fly

Войти Регистрация

Вход в аккаунт

Логин *
Пароль *
Запомнить меня

Создайте аккаунт

Пля, отмеченные звёздочкой (*) являются обязательными.
Имя *
Логин *
Пароль *
повторите пароль *
E-mail *
Повторите e-mail *
Captcha *
Март 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
26 27 28 29 1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31
1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Рейтинг 4.75 (6 Голосов)

Немецкая САУ на базе трофейного танка Т-26

Военнослужащие 249-й дивизии рядом с немецкой САУ на базе советского танка Т-26, подбитой в ночном бою под Техумарди. В центре стоит Хейно Миккин (Heino Mikkin).

Немецкая САУ на базе трофейного танка Т-26, на которую установлена трофейная французская 75-мм дивизионная пушка обр. 1897 года фирмы «Шнайдер» Canon de 75 modèle 1897, превращенная немцами в противотанковую (ствол с затвором дополнен дульным тормозом и установлен на лафет от немецкой 50-мм пушки PaK 38. Пушка получила название PaK 97/98(f). Официальное название машины — 7,5 cm Pak 97/38(f) auf Pz.740(r). Изготовлено всего 10 штук.

Трофейный танк М3 «Стюарт» [обозначался как Panzerkampfwagen M3 740(a)], подбитый в ночном бою под Техумарди (остров Сааремаа, Эстония), и тело погибшего солдата. Октябрь 1944 года

Трофейный танк М3 «Стюарт» [обозначался как Panzerkampfwagen M3 740(a)], подбитый в ночном бою под Техумарди. Остров Сааремаа, Эстония.
Октябрь 1944 года

Одно из жесточайших сражений на острове Сааремаа (Эзель) в октябре 1944

В ночь с 8 на 9 октября на перекрёстке дорог в районе селения Техумарди (западнее Курессааре) отряды 1-го батальона 917-го полка (майор Г. Караульный) и 307-го отдельного истребительно-противотанкового дивизиона (командир майор В. А. Миллер) советской 249-й «эстонской» дивизии (всего 670 человек) были атакованы 2-м батальоном немецкого 67-го Потсдамского гренадёрского полка (360 человек) под командованием хауптмана Клауса Риттера. В завязавшемся ночном бое немецкий 2-ой батальон прорвал оборону 1-го батальона 917-го полка, однако неожиданно столкнулся с 307-м отдельным противотанковым дивизионом. В результате развернувшегося жестокого боя, перешедшего затем в рукопашный, обе стороны понесли большие потери. По воспоминаниям одного из советских миномётчиков (http://narkompoisk.ru/zhivi_i_pomni/2017/05/05/nochno..) приходилось биться с врагом при помощи миномётной двуноги-лафета.
Несмотря на сопротивление, немцам удалось всё таки пробиться на юг, к позициям основных сил. В тоже время 1-ый батальон 67-ого полка (командир хауптманн Улрихс), не вступая согласно приказу в бой, прошёл вдоль побережья полуострова Сырве и без потерь также достиг немецких позиций.
За выполнение боевой задачи и обеспечение прохода 1-ого батальона хауптман Клаус Риттер, 28.10.1944 был награждён Рыцарским Железным крестом.

Потери советской стороны составили около 200 человек убитыми. В том числе многие офицеры и майор В. А. Миллер. Немцы потеряли около 200 человек убитыми и пленными. Из техники потери советской стороны неизвестны. Немцы потеряли один трофейный М3 "Стюарт", САУ на основе Т-26, две ЗСУ Sd.Kfz. 10/5.
Фронтовики позже назвали эту схватку «слоёным пирогом» — так все здесь перемешалось.

После тяжёлого ночного сражения завершился первый этап Моонзундской операции. За несколько дней были освобождены острова Вормси, Хийумаа, Муху и значительная часть острова Сааремаа. Немцы отошли и закрепились к югу от Техумарди на всем протяжении полуострова Сырве. Они отбивали все советские атаки и только через месяц, лишившись воздушного и морского прикрытия, их оборона была прорвана и Моонзундские острова были полностью освобождены.

