fly

Войти Регистрация

Вход в аккаунт

Логин *
Пароль *
Запомнить меня

Создайте аккаунт

Пля, отмеченные звёздочкой (*) являются обязательными.
Имя *
Логин *
Пароль *
повторите пароль *
E-mail *
Повторите e-mail *
Captcha *
Март 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
26 27 28 29 1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31
1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Рейтинг 4.92 (6 Голосов)

Один из асов диверсионной работы и прародителей советского спецназа Хаджи-Умар Мамсуров родился 15 сентября 1903 года в селении Ольгинское Владикавказского округа Терской губернии, ныне Правобережный район Республики Северная Осетия-Алания, в простой крестьянской семье.

В начале лета 1918 года юноша приехал во Владикавказ, поступил рабочим в железнодорожное депо. В августе, когда Северный Кавказ захлестнули революционные события, примкнул к красным, стал бойцом горской кавалерийской сотни 11-й Красной армии, где провоевал несколько месяцев.

Но, заболев тифом, был оставлен отступавшими сослуживцами в одном из владикавказских госпиталей. Город заняли белогвардейцы, в нем началась дикая резня. В январе 1919-го во Владикавказе и его окрестностях без суда и следствия было убито почти 17 тысяч красноармейцев, большинство из которых были раненые и больные. Лишь по счастливой случайности Хаджи удалось избежать кровавой расправы.

О своем однофамильце и родственнике я знал, но очень мало. Мне было лет 14, когда впервые увидел его. До этого я его никогда не видел. Мой отец говорил, что он приходится мне дядей и младше его года на два, оба они — выходцы из горного селения Даргавс, где находится наша фамильная башня.

Отец, несомненно, знал о нем значительно больше, чем я и мой брат Александр. И не все рассказывал о нем. Для меня Хаджи был тайной, как говорится, за семью печатями.

В тот раз он с какой-то инспекторской проверкой прибыл во Владикавказ. Поздно вечером, а точнее уже ночью, без сопровождающих военных пришел к нам домой повидаться с родственниками. Таков прекрасный обычай народов Северного Кавказа, в том числе и осетинского.

Высокого роста, в генеральской шинели, на голове папаха, красивый мужчина в возрасте лет 50-ти… он показался нам богатырем. Хаджи долго разговаривал с моим отцом, расспрашивал о здоровье, о том, как мы живем, какие у нас проблемы.

В 17 лет я уже знал о Хаджи намного больше. В 15-летнем возрасте мой дядя добавил себе 2 года и был принят в Красную Армию. Он был военным советником в Испании, воевал на территории Финляндии, участвовал в Великой Отечественной войне.
...

Об испанской командировке в автобиографии он написал кратко: «Организовывал и был одним из руководителей обороны Мадрида. Организовывал и руководил всем партизанским движением Испании. Лично участвовал в операциях ряда отрядов. Был ранен в руку и контужен в ноябре 1936 года ».

Смелый и удачливый полковник Ксанти уже в Испании стал героем легенд, его вспоминали впоследствии многие из советских добровольцев и журналистов, побывавших на Пиринеях.

«Он славился той отчаянной кавказской храбростью, — вспоминал журналист Овидий Савич, — которой восторгались Пушкин, Лермонтов и Лев Толстой. Однако в его храбрости не было ничего показного. Она была воздухом, которым он дышал. Но со времен Хаджи Мурата утекло много воды. Ксанти умел воевать не только на коне — он был один из самых одаренных советников на войне, где кавалерия практической роли не играла. В том, что штабу мадридской обороны удалось отстоять столицу, была и его, притом немалая заслуга. Он был из тех людей, которым можно доверить любой участок работы, лишь бы работа была живая. Дипломатом он не был, но его храбрость, прямота, дружеское расположение к людям достигали большего, чем дипломатия».

«Осетин могучего телосложения, с теплым взглядом черных глаз, он был нелюдим, неразговорчив, — так писал известный кинооператор Роман Кармен — О хладнокровном мужестве Хаджи-Умара передавали шепотом удивительные истории. Не зная испанского языка, он ходил по фашистским тылам с небольшой группой отобранных им отчаянных храбрецов — испанцев. Его возвращение в Мадрид после очередного рейда опережалось известиями о сумасшедших по дерзости и отваге делах: летели на воздух артиллерийские склады, рвались на фашистских аэродромах начиненные бомбами немецкие бомбардировщики, взрывались стратегические мосты и эшелоны с оружием Гитлера и Муссолини. Он никогда ничего не рассказывал. А на вопрос только качал черной, как смоль, шевелюрой и улыбался застенчивой улыбкой, сверкнув из-под резко очерченных губ белоснежными зубами».

