией, не останавливаясь перед подавлением какого угодно сопротивления… Мы должны именно теперь дать самое решительное и беспощадное сражение черносотенному духовенству и подавить его сопротивление с такой жестокостью, чтобы они не забыли этого в течение нескольких десятилетий… 
В Шую послать одного из самых энергичных, толковых и распорядительных членов ВЦИКа… чтобы он в Шуе арестовал как можно больше… представителей местного духовенства… мещанства и… буржуазии… Тотчас по окончании этой работы он должен приехать в Москву и лично сделать доклад на… собрании Политбюро… На основании этого доклада Политбюро даст детальную директиву судебным властям… чтобы процесс против шуйских мятежников, сопротивляющихся помощи голодающим, был проведен с максимальной быстротой и закончился не иначе, как расстрелом очень большого числа самых влиятельных и опасных черносотенцев г. Шуи…»

22 марта Политбюро ЦК РКП(б) на основе письма Льва Троцкого приняло план мероприятий по репрессиям против духовенства. Он включал арест Синода, показательный процесс по Шуйскому делу, а также указывал — «Приступить к изъятию во всей стране, совершенно не занимаясь церквами, не имеющими сколько-нибудь значительных ценностей»

Менее чем через два месяца, 10 мая 1922 года были расстреляны протоиерей собора Павел Светозаров, иерей Иоанн Рождественский и мирянин Пётр Языков

В 2007 году на площади возле собора был установлен памятник священнослужителям и мирянам, убитым в 1922 году


Комментарии могут оставлять, только зарегистрированные пользователи.