Тела убитых солдат и подбитая зенитно-самохдная установка Sd.Kfz. 10/5. Последствия ночного боя под Техумарди, на острове Сааремаа (Эзель). Эстония. Недалеко от ЗСУ валяется пуховая подушка, вероятно с сиденья зенитчиков.
Октябрь 1944

Убитые в ночном бою под Техумарди. Остров Сааремаа, Эстония.  Октябрь 1944 года

Убитые в ночном бою под Техумарди. Мёртвые обысканы, с них сняты сапоги. Остров Сааремаа, Эстония. Октябрь 1944 года

Тела убитых солдат и буксируемая РаК 38 после ночного боя под Техумарди

Карта ночного боя у Техумарди. (К сожалению только на эстонском.) Красным отмечены движения советских войск. Синим — немецких.

Карта ночного боя у Техумарди. (К сожалению только на эстонском.) Красным отмечены движения советских войск. Синим — немецких.

 

Джеймс Цверг (James Zwerg) был молодым белым студентом, боровшимся против расизма в Америке. Он участвовал в акциях Freedom Riders – совместных поездках на транспорте белых и черных американцев для борьбы с сегрегацией на транспорте. Участники рейда за свободу прибыли в Алабаму утром 20 мая 1961 года. Ку-клукс-клан оповестил своих членов об этом, и местные расисты собрались в полном составе. Их было около 300 человек. Демонстрантов, едва они выходили из автобуса, начинали жестоко избивать. Полиции не было видно. За несколько дней до того губернатор штата Джон Пэттерсон фактически выдал белой толпе карт-бланш. «Народ Алабамы настолько возмущен, что я не могу гарантировать защиты этой горстке возбудителей черни».

Расисты прогнали всех фотографов – они не хотели быть запечатленными на снимках. Первым из десяти демонстрантов, покинувших автобус, был Джеймс Цверг. Несколько женщин закричали: «Убейте этого сукиного сына, любителя черномазых!» Его окружили шестнадцать белых юнцов, вооруженных палками. Женщины продолжали их натравливать. Юнцы сбили Цверга с ног. Он поднялся. Они снова сбили его, затем еще раз, еще и еще. Цверг не предпринял никакой попытки ударить в ответ, он не защищался. Он только все время повторял Псалом 26: «Господь – свет мой и спасение мое: кого мне бояться?… Если ополчится против меня полк, не убоится сердце мое». Нападавшие ногами выбили ему передние зубы.

Цверг пролежал на земле более часа уже после прибытия полиции. Журналист попросил комиссара полиции Л. Б. Салливена вызвать «скорую помощь». Комиссар ответил: «Все белые станции «скорой помощи» в городе заявляют, что у них нет исправных машин». Журналист продолжал настаивать: «Но человек нуждается в медицинской помощи». Салливен ответил жестко: «Он её не просил»…

Сам Цверг говорил потом:
Не было ничего особенно героического в том, что я и сделал. Героем был негр, который спас мне жизнь. Это был человек в комбинезоне, который случайно проходил мимо. У него хватило мужества подойти и сказать: «Прекратите бить этого ребенка. Если вам нужно избить кого-то, избейте лучше меня». И эти парни так и сделали. Тот негр был еще был без сознания, когда я вышел из больницы. via

 

На фото: Май 1942 года. СССР. Юго-Западный фронт. Танковый десант на танках Т-34 советской 5-й гвардейской танковой бригады готовится к атаке вражеских позиций.

13 мая 1942 года. Второй день советского наступления в районе Харькова.

Из воспоминаний Кирилла Семёновича Москаленко, в то время, командующий 38-й армией РККА:

«На рассвете 13 мая наши войска возобновили наступление на прежних направлениях при поддержке авиации, господствовавшей в воздухе. На этот раз и 21-я армия достигла успеха на своем левом фланге. 28-й же армии на правом фланге удалось в первой половине дня лишь окружить крупный опорный пункт в деревне Терновая. Тогда командующий 28-й армией принял решение развить наступление силами двух стрелковых дивизий и двух танковых бригад на своем левом фланге, используя успех нашей армии.