Не обошёл его своим вниманием и прибывший в Мадрид в марте 1937 года Эрнест Хемингуэй. С ним Мамсурова познакомили литераторы Михаил Кольцов и Илья Эренбург. Хемингуэй был в восторге от македонского террориста, поведавшего писателю кое-что о партизанской жизни. Но, когда Кольцов попросил своего друга Хаджи рассказать писателю более откровенно о своей опасной работе, Мамсуров ответил: «Эрнест человек не серьёзный. Он много пьёт и много болтает». Так Хемингуэй и не узнал, кем на самом деле был македонский боевик Ксанти.

В конце октября 1936 года, в Мадриде Мамсуров познакомился со своей будущей женой — переводчицей Паулиной-Марианной, прибывшей в СССР из Аргентины в 1932 году и направленной в Испанию по командировке КИМ. Нельзя сказать, чтобы красавице-аргентинке пришлось легко с мужем-осетином. Несмотря на коммунистические убеждения, кавказское воспитание сидело в нем прочно.

«Мамсуров был довольно суровый человек, а с годами эта черта характера усилилась, — вспоминала Паулина Вениаминовна. — Тогда же, в Испании, я поняла, что он не любит нежностей не только из-за профессии, но в большей степени из-за воспитания. Я не стану рассказывать, что означала для горца женщина в доме. Позже он не раз говорил мне: „Ты должна поехать в Осетию на перевоспитание“. Для меня это были разговоры о другом мире, ведь самоуверенности у меня было более чем достаточно: кто кого?». Однако, несмотря на разницу в воспитании и столь простые в то время разводы, этот брак оказался прочным.

Храбрости и опыта добровольцев и советников оказалось недостаточно, когда войска не желают сражаться, правительство расколото на фракции, а генералы изменяют присяге.

Война закончилась победой каудильо Франко, уцелевшие и не попавшие во французские лагеря республиканцы перебрались в Советский Союз, а добровольцы уехали туда же или возвратились к себе на родину. Последние советники покинули Испанию 12 марта 1939 года. Мамсуров вернулся в СССР раньше — в октябре 1937 года (в Испании его сменил Христофор Салнынь — «Гришка»). В Москве его ждали награды: ордена Ленина (январь 1937) и Красного Знамени (июнь 1937). В феврале 1938 года ему присвоено звание полковника.

… А в стране полным ходом шла волна чисток, в которых доставалось всем. Был расстрелян и дядя Хаджи-Умара — Саханджери Мамсуров, который оказался «троцкистом». Но самого Ксанти репрессии не коснулись. В апреле 1938 года он получил должность начальника отделения «А» Разведуправления РККА, которое год спустя преобразовали в отдел.

В 1939 году, когда началась советско-финская война, Мамсурова назначили заместителем начальника оперативной группы Разведуправления на Финском фронте, а с января 1940 года он командовал Особой лыжной бригадой 9-й армии, сформированной из ленинградских спортсменов. Бригада совершала дерзкие вылазки в тыл белофиннов.

К сожалению, к рекомендациям полковника Мамсурова и других опытных военачальников руководство прислушивалось далеко не всегда. Результатом стали поражения в первые месяцы Великой Отечественной войны.

В аттестации от 15 июля 1940-го о Мамсурове сказано: «Крепкий и храбрый большевик-разведчик… Самокритичен и в то же время волевой и требовательный командир… Разведывательную работу любит и отдает ей все силы и способности».
… Мамсуров просится на фронт, и в январе 1942 года его назначают командиром 114-й кавалерийской дивизии, а в мае — заместителем командира 7-го кавалерийского корпуса на Брянском фронте.

В августе 1942 — январе 1943 года полковник Мамсуров продолжает начатое в первый период войны дело по организации партизанского движения и подготовки для него кадров.

