fly

Войти Регистрация

Вход в аккаунт

Логин *
Пароль *
Запомнить меня

Создайте аккаунт

Пля, отмеченные звёздочкой (*) являются обязательными.
Имя *
Логин *
Пароль *
повторите пароль *
E-mail *
Повторите e-mail *
Captcha *
Апрель 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 1 2 3 4 5
1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Рейтинг 5.00 (3 Голосов)

9 сентября 1922 года, на исходе Второй Греко-турецкой войны началась одна из страшнейших трагедий XX века - резня в Смирне.

Смирна была древним и очень важным портом в Эгейском море, играла значимую роль в Римской, Византийской и Османской империях. На тот момент, несмотря на 5-вековое владычество турок, больше половины населения города было греками, ещё больше (за счёт армян) - христианами, отчего турки называли Смирну (Измир) "Гяур Измир" (т.е. "неверной Смирной").

После Первой Мировой войны Смирна была включена в греческую зону с перспективой дальнейшего вхождения города и прилегающей области Иония в Греческое королевство (несмотря на протесты итальянцев, которые сами хотели иметь здесь сферу влияния).

15 мая 1919 года в Смирну прибыли первые греческие войска, что стало отправной точкой Второй Греко-турецкой войны и Войны за независимость Турции. Греческое население радостно приветствовало соплеменников, в будущее люди по обе стороны Эгейского моря смотрели с оптимизмом. Конечно же никто не знал, что процессы, которые приведут к трагедии, уже запущены, что Мустафа Кемаль-паша окажется гораздо бо́льшим, чем просто мятежным фанатиком.

Кемалисты по очереди разбили войска созданной при поддержке Антанты Республики Армения (в союзе с большевиками), оккупационные войска Франции и Италии, и, наконец, на исходе лета 1922 года нанесли тяжёлое поражение греческой армии, которая под натиском турок поспешно отступала к Смирне

Сначала греческим командованием было принято решение удерживать этот последний плацдарм в Малой Азии, но было слишком поздно что-то предпринимать - к 9 сентября под городом стояла турецкая армия во главе с самим главнокомандующим Мустафой Кемалем.

Шла эвакуация военных и гражданских греков из Смирны, на всех судов не хватало.
Греческое командование, отвечавшее за Смирну, договорилось мирно, "цивилизованно" передать город туркам. Кемаль объявил своим солдатам, что каждый из них, кто тронет гражданское население, будет немедленно расстрелян.

9 сентября 1922 года турецкая армия вошла в Смирну. В городе были ещё не успевшие эвакуироваться греческие солдаты. Греческое и армянское население, которое, как вы помните, в Смирне было широко представлено с давних времён, тоже в основной массе осталось в родном городе. Вдобавок здесь было много греческих беженцев с остальной Ионии и в целом Малой Азии.

Утро и день 9 числа прошли относительно спокойно: греческая жандармерия, как и планировалось, передала охрану порядка турецким коллегам. Но вечером...

Вечером в городе внезапно начались грабежи и убийства христиан, в которых активное участие принимали местные и пришлые мусульмане при поддержке турецких солдат. Потом турки оцепили армянские кварталы, началась резня мирного населения там. Своё грозное предупреждение турецким солдатам Кемаль не торопился воплощать в жизнь.
Так продолжалось несколько дней.

13 сентября, когда задул ветер со стороны нижнего города (там были мусульманские кварталы), турки облили бензином и подожгли дома в армянской части Смирны. После под раздачу поджигателей попали греческие кварталы и даже консульства европейских и американского государств. Так начался Великий пожар Смирны.

Смирна горела, в самом городе лилась кровь христианского населения. Кто успел - добрался до набережной и пытался спастись морем. Кто-то остался на берегу, и этих несчастных турецкие солдаты окружили, не давая выйти, поэтому многие умерли от жажды и голода, а кто-то бросался в море. Чтобы заглушить крики погибающих христиан, постоянно играл турецкий военный оркестр.

Хризостом Смирнский

Хризостом Смирнский

Среди убитых турками был митрополит Хризостом Смирнский. Хризостом, отказавшийся покинуть город, был выдан на растерзание турецкой толпе командующим Нуреддин-пашой. Его избивали, тыкали ножами, вырвали ему бороду, выкололи глаза, отрезали уши и нос, пока он не умер (по другим сведениям - был пристрелен из жалости неким критским турком). Всё это происходило на глазах французских солдат, которым командир запретил вмешиваться. Впоследствии Хризостом был причислен к лику святых.
Из двух сопровождавших Хризостома старост один был повешен, другого же турки умертвили, привязав за ноги к автомобилю и таская по центру Смирны.

Турки сначала перекрыли гавань Смирны военными кораблями, но потом страны Антанты всё-таки убедили турок дать доступ и помочь в эвакуации тех греков и армян, кто ещё остался в Смирне. Турки согласились, но при условии, что мужчины от 17 до 45 лет признаются интернированными, подлежащими депортации во внутренние области Турции "на принудительные работы". Срок на эвакуацию давался до 30 сентября, кто не успел - тоже интернированный, пленник новой турецкой власти.

В организации эвакуации большую роль сыграл американский пастор, сотрудник организации YMKA ("Юношеская христианская организация") Аса Дженнингс. Именно благодаря его стараниям 23 сентября в порт под охраной американских судов прибыла наскоро собранная флотилия из греческих, японских и американских кораблей. Прибывшие корабли выбрасывали весь свой груз, чтобы принять на борт как можно больше беженцев.

Непосредственно после резни только зарегистрировано (!) было около 400 000 беженцев из Смирны, получавших помощь Красного Креста.

Разумеется, ответственность за сгоревший город и Резню в Смирне Кемаль возложил на греков и армян: якобы нашли армянок, которые подожгли свои дома, а потом, когда Смирна уже была объята пламенем, турки просто мстили поджигателям. При этом, якобы наблюдая за горящей Смирной, Кемаль сказал: "Перед нами знак того, что Турция очистилась от предателей и иноземцев. Отныне Турция принадлежит туркам."
С тех пор версия о поджигателях-армянках, якобы ответственных за пожар в Смирне и резню, стала и остаётся по сей день официальной версией Анкары о тех страшных событиях. Однако турецкий историк Фалих Рифки Атай называет виновником пожара турецкого командующего Нуреддин-пашу, решительно отвергая официальную турецкую версию.

Уинстон Черчилль писал в связи с судьбой Смирны: "Кемаль отпраздновал свой триумф превращением Смирны в пепел и истреблением всего местного христианского населения."

В сентябре 1922 года Смирна, которая издавна была одним из центров Средиземноморской торговли и культуры, плотно населённым греками и имевшим большую долю христианского населения, окончательно стала турецким городом Измиром с преобладанием мусульман. Количество погибших в тех страшных событиях варьируется от 60 до 260 тысяч человек. Лишились своего крова и покинули родной город свыше 400 тысяч человек. Депортировано во внутреннюю Анатолию на принудительные работы было около 160 тысяч мужчин.

Эрнест Хэмингуэй был в то время корреспондентом американской газеты, был при резне и последующей эвакуации, описал свои впечатления в маленьком рассказе "В порту Смирны"

За поражение во Второй Греко-турецкой войне и ужасающую резню в Смирне руководство Греции поплатилось головой: чрезвычайный трибунал приговорил к смерти премьер-министра Гунариса, четверых его министров и командующего Хадзианестиса, 15 ноября все они были расстреляны. Король Константин I отделался всего лишь новым изгнанием: 27 сентября, оставив на троне сына Георга, он навсегда покинул Грецию.

вв


Комментарии могут оставлять, только зарегистрированные пользователи.