fly

Войти Регистрация

Вход в аккаунт

Логин *
Пароль *
Запомнить меня

Создайте аккаунт

Пля, отмеченные звёздочкой (*) являются обязательными.
Имя *
Логин *
Пароль *
повторите пароль *
E-mail *
Повторите e-mail *
Captcha *
Апрель 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 1 2 3 4 5
1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Рейтинг 5.00 (3 Голосов)

Спорить о боевых качествах итальянцев заинтересованные лица могут долго и нудно. Особенно по Второй мировой. Впрочем, разговор не о том. Хочу рассказать о малоизвестной странице – организованном в Восточной Африке группой итальянских офицеров сопротивлении силам союзников.

После победы в эфиопской войне 1935-36 годов была создана т.н. Итальянская Восточная Африка, с которой Муссолини планировал начать создание второй Римской империи. В регионе сосредоточили несколько десятков тысяч итальянских войск, в помощь которым придавались отряды из местных жителей. А это уже была реальная угроза британским владениям в Сомали, Кении, Египте и Судане. С вступлением Рима в войну итальянцы всерьёз вознамерились прервать артерию, связывающую Средиземное море и Индийский океан – Суэцкий канал. Более того – они захватили Британское Сомали. После этого удача кончилась – британцы были злее, а у итальянцев – серьёзные проблемы со снабжением. Уже через несколько месяцев британцы вернули своё и развернули успешное наступление.

Ещё в ходе боёв 1940-41 годов, часть итальянских офицеров отдала должное удобству партизанской тактики, в частности – используя отряды из местного населения.

Королевство Италия и его колонии в 1940 году.

Итак, 28 ноября 1941 года капитулировал последний крупный итальянский гарнизон в Африке, которым командовал вице-король и генерал-губернатор Итальянской Восточной Африки Гульельмо Наси. Однако не все потомки легионеров согласились, что это окончание их эпопеи. Почти 7000 итальянских солдат продолжили воевать в Эфиопии, Эритреи и Сомали против британцев, надеясь на скорую победу Роммеля и возвращение тени ликторских фасций над всем Средиземноморьем. Впрочем, названное количество партизан, вероятно, на практике было на порядок меньшим.

Причём партизаны даже не всегда были итальянцами, часто последними были только командиры, остальные же - представители местных племён. На севере Эфиопии действовали партизаны майора Гобби. В начале 1942 г. партизаны появились в Эритрее (группа капитана Алоизи, помогала итальянским военнопленным бежать из британских лагерей) и Британском Сомали. Большинство отрядов подчинялось приказам генерала Муратори, ранее возглавлявшего фашистскую милицию в колонии). Один из главных его успехов – инспирирование антианглийского восстания племени азебо-галла североэфиопского народа оромо, которое британцы и эфиопы сумели подавить только в начале 1943 года.

Кроме собственно партизан было в Африке и итальянское подполье. Так, полковник Лючетти создал в крупных городах бывшей Итальянской Восточной Африки подпольную организацию «Фронт Сопротивления» (Fronte di Resistenza), занимавшуюся шпионажем и диверсиями. В свою очередь, ещё в сентябре 1941 г. чёрнорубашечники создали в Эфиопии организацию «Сыны Италии» (Figli d’Italia), которая принялась за террор против британцев и итальянцев, пошедших на сотрудничество с ними.

Были и прочие отряды – полковника Кальдерари в Сомали, полковника ди Марко в Огадене (восток Эфиопии), под полковника Руглио в Данакиле (горная система на северо-востоке Эфиопии, на юге Эритреи и на севере Джибути), центуриона чернорубашечников (капитан фашистской милиции) де Варде в Эфиопии. Действовали они довольно успешно – британцам пришлось перебрасывать в этот район дополнительные подразделения из Судана и Кении, включая бронетехнику и авиацию. Вспомнили и опыт англо-бурской войны – значительную часть итальянцев в прибрежных районах Сомали согнали в лагеря интернирования (в т.ч. – дабы исключить их взаимодействие с японскими подлодками).

К тому же, поддержка местного населения итальянскому сопротивлению начали угасать в конце 1942 г. после поражения Роммеля под Эль-Аламейном. К тому же партизанам не хватало современного вооружения и боеприпасов. С другой стороны, у партизан появился скрытый союзник из числа вчерашних врагов – император Эфиопии Хайле Селассие I, якобы обещавший свою поддержку в обмен на уступки в случае победы немецко-итальянской коалиции в Африке. Впрочем, информация о переговорах базируется на воспоминаниях участников и может быть, так сказать, слегка приукрашена. Ещё одним серьёзным ударом по подполью стал арест полковника Лючетти.

