fly

Войти Регистрация

Вход в аккаунт

Логин *
Пароль *
Запомнить меня

Создайте аккаунт

Пля, отмеченные звёздочкой (*) являются обязательными.
Имя *
Логин *
Пароль *
повторите пароль *
E-mail *
Повторите e-mail *
Captcha *
Март 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
26 27 28 29 1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31
1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Рейтинг 5.00 (1 Голос)

Записка по прямому проводу полпреда

Записка по прямому проводу полпреда ПП ОГПУ по Западно-Сибирскому краю Н.Алексеева зампреду ОГПУ Г.Ягоде  о серьезных дефектах формирования эшелонов с трудпоселенцами от 29 июля 1933 г.


Источник: Государственный архив Новосибирской области. Ф.П-7.Оп.1.Д.628.Л.116.Копия.


 

Сообщение помощника начальника УРО СИБЛАГа Заленского о массовых нарушениях в ходе высылки 1933 г.

Данное сообщение высокопоставленного сотрудника Сибирского ИТЛ содержит важное свидетельство об очередном оперативном провале силовых ведомств Европейской России при проведении массовой кампании по паспортизации и грандиозной социальной чистки городов и приграничных территорий Союза от "деклассированных элементов" весной-летом 1933 г. (частью которой и была одиозная Назинская трагедия).

Почему документ важен, на мой субъективный взгляд? Он доказывает, что ситуация с островом Назино в Нарымском округе Запсибкрая, когда в компании с уголовниками депортировались в качестве трудпоселенцев беременные женщины, подростки, инвалиды, глухонемые, была отнюдь не частным уникальным эпизодом, а скорее составной частью более глобальной тенденции, типичной для репрессивных кампаний первой половины 1930-х. Административная неразбериха, отсутствие координации между ведомствами, низкий уровень образования и квалификации работников милиции и ОГПУ, установка на форсированное, ускоренное исполнение указаний Центра- все перечисленные факторы приводили к плачевным последствиям.
Заленский в своем сообщении приводит ряд характерных примеров неправильной высылки и указывает, что "подобных вышеизложенным (в документе- 'вышеизложенных"- прим.мое) имеется масса заявлений и документов".

Фактически, в ходе амбициозной "социальной утилизации деклассированных", наряду с реальными уголовниками и маргиналами, в массовом порядке арестовывались и без всякой формальной судебной процедуры высылались совершенно обыкновенные не маргинализированные советские граждане, которые имели несчастье оказаться на вокзалах не в том месте не в то время и попасть под неизбирательную тяжелую руку сотрудников ОГПУ и транспортной рабоче-крестьянской милиции. За тысячи километров в Сибирь из Москвы в тяжелейших условиях высылались инвалиды, глухонемые, 70-летние старики и старушки, женщины с малолетними детьми, члены ВКП(б), комсомола, бывшие красноармейцы, бедняки, рабочие, подростки и т.д.

Наконец, cообщение Заленского демонстрирует, что административная ссылка разлучала семьи совершенно абсурдным и трагическим образом, - родители приезжали с детьми купить продуктов в Москву (не стоит забывать, что на дворе голодный 1933 г.), взрослых членов семьи арестовывали, отправляли в Западную Сибирь в эшелонах, а детей просто оставляли на вокзалах.

Также характерен оборот Заленского- " со стороны Московской милиции допущено много грубых ошибок главным образом той части, что ряд инвалидов женщин с детьми даже если признать правильной их высылку можно было водворить подпиской по месту прежнего жительства, так как в поселках они будут совершенно бесполезным балластом".
Сравним с изящным идиоматическим выражением коллеги Заленского по лагерю И.И. Долгих- " имеют место случаи прямого и непрямого сопротивления новых т/п мероприятиям по их освоению".
 Здесь опять налицо типичнейшее для ОГПУ вообще и ГУЛАГа в частности отношение к людям как очередному ресурсу, который следует оценивать исключительно с точки зрения их пригодности для эксплуатации в хозяйственно-промышленном комплексе экономики подневольного труда.

Сообщение помощника начальника Учетно-распределительного отдела СИБЛАГа ОГПУ Заленского на имя начальника Управления СИБЛАГа ОГПУ А.Горшкова и начальника Омского Оперсектора ОГПУ о массовых нарушениях при высылке трудпоселенцев в Западную Сибирь от 22 июля 1933 г.
П-7, оп.1, д.628, 130.jpg

П-7, оп.1, д.628, 131.jpg
Источник: Государственный архив Новосибирской области. Ф.П-7.оп.1.Д.628. Л.113-113 об.


