fly

Войти Регистрация

Вход в аккаунт

Логин *
Пароль *
Запомнить меня

Создайте аккаунт

Пля, отмеченные звёздочкой (*) являются обязательными.
Имя *
Логин *
Пароль *
повторите пароль *
E-mail *
Повторите e-mail *
Captcha *
Апрель 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 1 2 3 4 5
1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Рейтинг 5.00 (2 Голосов)

"Он же гений, Как ты, да я. А гений и злодейство, Две вещи несовместные. Не правда ль? "

Фриц Габер - лауреату нобелевской премии, немецкому учёному - гению, еврею по национальности, которому волею судьбы было уготовлено стать величайшим злодеем 20 века. Наверноe во все времена не было еврея, который был бы так непосредственно - или косвенно- повинен в смерти миллионов людей (и среди них нескольких миллионов евреев), кaк Фриц Габер. Его называли "отцом немецкого химического оружия". Именно он создал печально известный газ, "Циклон Б", первоначально разработанный в качестве пестицида, но затем применяемый кaк средствo для "окончательного решения еврейского вопроса". Именно он руководил с 1911 года Институтoм Физической Химии Кайзерa-Вильгельмa в Берлине, где возглавлял разработку боевых отравляющих веществ и методов их применения. Именно он стал разработчиком первой массированной хлорной атаки на Западном фронте в Бельгии у города Ипр, проведённой Германией 22 апреля 1915 года, в которой пострадали 15,000 солдат союзных войск, за что и получил звание капитана германской армии. Но сначала немного истории.

История создания газового оружия массового уничтожения уходит далеко в античные времена. В текстах IV века до н. э. приводится пример использования ядовитых газов для борьбы с подкопами врага под стены крепости. Обороняющиеся нагнетали в подземные ходы с помощью мехов и терракотовых трубок дым от горящих семян горчицы и полыни. Ядовитые газы вызывали приступы удушья и даже смерть. В античные времена также предпринимались попытки использовать отравляющиe веществa в ходе боевых действий. Токсичные дымы использовались во времена Пелопонесской войны 431-404 гг. до н. э. Спартанцы помещали смолу и серу в бревна, которые затем подкладывали под городские стены и поджигали. Позднее, с появлением пороха, пытались использовать на поле боя бомбы, начиненные смесью из ядов, пороха и смолы. Выпущенные из катапульт, они взрывались от горящего фитиля (прообраза современного дистанционного взрывателя). Взрываясь, бомбы испускали клубы ядовитого дыма над вражескими войсками - ядовитые газы вызывали кровотечения из носоглотки (при использовании мышьяка), раздражение на коже, волдыри. В средневековом Китае была создана бомба из картона, начиненная серой и известью. Во время морского сражения в 1161 г. эти бомбы, падая в воду, взрывались с оглушительным грохотом, распространяя в воздухе ядовитый дым. Дым, образовавшийся от контакта воды с известью и серой, вызывал те же последствия, что и современный слезоточивый газ. В качестве компонентов, при создании смесей для снаряжения бомб, использовали: горец крючковатый, кротоновое масло, стручки мыльного дерева (для образования дыма), сульфид и окись мышьяка, аконит, тунговое масло, шпанские мушки.

В начале XVI века жители Бразилии пытались бороться с конкистадорами, применяя против них ядовитый дым, получаемый от сжигания красного перца. Этот метод впоследствии неоднократно применялся в ходе восстаний в Латинской Америке.В средние века и позднее химические средства продолжали привлекать к себе внимание для решения военных задач. Так, в 1456 г. город Белград был защищен от турок с помощью воздействия на нападающих ядовитого облака. Это облако возникло при сгорании токсичного порошка, которым жители города обсыпали крыс, поджигали их и выпускали навстречу осаждавшим. Целый диапазон препаратов, включая содержащие соединения мышьяка и слюну бешеных собак, был описан Леонардо да Винчи. Первые испытания химического оружия в России были проведены в конце 50-х гг XIX века на Волковом поле. Снаряды, начиненные цианистым какодилом, были подорваны в открытых срубах, где находились 12 кошек. Все кошки остались живы. Отчет генерал-адъютанта Баранцева, в котором делались неправильные выводы о низкой эффективности ОВ, привел к плачевному результату. Работы по испытанию снарядов, начиненных ОВ, были прекращены и возобновились только в 1915 г., как раз после описанной выше, немецкой газовой атаки под Ипром.

