fly

Войти Регистрация

Вход в аккаунт

Логин *
Пароль *
Запомнить меня

Создайте аккаунт

Пля, отмеченные звёздочкой (*) являются обязательными.
Имя *
Логин *
Пароль *
повторите пароль *
E-mail *
Повторите e-mail *
Captcha *
Апрель 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 1 2 3 4 5
1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Рейтинг 4.81 (8 Голосов)

После февральской революции 1917 года в России начинаются массовые аресты. Задерживают тех, кто ещё совсем недавно был властью, — министров, губернаторов, полицейских. 8 марта в здание Пермской пересыльной тюрьмы привозят бывшего руководителя Пермского губернского жандармского управления подполковника Романа Денисовича Демидова.

Роман Денисович происходил из того самого знаменитого рода Демидовых, давших России немало выдающихся представителей. О многих из них написаны книги, сняты художественные фильмы. Но биография нашего героя, достойного представителя этого рода и, кстати, до конца исполнившего свой долг перед Отечеством, до сих пор остаётся практически неизвестной.

Прапрадедом Романа Денисовича был Григорий Акинфиевич Демидов — выдающийся предприниматель, меценат и учёный XVIII века, долгое время проживший в Соликамске.

Сам Роман Демидов родился 19 февраля 1868 года в многодетной семье армейского полковника. Окончив Нижегородский графа Аракчеева кадетский корпус, 3-е военное Александровское училище и прослужив несколько лет в артиллерии, Демидов переводится в Отдельный корпус жандармов. Весной 1908 года его, к тому времени уже подполковника, назначают помощником начальника Тульского губернского жандармского управления. По воспоминаниям современников, это был немолодой, элегантный, стройный, высокий офицер, со светлыми усами, светлыми глазами и бритыми впалыми щеками, с благородной проседью в волосах.

В 1914 году началась Первая мировая война. Огромные усилия потребовались не только от фронтовых офицеров, но и от «бойцов невидимого фронта», коим являлся Роман Демидов. Во время войны жандармы продолжали выполнять свои основные обязанности — бороться с различными политическими преступлениями. Но, кроме того, прибавилась новая задача — выявление иностранных шпионов.

Пермские жандармы. Фото 1897-1909 гг.

Служение долгу и честное исполнение своих обязанностей в том же 1914 году едва не стоили Демидову карьеры. Вскоре после начала войны тульские последователи Льва Толстого и его учения о непротивлении злу распространили воззвание «Опомнитесь, люди-братья!», где призывали не участвовать в войне и не оказывать сопротивления врагу. Начались аресты. Дело об антивоенной пропаганде поручили вести подполковнику Демидову. Главным фигурантом дела стал секретарь покойного Льва Толстого Валентин Булгаков, проживавший в Ясной Поляне и друживший с вдовой писателя, графиней Софьей Андреевной.

Её авторитетом толстовцы и решили прикрыться. Софья Андреевна крайне высокомерно беседовала с Демидовым и всячески препятствовала следствию — какой-то обычный жандармский офицер, видите ли, посмел потревожить покой графини Толстой. Софья Андреевна писала жалобы, использовала свои огромные связи в столице, чтобы добиться увольнения Демидова. Однако руководство МВД встало на сторону своего сотрудника. По итогам работы в Тульской губернии подполковник был награждён орденами Святой Анны 2-й степени и Святого Владимира 4-й степени с формулировкой «За отлично ревностную службу и особые труды, вызванные обстоятельствами текущей войны».

5 ноября 1916 года Демидов получает повышение по службе — его назначают исправляющим должность начальника Пермского губернского жандармского управления. К новому и, как оказалось, последнему месту назначения, подполковник прибыл 13 декабря. Судьба сложилась таким образом, что двумя последними местами его службы стали регионы, где прославились предки Романа Денисовича — тульские оружейники и уральские заводовладельцы.

Политическая обстановка в Пермской губернии, как и во всей России, во время Первой мировой войны была напряжённой. Процветала шпиономания — и нельзя сказать, чтобы безосновательно. Реальный шпионский случай произошёл буквально накануне войны. Рассказывает военный историк Дмитрий Лобанов: «В Пермскую губернию залетел воздушный шар с германскими воздухоплавателями, которые оказались действующими офицерами. Был суд в Пермской губернии — достаточно громкое дело, прошумело на всю империю, даже в центральных газетах публиковались материалы. Эти германские офицеры действительно были шпионами, летели с разведывательной целью. Формально они сказали, что совершали спортивный перелёт из Берлина в Стокгольм, но случайно ошиблись и залетели в Пермскую губернию. В общем-то, как-то забавно звучит».

Возможно, под влиянием этого судебного процесса, как говорит кандидат исторических наук Сергей Рязанов, «в 1914 году, то есть практически сразу с началом боевых действий, начали замечать различные неопознанные летающие объекты в небе — как правило, принимали их за вражеские аэропланы. Это очень сильно напоминает времена «холодной войны», когда виделись людям летающие тарелки. Суть в том, что военная истерия даёт примерно одинаковый эффект во все времена».

На новой должности в Перми Демидов работает много и напряжённо: по 15 и более часов в сутки, без выходных и праздников. В начале 1917 года на Урале происходит серия обысков, арестов и допросов. Судя по сохранившимся документам, пермские жандармы стояли на пороге разоблачения и ликвидации вражеской шпионской сети.