Для руководства партизанской борьбой на Северном Кавказе и в Крыму, постановлением Государственного Комитета Обороны от 3 августа 1942 года, при Военном Совете Северо-Кавказского фронта создается Южный штаб партизанского движения (ЮШПД). Начальником его ГКО назначает Хаджи-Умара Джиоровича. В состав штаба вошли секретарь Краснодарского крайкома партии П. И. Селезнёв и секретарь Крымского обкома партии В. С. Булатов. При штабе создается партизанская школа, в которой готовили кадры с учетом опыта гражданской войны в Испании, к преподавательской работе привлечены и испанские боевики.

После трех месяцев работы в ЮШПД Мамсуров отозван в Москву на должность помощника начальника Центрального штаба партизанского движения и начальника разведки штаба. «Бог диверсий» Илья Старинов, воевавший вместе с Хаджи-Умаром в Испании и встретившийся с ним в этом штабе, писал: «На Мамсурове лежала огромная ответственность за правильность сведений о противнике, исходящих от ЦШПД. Сведения от партизан — пусть отрывочные и нерегулярные — поступали, но любые разведывательные сведения требуют перепроверки и подтверждений, причем своевременных. Получить же проверенные, подтвержденные данные при тогдашнем состоянии связи было крайне трудно».

Недолго прослужил Мамсуров и в ГРУ, где находился на посту заместителя начальника 2 управления, уже в марте 1943-го он снова по личной просьбе отправлен на фронт и назначен на Юго-Западный фронт, командиром 2-й гвардейской Крымской кавалерийской дивизии, которой командовал до августа 1946-го.

За отличное руководство боевыми действиями дивизии Хаджи-Умар Мамсуров был награждён орденом Суворова 2-й степени и произведён в октябре 1943-го в генерал-майоры.

В конце января 1944 года в наступлении на Ковель дивизия Мамсурова с боем форсировала реку Стырь, однако получила новую задачу и повернула на юг. Прорвав фронт немцев, дивизия соединилась с партизанскими отрядами Украины и оказалась в глубоком немецком тылу. Там кавалеристы прошли рейдом по занятым врагом населённым пунктам, уничтожая его слабые гарнизоны.

Разгромив 19-ю пехотную венгерскую дивизию и 143-ю пехотную немецкую дивизию, 1 февраля 1944 года кавалеристы Мамсурова заняли город Луцк. Подойдя к городу Дубно, они изрядно потрепали группировки немцев, отходившие на Ровно. 15 марта дивизия прорвала оборону противника на реке Иква и, ударив в тыл Дубненской группировки врага, обеспечила успешное наступление наших войск с фронта. 19 марта генерал-майор Мамсуров был ранен в лицо, но остался в строю.
В Львовско-Сандомирской операции 1-го Украинского фронта его дивизия выполняла отдельную задачу — не допустить отхода Бродской группировки немцев на запад через реку Западный Буг. 2-я гвардейская кавдивизия овладела городом Каменка-Струмилово и вынудила немцев принять бой в невыгодных для них условиях. Несмотря на большую ширину фронта — 70 км, кавалеристы не пропустили ни одного отступающего.

В результате этой операции на поле боя осталось более 8 тысяч трупов вражеских солдат и офицеров, в том числе 2 генерала. Кавалеристы также захватили более 2 тысяч пленных, 35 танков, свыше 500 орудий и миномётов, 3 тысячи автоматов и 6 тысяч лошадей, что было для кавдивизии далеко не лишним. Дивизия в результате боя потеряла около 1200 человек.

В сентябре 1944 года, прорвав оборону противника, дивизия Мамсурова снова вышла в тылы противника и успешно воевала на территории Чехословакии. Затем, в составе 1-го Украинского фронта, прорвала оборону гитлеровцев на реке Нейсе и, заняв ряд городов, вышла юго-западнее Берлина.

В апреле 1945 года 2-я гвардейская кавдивизия форсировала реку Эльбу. В боях на ее западном берегу было уничтожено 1230 солдат и офицеров противника, 3 тяжёлых танка, 11 бронетранспортёров. Взято в плен 574 солдата и офицера, захвачено 8 паровозов, 250 вагонов, 117 складов с вооружением, боеприпасами и военным имуществом, 40 тракторов и тягачей, 480 автомашин, 5700 лошадей, 350 повозок. Из двух концлагерей освободили 15600 человек.