 

Сообщения работников СИБЛАГа о прибытии нетрудоспособных трудпоселенцев в Запсибкрай (июль 1933 г.)

Как видно из представленных архивных свидетельств, зачастую массовые операции первой половины 1930-х проводились ОГПУ и милицией при тотальном нарушении принятого документооборота и правил делопроизводства- нарушались не только формальные критерии отбора депортируемых "деклассированных", но даже порядок оформления сопроводительной документации эшелонов- людей высылали из Европейской части СССР вообще без каких-либо документов, вызывая недоумение и административные сложности на "принимающей стороне" в сибирских лагерях.

Молния сотрудника Томской пересыльной комендатуры СИБЛАГа ОГПУ Никитина в упралвение СИБЛАГа о порядке приема неоформленных и нетрудоспособных спецпереселенцев-инвалидов и сирот от июля 1933 г.
П-7, оп.1, д.628, 128.jpg
Источник: Государственный архив Новосибирской области.Ф.П-7.Оп.1.Д.628.Л.111. Копия.

Записка по прямому проводу начальника СИБЛАГа ОГПУ А.Горшкова в центральный аппарат ГУЛАГа ОГПУ о порядке приема неоформленных и нетрудоспособных трудпоселенцев от 21 июля 1933 г.

П-7, оп.1, д.628, 129.jpg
Источник: Государственный архив Новосибирской области.Ф.П-7.Оп.1.Д.628.Л.112.Копия.


 

Докладная записка начальника начальника СибЛАГа А. А. Горшкова в ГУЛАГ ОГПУ о состоянии прибывающих из Северного Кавказа в Западную Сибирь трудпоселенцев
4 июня 1933 г.
Копия.
Секретно.
ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ИСПРАВ [ИТЕЛЬНО-] ТРУД[ОВЫХ] ЛАГ[ЕРЕЙ] ОГПУ

П-7, оп.1, д.628, 081.jpg

Копии: ПП ОГПУ по Запсибкраю.
В дополнение к ранее посланным материалам о сансостоянии этапов трудпоселенцев, прибывших в Западно-Сибирский край, препровождаются сведения об этапах, прибывших в Томск, Омск, и Прокопьевск между 18 апреля и 14 мая с.г.
Приводимые по настоящему вопросу материалы продолжают характеризовать крайне тяжелее состояние прибывающих этапов. Эшелоны продолжают содержать огромную массу истощенных людей, больных остро-желудочно-кишечными заболеваниями. В пути и по прибытии обнаруживаются заболевшие сыпным тифом. В пути горячей пищи людям, следующим этапом выдается не всегда, нерегулярно и в недостаточном количестве. Водой этапы снабжаются совершенно недостаточно; за отсутствием кипяченой воды выдается сырая. В местах посадки санобработка производится не полностью, отсюда огромная завшивленность прибывающих этапов.

Эшелон, прибывший в Томск 6 мая с.г. из Кущевки, был отправлен с места с наличием 80% истощенных людей. Люди[,] прибывшие в Томск с указанным эшелоном, по состоянию своего здоровья, почти в половине всего количества являются полутрупами, громадное количество которых нуждается в немедленной госпитализации.

С этапом, следовавшим в Томск из Батайска (выбыл из Батайска 14.4) имело место такой случай: в Сочи к этапу были присоединены 200 человек уголовных из ДОПР'а; при посадке в Сочи они получили на дорогу хлеб сразу на 15 дней вперед из расчета 00-400 граммов день; этот хлеб они съели в течении первых трех дней и в последние дни форменным образом голодали, дойдя до крайней степени истощения.
Сообщается об изложенном для Ваших зависящих распоряжений.

П.п. Начальник Сиблага ОГПУ Горшков
Нач. Санотдела Флейшакер

Источник: Государственный архив Новосибирской области.Ф.П-7.Оп.1.Д.628.Л.81.

Опубликовано: Назинская трагедия. Серия: Из истории земли Томской. Документальное научное издание. Томск: Изд-во «Водолей», 2002. 220 с. (11,7 п.л.). Составитель д.и.н. С.А.Красильников.
 

раз два три четыре


Комментарии могут оставлять, только зарегистрированные пользователи.