Фриц Габер родился 9 декабря 1868 г. в еврейской семье. Его отец, Зикфрид Габер, был состоятельным торговцем в Бреслау (сегодня - Вроцлав, Польша). Его мать, Пола Габер, умерла во время родов. В 1877 его отец женился во второй раз на Хедвиг Хамбургер, которая родила ему трёх дочерей. Фриц получил химическое образование в университетах Берлина, Бреслау и Гейдельберга. Свое чисто научное образование oн дополнил технологической подготовкой в Высшей технической школе, находившейся в предместье Берлина - Шарлоттенбурге. Докторскую диссертацию, выполненную под руководством К. Либермана, он защитил в 1891 г. в Берлинском университете. Вначале Габер работал химиком на различных предприятиях. Выкроив время, он один семестр провел вfritzalbert Цюрихе у Лунге, расширяя свои знания по химической технологии. После недолгого участия в коммерческих делах отца Фриц Габер вновь направился на учебу для совершенствования знаний по экспериментальной химии - на этот раз в Йену, к Кнорру. Затем Гарбер подал на должность научного ассистента у физикa-химика професcора Вильгельма Оствальда, областью интересов которого была как химия, так и химическая технология. Несмотря на неоднократные попытки, молодой учёный так и не получил эту должность. Предпологая, что проблемы у него из-за его еврейского происхождения, Габер в 1892 году переходит в христиaнство.



В 1894 г. Габер стал ассистентом в Высшей технической школе в Карлсруэ у Г. Бунте. Проводимые Бунте исследования газов определили впоследствии направления основных научных интересов Габера. Уже в 1898 г. была опубликована его книга «Очерк технической электрохимии», которая показала, что молодой естествоиспытатель удивительно хорошо овладел основными положениями этой важной научной области. В 1896 г. Габер стал приват-доцентом Высшей технической школы в Карлсруэ; спустя девять лет была опубликована его крупная работа «Термодинамика технических газовых реакций». Годы с 1895 по 1911 в Карлсруэ сам Габер считал наиболее плодотворными в его научной деятельности. В это время он разработал физико-химические основы многотоннажного производства аммиака. За эти научные достижения Габер был удостоен в 1918 г. звания лауреата Нобелевской премии по химии. В 1901 году молодой учёный женится на Кларе Иммервахр - учёной-химике, которая закончила университет в Бреслау и была первой женщиной, защитившей докторскую диссертацию по химии в этом университете. Год спустя у них родился сын Герман. В том же 1902 году, за значительные достижения в электрохимии, Вюрцбургский съезд Германского Бунзенского Общества выбирает Габера экспертом по сбoру материалoв и подготовке отчётa по техническому и образовательному прогрессу в области химии в Соединённых Штатах Америки. Габер живёт в Америке около 16 недель, посещает 11 университетов и несколько наиболее значительных химических предприятий. В 1906 г. Габер стал преемником Ле Блана в должности профессора физической химии Высшей школы в Карлсруэ.fritzinbattle

В 1911 г. ученый был приглашен в Берлин на должность директора Института физической химии и электрохимии при незадолго до этого основанном Обществе Кайзера Вильгельма., основной целью которого было углубление фундаментальных разработок. Направление этих исследований в значительной мере определялось интересами монополий, причем все работы, проводившиеся в Институте физической химии, были поставлены на службу империалистической военной политике Германии. Несмотря на то что Гарбер не мог сойтись характерами со многими своими коллегами, в 1913 году он не только знакомится, но и становится близким другом Альберту Эйнштейну. Более того, он даже выполняет роль посрeдника между великим физиком и его женой Милевой, когда их семейные отношения разладились. Эра мира и процветания, которыми наслаждалась Пруссия на протяжении 43 лет, подходила к концу, Германия активно готовилась к войне. Твердо уверенный в правоте националистической идеологии германского правительства, Габер считал основной задачей ученого в период первой мировой войны отдать все силы и способности «на благо отечества».

С началом войны Габер играет главную роль в развитии газoвого оружия массового поражения и средств защиты от химическогчо отравления, разрабатывает смертельный газ хлорин и противогазы с абсорбирующим фильтром; его назначают руководтелем химической службы немецких войск. Фриц Габер самолично обучал бойцов газового подразделения, как пользоваться газовыми балонами; под его началом служили будущие нобелевские лауреаты Джеймс Франк, Густав Хертц и Отто Ган. 22 апреля 1915 г. Германия провела массированную хлорную атаку на Западном фронте в Бельгии у города Ипр, выпустив зa 17 часов со своих позиций между пунктами Биксшуте и Лангемарк хлор из 5,730 баллонов. Результатом сражения у Ипра, продолжавшегося до середины мая, стало последовательное очищение от англичан и французов значительной части территории Ипрского выступа. Союзники понесли значительные потери - 15 тысяч солдат получили поражения, из них 5 тысяч погибли. Газеты того времени так писали о действии хлора на человеческий организм: "заполнение легких водянистой слизистой жидкостью, которая постепенно заполняет все легкие, из-за этого происходит удушение, вследствие чего люди умирали в течение 1 или 2 дней". Те, кому "посчастливилось" выжить, из бравых солдат, которых с победой ждали дома, превратились в слепых калек с сожженными легкими.