Сопротивление итальянских партизан держалось до лета 1943 г., отдельные сложили оружие уже осенью. Последним из офицеров-партизан был полковник Нино Трамонти, воевавший в Эритрее.

Амедео Гийе (1935)

Были у африканских партизан и свои супермены – скажем прозванный британцами «командиром-дьяволом» лейтенант Амедео Гийе. Возглавляемый им кавалеристский отряд амхара терзал британские посты и конвои, затем он создал в Эритрее партизанский отряд из представителей народности тиграи. В августе 1943 года, избежав пленения, он сумел выбраться на родину и даже уболтал министра обороны выделить самолёт с боеприпасами для итальянцев, воевавших в Эритрее. Замысел сорвался лишь ввиду подписания командованием взбалмошного лейтенанту перемирия с западными союзниками.

Вообще-то у лейтенанта – крайне интересная биография, поэтому остановимся на ней более детально. Амедео происходил из дворянской семью родом из Пьемонта и Капуи, в 1930-м закончил Академию пехоты и кавалерии в Модене. Превосходный всадник, он был членом итальянской олимпийской команды на Берлинских Играх 1936 года. Затем воевал в Эфиопии, пошёл добровольцем на Испанскую гражданскую войну. Там он стал адъютантом генерала Луиджи Фруши (заместитель командующего Корпуса итальянских добровольцев, затем командир 20-й итальянской дивизии «Фриули»), причём – без какой-либо помощи влиятельных родственников. Затем там же в Испании командовал ротой ардити (условно говоря – спецназа) в дивизии «Фямме Нере», потом – подразделение марокканцев, получил Серебряную медаль за храбрость. Затем послужил в Ливии, где был в фаворе у местного губернатора.

По возвращению в Италию Гийе неодобрительно отнёсся к сближению родины с Рейхом и росту антисемитизма в Италии, а потому попросился в Восточную Африку. Тут он занимался, условно говоря, контр-террористической операцией – возглавляя борьбу с повстанцами, верными императору-изгнаннику Хайле Селассие I. Как вы понимаете, вскоре ему этот опыт весьма пригодился, только уже с другой стороны… Созданный им в 1940-м году отряд в 2500 штыков назывался Gruppo Bande Amhara и активно действовал в тылах британцев. Банде – не наша «банда», а итальянское название для нерегулярных полу-партизанских частей, сформированных из туземцев. Итак, этот отряд насчитывал всего лишь 6 офицеров-европейцев, несколько капралов-эритрейцев, остальные же – кавалеристы-амхары (народ в Эфиопии), в основном – на верблюдах, и йеменцы-пехотинцы. Учтите, что Гийе был всего лишь лейтенантом, но сумел командовать таким крупным соединением.

Итальянская колониальная конница из амхаров

Затем лейтенант формирует уже 5-тысячный кавалерийский отряд из эритрейцев, именуемый Gruppo Bande a Cavallo или Gruppo Bande Guillet. Среди своих солдат командир пользовался непререкаемым авторитетом, а британцам испортил решительными и храбрыми акциями уже столько крови, что и заслужил уже упомянутое прозвище «дьявола-командира». Впрочем, Гийе был достойным противником, играл хоть и дьявольски хитро, но честно, благодаря чему получил ещё два прозвища – «Рыцарь из прошлого времени» и «Итальянский Лоуренс Аравийский».

В конце 1940 года англичане загнали лейтенанта с его бригадой в тиски. И лейтенант решился на немыслимое – конную атаку на британскую бронетехнику. Гийе лично возглавил подчинённых, забрасывающих противника ручными гранатами и бутылками с зажигательной смесью. Окружение было прорвано. Интересно, что буквально год перед этим именно стараниями итальянских военных корреспондентов была создана красивая, но недостоверная легенда о «безрассудных поляках, атакующих в конном строю немецкие танки».