Дивизии 38-й армии продолжали наступать на своем участке. К 13 часам они продвинулись на правом фланге и в центре на 6 км. К этому времени ими были освобождены населенные пункты Михайловка 1-я, Ново-Александровка и др. Там же войска армии завязали бои за Червону Роганку, а левее вышли к дороге, ведущей от этого населенного пункта к Бол. Бабке. На этот рубеж выдвинулись также 13-я и 133-я танковые бригады.

Во второй половине дня обстановка резко изменилась.

Противник закончил сосредоточение двух ударных групп. Одну из них составляли 3-я танковая и два полка 71-й пехотной дивизий, расположившиеся в районе Приволье; Во вторую — в районе Зарожное — вошли 23-я танковая и один полк 44-й пехотной дивизии. Этими силами враг одновременно нанес контрудар в направлении Старого Салтова. Сильный удар 370 танков с пехотой и при поддержке авиации пришелся по войскам правого фланга армии. Они вынуждены были отойти на восточный берег реки Большая Бабка, открыв левый фланг 28-й армии.

Командующий фронтом, оценив обстановку, приказал мне занять оборону на восточном берегу реки Большая Бабка. Он поставил задачу не допустить прорыва танков врага на Старый Салтов, грозившего окружением всей северной ударной группировки и ликвидацией плацдарма за р. Северный Донец.»

Из дневника начальника Генерального штаба сухопутных войск вермахта Франца Гальдера:

«На фронте 6-й армии сильные атаки противника южнее и северо-восточнее Харькова при поддержке нескольких сот танков. Глубокие прорывы. 23-я и 3-я танковые дивизии ведут контратаки восточнее Харькова. Южнее Харькова (в полосе 131-й пехотной дивизии) положение весьма критическое.»

 

Личность Игнаца Требича–Линкольна неординарна и таинственна из–за большого количества пробелов в его биографии и противоречивых данных разведывательных служб различных стран.

Родившись в Венгрии в семье ортодоксальных евреев в 1879 году, он начал учиться актерскому мастерству на родине, но из–за проблем с законом и неумеренных амбиций уже в 18 лет отправился в Лондон, по одной из версий, пожив перед этим в Аргентине и Канаде. Сменив иудаизм на христианство, а фамилию Требич на Требич–Линкольн (первый из его многочисленных псевдонимов), он перебрал множество конфессий и, остановившись на англиканстве, отбыл служить каноником в графство Кент. Через несколько лет Требич принял решение сменить карьеру священнослужителя на политическое поприще. Под протекцией влиятельных промышленников он успешно прошел на выборах в Палату общин, где активно лоббировал интересы своих покровителей. Попытка начать собственный нефтяной бизнес на занятые деньги прогорела, и на участие в следующих выборах средств не нашлось. Тогда он нашел для себя новое занятие — шпионаж.

Дебют новоиспеченного тайного агента был не из удачных — во время Второй Балканской войны Игнац был уличен в двойной игре, за что пробыл некоторое время в болгарской тюрьме. Однако это не заставило его бросить шпионскую деятельность. С началом Первой Мировой Требич предложил свои услуги британской разведке, а получив отказ, незамедлительно завербовался к немцам. Шпионить наш герой отправился в США, где для поправки финансового положения опубликовал антибританскую статью "Откровения члена британского парламента, завербованного в шпионы". Из Штатов он был экстрадирован за... банальную подделку чеков. Освободившись из британской тюрьмы, Игнац перебрался в послевоенную Веймарскую республику, где познакомился с ультраправыми Людендорфом и Гитлером. Данные американской разведки отводят Игнацу ключевую роль в Капповском путче 1920 года, после подавления которого оставаться в Европе крамольнику было опасно, и Требич–Линкольн обратил свой взор на восток. До 1926 года он занимался созданием гоминьдановской разведки в Китае, параллельно общаясь с японскими агентами.