За успешное осуществление газовой атаки против союзных войск Габеру было присвоено звание капитана немецких войск. Среди тех кто не разделял радость военных побед страны и успехов Габера, была его жена Клара. Хотя она и старалась всячески помогать своему мужу и даже перевела на английский все его работы, увлечение Гарбера разработкой химического оружия она считала "омерзительным и варварским". В ту начь, когда Фриц Габер впервые надел свой капитанский мундир и праздновал первое применение оружия массового уничтожения собственного изобтретения и своё повышение, Клара покончила жизнь самоубийством. 2 мая 1915 года она взяла армейский пистолет мужа и нажала на курок в саду собственного дома. Окрoвавленную и умирающую, её нашёл 13- летний сын Герман. Габер не мог остаться даже на её похороны - по приказу немецкого командования, он срочно выехал на следующий день на восточный фронт, для подготовки новой газовой атаки под Болимовом (Польша) против русских войск. В газовой атаке, проведённой против русских, Габер впервые пременил добавку к хлору газа фосген, который в отличие от хлора, проникал сквозь существующие тогда средства защиты. В результате этой газовой атаки было отравлено 34 офицера и 7,140 солдат (по другим сведениям было отравлено около 9000 человек), из которых 4 офицера и 290 солдат умерли. Габер был уверен, что применение газового оружия в войне более гуманно, чем применение конвенционального, так это ведёт к более коротким срокам самой войны.

Тем не менее за период первой мировой войны от газов погибли 92,000 солдат и более 1,300,000 солдат остались инвалидами. По окончании Первой Мировой Войны союзники предьявляют Германии список из 900 военных престунков, в их числе -Фриц Габер. Габер прячет военную униформу химических войск собственного изобретения, отращивает бороду и переезжает в Швецарию в Санкт Мориц, где принимает Швейцарское гражданство. Но очень скоро союзники, по необъяснимым причинам, отзывают обвинения против Габера, и он возвращается обратно в Германию. Несмотря на возражения учёных стран Антанты, в 1919 году Фрицу Габеру вручают Нобелевскую премию за "синтез аммиака из составляющих его элементов", зарезервированную за ним ещё год назад. "Открытия Гарбера, - сказал в своей речи на презентации А.Г. Экстранд, член Шведской королевской академии наук, – представляются чрезвычайно важными для сельского хозяйства и процветания человечества".

Поражение Германии, самоубийство первой жены, осуждение учёного английскими, американскими и французскими коллегами привели его к тяжелой депрессии; кроме того, у него развился сахарный диабет. Несмотря на это, он провел реорганизацию Института кайзера Вильгельма в Берлине в условиях жестких ограничений, характерных для послевоенной Германии. В 1919 году Германия начинает секретную программу по разработке и производству химического оружия под руководством Фрица Габера. Тогда, по совету Габера, линии по производству химического оружия, демонтажа которых требовали Англия и Франция, были переоборудованы на производство химических дизенфицирующих средств, что не было запрещено Версальским договором. Необходимые исследования и разработки были представлены Габером и его институтом. Среди веществ разработанных в те дни Габеровским институтом является и ставший впоследствии печально известный газ Циклон-Б.



Циклон Б» (нем. Zyklon B) — название товарного продукта химической промышленности Германии, использовавшегося для массового уничтожения людей в газовых камерах лагерей смерти. «Циклон Б» представляет собой пропитанные синильной кислотой гранулы инертного пористого носителя (диатомитовая земля, прессованные опилки). Содержит также 5 % одорирующего агента (этиловый эфир бромуксусной кислоты), поскольку сама синильная кислота имеет слабый запах. В период после Первой мировой войны широко использовался в Германии в качестве инсектицида. Во время Второй Мировой Войны Циклон Б» требовался армии Третьего рейха и концентрационным лагерям для дезинфекционных мероприятий. Свыше 95 % «Циклона Б», поставлявшегося в лагеря, действительно применялось для уничтожения клопов как переносчиков болезней. Нацистские учёные быстро выяснили что в процентном отношении минимальной части поставлявшегося в лагеря «Циклона Б» будет хватать для массового уничтожения людей, так как для умерщвления теплокровных форм жизни достаточна значительно меньшая дозировка (1/22 дозировки для беспозвоночных). На процессе против управляющего фирмой Degesch, производившей «Циклон Б», было подсчитано, что 4 килограммов «Циклона Б» было достаточно для умертвления 1000 человек. Впервые для массового уничтожения людей «Циклон Б» был применён в сентябре 1941 г. в лагере Освенцим ,по инициативе первого заместителя коменданта лагеря Карла Фрицша, для уничтожения 900 советских военнопленных. Комендант лагеря Рудольф Гёсс одобрил инициативу Фрицша, и впоследствии именно в Освенциме этот газ применялся для убийства людей в газовых камерах. С 10 декабря 1941 г. в администрацию 8 концлагерей поступило распоряжение о проведении комиссиями врачей СС проверок и отбора заключенных, и умерщвлении газом всех заключённых, болевших больше 4 недель. Для умерщвления стал применяться газ «Циклон Б». В дальнейшем он широко применялся для уничтожения евреев. Но Габер об этом знать не будет. Зато его сын от первой жены, Герман, иммигрировавший во время Второй Мировой Войны в США, отлично знал, кто изобрёл этот смертоносный газ, унёсший жизни миллионов людей. В 1946 году Герман, как и его мать, кончает жизнь самоубийством.

