fly

Войти Регистрация

Вход в аккаунт

Логин *
Пароль *
Запомнить меня

Создайте аккаунт

Пля, отмеченные звёздочкой (*) являются обязательными.
Имя *
Логин *
Пароль *
повторите пароль *
E-mail *
Повторите e-mail *
Captcha *
Апрель 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 1 2 3 4 5
1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Рейтинг 4.88 (4 Голосов)

Первые десятилетия нового ХХI века вполне можно назвать эпохой политического экстремизма. «Цветные революции», одна диковиннее другой, происходят буквально по всему миру: «революция роз» в Грузии (2003), «оранжевая революция» на Украине (2004), «тюльпановая революция» в Киргизии, «революция кедров» в Ливане (2005), а теперь еще и «события» в Сирии и в Йемене. Была даже «Вторая Дынная революция» в той же Киргизии (2010), ну а про украинский сегодняшний майдан, наверное, знает каждый. И это только те революции, что совершились, а ведь какие-то «цветные революции» просто не удались, хотя попытки их организовать и предпринимались. Некоторые имели вид откровенного мятежа, но следует заметить, что неправильно думать, будто бы целью всех этих выступлений была только лишь власть! Очень часто мятежники на этом ещё и очень хорошо зарабатывают. Так что мятеж для кого-то - это ещё и очень выгодный бизнес.

А было так, что в годы Первой мировой войны множество чехов и словаков, призванных в армию Австро-Венгрии, не пожелали сражаться против русских «братушек» и массами сдавались им в плен. После победы им было обещано создание независимой Чехословакии, а чтобы приблизить этот счастливый день – повоевать в составе Чехословацкого добровольческого корпуса. Корпус был сформирован и даже принял участие в боях против немцев. Но тут случился Октябрьский большевистский переворот, большевики заключили Брестский мир с Германией, и корпус оказался в очень сложном положении. Сначала "Правда" радостно писала: "50 тысяч чехо-словаков перешли на сторону Советской власти!" И они действительно перешли. Но... формально являясь частью войск Антанты, корпус должен был либо разоружиться, либо покинуть Россию. Однако германский генштаб совсем не хотел появления 40-тысячного корпуса на Западном фронте и потребовал у Советского правительства его интернировать и разоружить. Опасаясь того, что большевики просто «продадут» их немцам, чехи сложить оружие отказались, 25 мая 1918 года подняли мятеж и решили пробиваться домой, опираясь на вооруженную силу: то есть ехать от Пензы во Владивосток, чтобы оттуда судами Антанты эвакуироваться во Францию. В короткие сроки чехи свергли советскую власть вдоль всей Транссибирской магистрали и даже более того: именно при их помощи в России было создано первое антибольшевистское правительство – КОМУЧ – Комитет членов Учредительного собрания, сбежавших на мятежную Волгу сразу же после революции в Петрограде. Вот так и получилось, что чехи и словаки на территории России оказались заложниками большой политики. Но они же ещё и были силой! Поддержав КОМУЧ, они потом точно также поддержали и Колчака! Вот только использовать их против большевиков непосредственно оказалось не так-то легко!

Легионеры у вагона.

Причем одна из причин этого заключалась в том, что чехи, завладев большим количеством паровозов и вагонов, вполне естественно не хотели с ними расставаться и вели против красных так называемую «эшелонную войну». Передвигаясь по Транссибу и встречая какую-нибудь помеху на своем пути, они высаживались из вагонов, стреляли, разбивали противника и… ехали дальше! Заманить их в холодные и грязные окопы было практически невозможно, тем более, что Первая мировая война закончилась уже осенью 1918 года, и чешские легионеры справедливо считали, что место их не в России, а у себя на родине. Дошло до того, что их любимый командир полковник Швец, не выдержав позора, застрелился, и… легионеров его смерть действительно потрясла, и они поклялись остаться на фронте… ещё на один месяц – до 1 декабря! Причем не надо думать, что они не воевали совсем, отнюдь нет! Они провели на фронте более семи месяцев и бои с Красной Армией стоили им больших потерь, но так как многие из них не были дома по четыре года, то дальше воевать за совершенно чужие для них интересы они не желали! Кстати, пензенская буржуазия сразу же после мятежа предлагала им два миллиона рублей, только чтобы они остались, но, тем не менее, чехи уехали!