И снова нестандартное решение, вполне в духе Требича — полностью посвятить себя служению Будде. Всего через неделю после рукоположения в качестве монаха, его "повышают" до уровня бодхисаттвы. "Азиатский" период его жизни еще более таинственен. Достоверно известно лишь, что "просветленный" Чао Кунг (новое альтер–эго Игнаца) настоятельство в монастыре он вскоре начал совмещать с разведдеятельностью в пользу всех, кто был готов за нее платить. Гессу и Гиммлеру он обещал поднять миллионы тибетских буддистов на борьбу с англичанами, но этого так и не произошло. В 1943 году в одном из японских изданий появилось сообщение о кончине Требича в Шанхае, однако в 1947 году газета “Times of Ceylon” опровергла эту информацию.

Помимо всего вышесказанного, некоторые исследователи разоблачают Требича–Линкольна как коминтерновского и советского шпиона, а также как члена масонской ложи, китайской триады и других тайных сообществ. Как закончилась жизнь авантюриста? Кем он был — охочим до наживы ренегатом или преданным тайным агентом Британии? Как расценивать его выходки — как самонадеянные аферы или части хорошо спланированной игры? Если и есть документы, которые позволяют точно ответить на эти вопросы, то пока они хранятся в надежном и недоступном месте.

 

8 мая 1918 года завершился Дроздовский поход - переход Первой Отдельной бригады Русских добровольцев под командованием Генерального штаба полковника М. Г. Дроздовского с Румынского фронта Первой мировой войны на Дон для соединения с Добровольческой армией генерала Л. Г. Корнилова и совместной борьбы против советской власти. Поход стал одним из наиболее значительных эпизодов в истории первого этапа Белого движения на Юге России — наряду с «Ледяным походом», и был столь же тяжёлым.

Своим боем под Ростовом с намного превосходящими силами красных на завершающей стадии похода дроздовцы оказали большую помощь Войску Донскому, оттянув на себя из Новочеркасска крупные силы красных. Через несколько дней дроздовцы, соединившись с восставшими казаками, заняли столицу Войска Донского.

В результате присоединения дроздовцев Добровольческая армия почти удвоилась численно, значительно пополнилась и материальная часть, но главное — приход Дроздовской бригады на главный театр Гражданской войны придал новые силы антибольшевистскому сопротивлению Юга

 

1942 год. СССР. Юго-Западный фронт. Немецкая 37-мм противотанковая пушка и ее погибший расчет. Полоса наступления 6-й армии генерала Городнянского.

12 мая 1942 года. Из дневника Вольфганга Кноблиха, военнослужащего вермахта 7-я рота, 2-й батальон. 513-го пехотного полка:

«После сегодняшнего дня я могу сказать с уверенностью, что испытал на себе все ужасы передовой. Непокрытое - это последний укрепленный пункт оборонительной линии, расположенной перед Харьковом. Если он будет захвачен, дорога на Харьков, которая ведет через открытую местность, будет очищена. Еще не наступило утро, когда нам передали с поста V, что приближаются русские танки. С рассветом мы уже имели возможность видеть восемь из них. Начиная с раннего утра, наши батареи засыпали снарядами цепь вражеских танков. Один из них был подбит и далее оставался неподвижным. Но русские отреагировали незамедлительно. Высота, на которой располагался пост V, оказалась под таким огнем, что мы не знали, куда спрятаться. Кроме того, русские бомбардировщики и штурмовики предприняли ожесточенную атаку, что добавило страха, но самое трудное было впереди.

Интенсивный артиллерийский огонь настолько расколошматил обе линии нашей обороны, что мы оказались безо всякой связи. Наши действия никак не координировались, а наша артиллерия молчала.

Затем русские танки пошли в атаку. Наша пехота начала отступать. Мы предприняли еще одну отчаянную попытку восстановить связь, тогда как наша пехота уже скопилась в тылу... Тут пришла и наша очередь отступать. Мы не самым достойным образом рванулись в более безопасное место, захватив с собой только полевые телефоны и карабины. Пули свистели прямо над нашими головами... Теперь наши артиллеристы могли видеть танки противника и открыли огонь. Какое-то время русские потратили на то, чтобы оценить ситуацию и определить, где находятся наши артиллерийские позиции. Теперь, разобрав что к чему, они обрушили тяжелые снаряды на наших артиллеристов ...