Швейные машинки немецкой компании «Зингер» были до революции практически в каждом доме. Продавались они с помощью кредитов. При получении кредита сотрудники компании «Зингер» просили заполнить анкету, в которой, в частности, спрашивали: «служили ли ваши родственники в вооруженных силах», «далеко ли находится ваш дом от железной дороги». В ходе войны выяснилось, что это была разветвлённая шпионская сеть. Таким образом, Германия получила практически полную информацию о вооружённых силах Российской Империи.

Во время Первой мировой войны пермским жандармам приходилось бороться не только с немецкими шпионами, но и заниматься прямыми обязанностями — борьбой с революционными экстремистами. Главную помощь жандармам в этом деле оказывали секретные сотрудники.

Одним из агентов Демидова был известный социал-демократ В. И. Лежава, крупный деятель революционного движения, благодаря которому пермским спецслужбам был известен практически каждый шаг местных революционеров.

Социал-демократ В.И.Лежава, секретный сотрудник Пермского губернского жандармского управления

Объясняет краевед Владимир Гладышев: «Мы говорим об успешной работе по вербовке агентов, причём я посмотрел специально — среди самых разных слоев. Таких добровольных помощников у органов государственной безопасности было немало и на Урале. Представляете, как держало руку на пульсе жандармское управление, следя фактически за каждым революционным собранием».

В феврале 1917 года, незадолго до революции, по инициативе Демидова началось дознание по делу Пермского военно-промышленного комитета. К этому времени стало известно, что деятели комитета, как в столице, так и в регионах, не столько работали на нужды обороны, сколько занимались антиправительственной агитацией. Пермский комитет под руководством инженера А. Е. Ширяева, члена эсеровской партии, даже дошёл до призывов к свержению государственного строя.

В необходимости борьбы с военно-промышленным комитетом Демидова полностью поддержал исправляющий должность прокурора Пермского окружного суда Л. А. Кудрявцев. Пройдёт совсем немного времени, и в мартовские дни 1917 года он окажется по другую сторону баррикад. Вместе с революционными руководителями прокурор Кудрявцев начнёт энергично преследовать бывших жандармских офицеров. Когда в октябре будет свергнуто уже Временное правительство, пермский прокурор вновь не растеряется, и в 1918 году мы увидим его на посту председателя уголовно-следственной комиссии при большевиках.

Внезапная февральская революция перечеркнула всю деятельность Пермского губернского жандармского управления. Получив в конце февраля первые сведения о событиях в Петрограде, Демидов осознал всю серьёзность положения. Опасаясь, что революционеры могут получить доступ к секретным документам, подполковник распорядился начать уничтожение дел. Документы о секретных сотрудниках, которым в случае их раскрытия грозила самая жестокая расправа со стороны революционеров, Роман Денисович уничтожил лично. «Демидов поступил согласно военным инструкциям, — поясняет историк Сергей Рязанов. — В случае таких ситуаций он должен был уничтожить всё секретное делопроизводство, чтобы оно не попало не в те руки».

8 марта 1917 года подполковник Демидов был арестован возникшим самочинно Пермским комитетом общественной безопасности. «Пошла расправа, совершенно, конечно, не судебная, — говорит краевед Владимир Гладышев. — Никакие права человека не соблюдались, никакого расследования не проводилось». «Демидов был арестован, как и многие другие жандармы по всей России. Арестовываются они все во внесудебном порядке, особенно агенты спецслужб. Им, как правило, даже не предъявлялись обвинения, — добавляет историк Сергей Рязанов. — И за этим стояли те люди, либералы, которые выступали до революции за соблюдение законности, за неприкосновенность личности, то есть за то, что ни в коем случае никто не должен быть арестован без суда. Когда полиция какие-то права людей, как казалось либералам, нарушала, они всегда их очень активно защищали, писали статьи, жалобы в прокуратуру и так далее. А здесь, оказавшись у власти, они поступают намного хуже, чем в прежние времена полиция, потому что вообще без всяких законных оснований они начинают арестовывать».

Один из руководителей Пермского комитета общественной безопасности — тот самый Ширяев, главный фигурант по делу о военно-промышленном комитете. Теперь бывший инженер сам развивает бурную деятельность по преследованию жандармских офицеров. Он лично допрашивает арестованных, а также большое количество свидетелей, не имея на то никаких законных полномочий. Новые власти подвергают Демидова домашнему аресту, а всех лиц, ранее задержанных жандармами, в том числе по подозрению в шпионаже, немедленно выпускают на свободу.

К деятелям политического сыска новые правители питали исключительную неприязнь, если не сказать ненависть. Государственный переворот дал новым хозяевам жизни возможность отомстить тем, кто прилагал все усилия, чтобы не допустить их к власти.

Демидову предъявляют надуманное обвинение в том, что он уничтожил документы, которые якобы не имел права уничтожать. Роман Денисович с честью проходит испытание арестом и допросами. Он, во-первых, не сдаёт своих секретных сотрудников, а во-вторых, берёт вину за уничтожение документов на себя, указывает, что это было только его решение.

Ещё до войны Демидов страдал болезнью лёгких. Суровый уральский климат, а затем переживания, связанные с революционными событиями, арестом и унижениями, окончательно подорвали его здоровье. 29 сентября 1917 года подполковник Демидов скончался от туберкулёза. Отпевали Романа Денисовича в Рождество-Богородицкой церкви города Перми.

Похоронили последнего руководителя Пермского губернского жандармского управления подполковника Демидова на архиерейском кладбище у Спасо-Преображенского кафедрального собора, что говорит об уважении, которым он пользовался у горожан даже после февральской революции.

Вячеслав Дегтярников,

Дмитрий Софьин

спасибо за наводку Vasev

источник


Комментарии могут оставлять, только зарегистрированные пользователи.