29 мая 1945 года Хаджи-Умар Мамсуров был удостоен звания Героя Советского Союза. Тогда же Военным Советом 1-го Украинского фронта он был назначен командиром батальона сводного полка фронта, с которым 24 июня 1945 года участвовал в параде Победы на Красной площади в Москве.

… Он умер 5 апреля 1968 года и был похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище, его именем назвали улицу во Владикавказе. В селе Ольгинское ему поставлен памятник.

О Мамсурове поставлен театральный спектакль, создан документальный фильм «У времени в стременах», в его честь народ сложил и поет песни.

В Москве на доме, где он жил с 1958 по 1968 годы, в честь Хаджи установлена мемориальная доска.

К 100 — летию со дня рождения Мамсурова Х-У.Д. в журнале «Солдат удачи» от 2003 года была опубликована большая статья главного редактора этого журнала Михаила Ефимова «Легендарный диверсант». В журнале «Военный парад» в 2005 году был опубликована статья Алексея Вадимова «Пять войн генерала Мамсурова».

От неграмотного мальчика-пастуха из Северной Осетии до генерал-полковника, видного военного разведчика — таков путь Мамсурова Хаджи — Умара Джиоровича.

Сам Хажди Мамсуров писал: «Образы героев, их подвиги — это прекрасный материал для воспитания подрастающего поколения на боевых традициях… Очерки о людях, удостоенных звания Героя Советского Союза, награжденных боевыми орденами, — это не только дань прошлому. В славных делах воинов воплотились стойкость и мужество нашего народа, его несгибаемая воля к победе».

Эти боевые качества в годы Великой Отечественной войны проявили и воины — казахстанцы, из них более 500 стали Героями Советского Союза, в том числе Сагадат Нурмагамбетов, Бауржан Момышулы (посмертно), Алия Молдагулова (посмертно), Маншук Маметова (посмертно), дважды Героями — летчики Талгат Бегельдинов, Леонид Беда, Иван Павлов, Сергей Луганский, более 100 — полными кавалерами Ордена Славы.

В 1973 году, учась на курсах «Выстрел», я навещал семью Хаджи, ближе познакомился с его дочерьми Асей и Ниной, с их матерью Паулиной Вениаминовной, с его маленьким внуком Серхио Эрнандесом.

В январе 2000 года умерла его жена — участник войны в Испании и Великой Отечественной войны Паулина Вениаминовна Мамсурова. Похоронена в Москве на Новодевичьем кладбище.

За 50 лет службы в армии, кроме Золотой Звезды Героя Советского Союза, Хаджи Мамсуров был трижды награжден орденом Ленина, 5 раз — орденом Боевого Красного Знамени, а также орденом Суворова 2-ой степени, орденом Кутузова 1-ой степени, орденом Отечественной войны 1-ой степени, множеством медалей.

В пригороде Мадрида в далекой Испании 17 февраля 2015 года открыт памятник интернационалисту, легендарному полковнику Ксанти, Герою гражданской войны в Испании. Мы должны бережно хранить святую память о тех, кто независимо от своей национальной принадлежности и вероисповедания, ценой своего здоровья и жизни отстоял нашу свободу.

Из интервью дочери Аси:

— А вы понимали, что вы дочь легендарного «полковника Ксанти»?
— Нет, что вы! То, что он разведчик, я узнала уже после его смерти.
— И в романе «По ком звонит колокол» вы его не узнали?
— Только когда Егор Яковлев написал статью об этом в «Московских новостях», я прочла этот роман на английском языке, так как на русском он не издавался. Но там он не фигурирует как разведчик. Там он фигурирует как партизан. Прочитав, мне было приятно, но я никогда не интересовалась, а мне никто не говорил, где работает мой отец, и какой пост он занимает. Просто я знала, что он ездит в Генеральный штаб — и все.

Казбек Мамсуров,
член АНК, председатель ЭКО «Осетинский культурный просветительский Центр «Ирныхас», полковник в отставке

вв


Комментарии   

# sarancha1976 2017-03-02 08:44
Вот это крутой чел, а Шарфис.. Не ну в лесу 5лет просидеть тоже наверно круто

Комментарии могут оставлять, только зарегистрированные пользователи.