Я помог остальным подтащить боеприпасы - просто, чтобы занять себя. После многих часов ружейной и артиллерийской перестрелки у нас стали кончаться боеприпасы. Мы сделали более 800 выстрелов, и теперь вынуждены скрываться в наших дотах. Русские тоже прекратили огонь. В конце концов подъехал грузовик со снарядами, и артиллерийская дуэль возобновилась с новой силой.

Русские стреляют с дъявольской точностью. Наше первое и третье орудие превратились в металлолом после прямых попаданий. Но расчеты уцелели. Все офицеры и унтер-офицеры собрались вокруг второго орудия - единственного, которое еще могло стрелять. Мне стало не по себе, когда я увидел такое большое скопление людей, и я решил переменить свою позицию. Как только я переместился, два снаряда упали на наших. Восемь человек были убиты на месте, еще шестеро получили тяжелые ранения. Мы перевязали их раны, как могли, и начали торопливо отходить. Наши части отступали. Я помогал нести раненых, и поэтому мне пришлось выбросить даже то немногое, что собирался взять с собой. Все, что я взял с собой, уместилось в сумку, в которой я раньше носил галеты и всякую мелочь, однако, я сумел прихватить с собой плащ-палатку, карабин и патроны.

Отступая из деревни, мы приняли участие в перестрелке вместе с пехотинцами. Огонь русских артиллеристов преследовал нас, и их снаряды продолжали взрываться рядом. В дополнение к этому русские продолжали атаковать нас с воздуха и наносить нам тяжелые потери.

Время шло, было уже четыре часа утра, в небе не было ни одного немецкого самолета, ни один немецкий танк не появился, чтобы поддержать пехоту. Нам пришлось с нелегким сердцем бросить орудия. Думаю, мы поступили правильно, отступив с боем...

Наконец-то мы добрались до какой-то балки. Мы с облегчением спустились в нее, найдя укрытие от ружейного огня. За каким-то перелеском мы остановились, чтобы перевести дух. Слава богу, наступали сумерки. Это спасло нас, иначе русские перестреляли бы нас как кроликов на плоской открытой равнине, расстилающейся перед Харьковом. В нашей батарее осталось 12 человек.

Перевод и обработка - Владимир Крупник

 

Генерал-майор Владимир Васильевич Кирпичников командир 43-й стрелковой дивизии- единственный высокопоставленный командир РККА попавший в финский плен.
1 сентября 1941 года, в районе деревни Порлампи Кирпичников попал в плен к финнам. Из бесед с Кирпичниковым финны сделали вывод, что их данные о концентрации и перебросках сил Красной армии в основном правильные. Пожалуй, это и стало главным результатом бесед с советским генералом, ибо во всём остальном в связи с отступлением Красной армии полученные от него сведения уже утратили свою актуальность и практического значения не имели. Неоднократно предпринимались попытки склонить В. В. Кирпичникова к сотрудничеству и пропагандистской деятельности. Попытки результата не возымели, но всё же под влиянием финской пропаганды В. В. Кирпичников написал несколько заметок о возможности государственного переворота в Советском Союзе, популярности Белого движения среди населения СССР, войне СССР с Германией и её союзниками, работе НКВД, семье и быте в Советском Союзе и на ряд других тем.
В 1944 году возвращён в СССР. В 1950 году осуждён и расстрелян.


Комментарии   

# Habibullin 2017-05-15 13:36
Неоднократно видел это фото Дроздовского М.Г. и другие, в т. ч. портреты. Есть вопрос: что за значок прикреплен к верхней пуговице?
+2 # Seeox 2017-05-15 23:13
Я бы сказал, что это жетон лейб-гвардии Волынского полка, в котором Дроздовский служил в чине подпоручика после окончания Павловского военного училища.

Комментарии могут оставлять, только зарегистрированные пользователи.