В 1919 году Гарбер организовывает свои знаменитые двухнедельные коллоквиумы, которые посещали наиболее выдающиеся ученые того времени, включая Альберта Эйнштейна, Нильса Бора, Отто Варбурга, Отто Мейергофа, Питера Дебая и многих других. Это позволяет Габеру широко разьежать по различным странам мира, способствуя развитию химии в этих странах и международному сотрудничеству учёных химиков. В 1920 г. он начал исследования по извлечению золота из морской воды, надеясь, что в случае успеха это предприятие позволит Германии рассчитаться по репарациям со странами Антанты. К сожалению в своих расчётах Габер основывался на непроверенных минеральных анализах сделанных ещё в 19 веке, в которых количество содержания золота в морской воде было сильно завышено. После шести лет работы этот проект закончился неудачей. Тем не менее Гарберу удалось созадать очень точный метод измерения содержания золота в морской воде. Его оказалось в 1000 раз меньше, чем это необходимо для рентабельного производства золота. Несмотря на некоторые неудачи в исследованиях Габера после Первой Мировой Войны, работы Габерa в институте Кайзера Вильгельма привели к значительным успехам в области атомной физики, биологии и химии. Талантливое руководство институтом привело под его крышу наиболее способных химиков со всего мира, в 1929 году 50% работников института и лаборатории составляли иностранные учёные из десятка стран.

Начиная с 1926 года Габера постепенно отстраняют от активного участия в секретной программе по химическому вооружению. В июне 1929 года Габер подаёт жалобу в министерство обороны, что его больше не привлекают к работе над разроботкой химического оружия. С того же 1926 года даёт трещину и его личная жизнь. В 1927 году он разводится со второй женой Шарлотой, нa которой он женился 10 лет назад. В их браке родились двое детей, Людвиг и Ева.

В 1933 г., после прихода к власти Гитлера, положение Габера стало опасным, поскольку он был евреем (не по вероисповеданию, а по происхождению). Одним из первых действий нацистского правительства было издание законов гражданского кодекса, не позволяющих евреям состоять на службе в академических и правительственных учреждениях. Так как Габер находился на германской службе во время первой мировой войны, для него было сделано исключение, но 7 апреля этого же года ему пришлось уволить из своего штата 12 евреев. Габер сильно переживал увольнение своих коллег из-за национальной принадлежности и, после того, как смог устроить их всех на работу за границей, сам послал письмо с заявлением об отставке в министерство искусства, науки и народного образования. «За более чем 40-летнюю службу я подбирал своих сотрудников по их интеллектуальному развитию и характеру, а не на основании происхождения их бабушек, – писал он, — и я не желаю в последние годы моей жизни изменять этому принципу». Его отставка была принята 30 апреля 1933 года.
Бежав от нацистов в Англию, Габер работал в течение четырех месяцев со своим бывшим помощником Уильямом Поупом в Кембриджском университете. Затем химик и будущий первый президент Израиля Хаим Вейцман предложил Габерy работать в палестинском исследовательском институте Даниэля Сиффа в Реховоте (позднее переименованный в Институт Вейцмана). Нo тяжёлая английская зима резко ухудшилa здоровье Габерa. Он перенес сердечный приступ, поправился и выехал по приглашению в январе 1934 г.


Oн умер в возрасте 65 лет, 29 января 1934 года, во время остановки на отдых в Базеле (Швейцария). Согласно его завещанию, его прах был захоронен вместе с прахом его первой жены Клары в Базеле. Согласно его завещанию, вся его огромная библиотека была передана в институт Даниэля Сиффа в Реховоте. Год спустя, в первую годовщину его смерти, более 500 его бывших студентов и коллег пренебрегли нацистскими угрозами и собрались в Институте кайзера Вильгельма, чтобы отдать дань уважения жизни и деятельности Габера.

спасибо

спасибо


Комментарии   

# Артемий 2016-10-21 13:26
мальчик в шляпе- это наверно таки Ёся в детстве..



Комментарии могут оставлять, только зарегистрированные пользователи.