Амедео Гийе во главе Gruppo Bande Amhara (1940)

Отряд Гийе нёс тяжёлые потери в боях с превосходящими силами противника (порядка 800 человек убитыми за два года), но продолжал терзать вражеские позиции. Амедео не уставал подчёркивать доблесть своих подчинённых, говоря, что «эритрейцы – это пруссаки Африки, но без недостатков пруссаков». После поражения итальянцев в Восточной Африке он спрятал мундир на ферме итальянцев и начал собственную войну против англичан, подтвердив своё реноме «дьявола». Даже после поражений он сумел самостоятельно достичь Йемена (попутно работая разнорабочим и продавцом воды), где подружился с сыном имама и тренируя местных солдат. А уж оттуда выбрался в Италию на корабле Красного Креста.

Как вы знаете, в Эритрею Гийе вернуться не удалось, но его повысили до майора и приписали к военной разведке. И вот тут – очередной сценарий для остросюжетного сериала – ввиду того, что Италия уже не была союзником Рейха, Амедео приписывают связным к британским спецслужбам. Более того – он стал сотрудничать и даже подружился с полковником Харари. А тот, кстати, командовал именно тем отрядом коммандос, который безуспешно пытался поймать Гийе в Африке. Вояки быстро нашли общий язык и провернули пару-тройку до сих пор засекреченных операций в северной части Италии, всё ещё оккупированной немцами. В 1944-м Амедео женился, позже у него родились двое сыновей.

С упразднением монархии Амедео планировал покинуть страну, но лично Умберто II попросил героя Африки служить своей стране при любом правительстве. Амадео, сохраняя верность Савойской династии даже после её падения, не мог ослушаться и пошёл в университет, учить антропологию. Позже он – на дипломатической службе, представляя Италию в Йемене, Иордании, Марокко, и, наконец, в качестве посла в Индии. Затем поселился в Ирландии, проводя на родине зимние месяцы. В 2000 году он был удостоен почетного гражданства города Капуя, а президент Италии вручил ему Большой крест Военного ордена Италии, высшую военную награду страны. В следующем году он посетил Эритрею, где его встречали тысячи восхищённых сторонников, включая бывших подчинённых Амедео. Кстати, Гийе умер, вы не поверите, не так давно – в 2010-м, в возрасте 101 года, на двадцать лет пережив жену. Его столетие отметили специальным концертом в палаццо Барберини в Риме. В 2007-м итальянское телевидение сняло о нём документальный фильм. Гийе – один из наиболее награждённых итальянских военнослужащих, в его «активе» - также награды Испании, Египта, Ватикана, ФРГ и Марокко.

Франческо де Мартини

Или вот капитан итальянской разведки Франческо де Мартини, который в январе 1942 года взорвал склад боеприпасов в эритрейском порту Массауа. В Королевскую итальянскую военно-информационную службу (а именно так именовался итальянский Абвер) попал из танковых войск, в горы ушёл сразу после поражения – в ноябре 1941 года. После диверсии в порту де Мартини захватили, но он сумел сбежать в Йемен, потом вернулся в Эритрею. Тут сколотил из местных матросов группу, которая на небольших парусных лодках успешно действовали в Красном море, собирая разведсведенья о британцах, которые передавали в Рим. В августе 1942 года капитана таки захватили британские командосы в плен после очередной диверсии. На родину он вернулся в 1946 году и, кстати, получил за африканские художества ни много, ни мало – высшую награду Италии за подвиг на поле боя – золотую медаль «За воинскую доблесть». Дослужился де Мартини аж до бригадного генерала (1962) и умер в 1980 году в возрасте 77 лет.

Именно такие лодки использовали подчинённые де Мартини

А вот немецкий Железный крест за африканское партизанство получила женщина, более того – представитель довольно мирной профессии – военный врач Роза Данелли, член Fronte di Resistenza. Она лично сумела взорвать (и, кстати, выжила) основной склад британцев в Аддис-Абебе в августе 1942-го. Тем самым лишив противника новейших пистолетов-пулемётов «Стен», которые англичанам существенно бы пригодились.

Итальянская партизанская война не оказала, естественно, существенного влияния на общий ход войны, даже Роммелю не сильно помогла. С другой стороны, действуя в сложных условиях, без подкреплений и снабжения, партизаны сумели оттянуть на себя сравнительно большие силы британских и эфиопских войск, а так же снабжали Рим разведданными, провели ряд успешных диверсионных акций. В конце концов, эта самоотверженная борьба хотя бы немного поколебала образ безвольного и трусливого итальянского солдата.

спасибо


Комментарии могут оставлять, только зарегистрированные пользователи.