Зато в сфере хозяйственной чехам в России, и особенно в Сибири, не было равных. И прежде всего, они проявили просто невероятную хозяйственность в развитии своего тылового снабжения. Так, на 60 тысяч легионеров ежемесячно отпускалось 100500 пудов (пуд -16 кг) муки, 75000 пудов мяса, 22500 пудов картофеля, 11500 пудов масла, 11250 пудов сахара, 8125 пудов капусты и 6500 пудов крупы. Причем, они закупали не только провизию, но и сырье – шерсть, цветные металлы, прокат, хлопок, рассчитывая вывести все это морем домой. На расстоянии в 30-40 верст от железной дороги они имели большие хозяйства, в которых содержали по 1000 и более голов скота! Посылали в Монголию экспедиции закупать скот, зерно перевозили на верблюдах. В Омске, а также и в других местах чехи устроили фабрики, снабжавшие их войска практически всем необходимым, чтобы ни в чем, ни от кого не зависеть. Например, на своем мыловаренном заводе они производили по 200 пудов мыла ежедневно. Ежедневно! Вы представляете, что это было за производство? Хватало и солдатам, и… на продажу!

Забавы с «медведём». Томск,1919 г.

Какой чех не любит колбасы и пива?! И вот уже по всему Транссибу создаются колбасные заведения, ежемесячно приготовлявшие по 12000 пудов колбасы и знаменитых чешских шпикачек! Ну, а в городе Кургане был построен пивоваренный завод, дававший по 3600 ведер пива в неделю. Сыра производили до 3500 пудов, а в городе Николаевске выпускали даже такие мелочи, как зубной порошок, ваксу для обуви и одеколон!

Бронеавтомобиль «Грозный», 1-ый чешский полк в Пензе, 28.05.1918. Китайцы его привезли из Москвы на «подавление мятежа» по приказу Троцкого… и сдали чехам.

Мало того, заботясь ещё и о духовной пище для своих солдат, командование корпуса выпускало более десятка(!) самых различных газет, журналов и просветительских книжек по самым различным областям знания. Причем масштабы их выпуска просто поражают! Газета «Чехословацкий день», например, выходила тиражом в 11000 экземпляров, а всего лишь в августе 1919 года, когда в России повсеместно наблюдалась разруха и нехватка всего самого необходимого, чехи напечатали 160000 экземпляров различных брошюр! При этом корпус имел свой архив, фото и кино мастерские, студию графического искусства, школу для солдат, спортивные клубы, полковые оркестры и вдобавок ещё и один большой симфонический оркестр!

В Сибири. Чешские кавалеристы. «Мы парни бравы, бравые, бравые…», 1919 год.

Причем, хотя очень многие обвиняли чехов в краже золотого запаса России, на самом деле причина их богатства заключалась совсем в другом. Просто среди них нашелся умный и дальновидный человек – полковник Шип, ставший впоследствии директором пражского Легио-Банка, который убедил легионеров не тратить получаемое жалование в русских рублях, а употреблять его на создание заводов и мастерских и закупку разного рода сырья. Ведь в то время из Сибири его никто не вывозил, поэтому и продавалось оно по бросовым ценам. В результате, если белогвардейским войскам не хватало обмундирования и некоторые солдаты даже на парадах вынуждены были щеголять в кальсонах (!), поскольку просто не имели штанов, чехи и словаки были одеты в новенькие мундиры, пошитые на своих швальнях из собственного, заблаговременно купленного оптом сукна! Интересно, что некоторые легионеры так хорошо устроились в Сибири, что даже не хотели уезжать домой и, обзаведясь здесь женами и детьми, посреди всеобщего хаоса и разрухи жили просто припеваючи. При этом, несмотря на потери и таких вот «беглецов», численность корпуса непрерывно росла за счет… женщин и детей, прибивавшихся к нему в поисках лучшей доли. Так что чехи в итоге вывезли из России не только кожи, хлопок, сало, медь и пеньку, но ещё и немало наших сибирских красавиц!

И когда в декабре 1919 года из Владивостока наконец-то начали выходить первые корабли с легионерами, оказалось, что всего нужно перевести 72 644 человек (3004 офицера и 53 455 солдат и прапорщиков Чехословацкой армии, а остальные это были… «сопровождающие их лица»!), для отправки которых в Европу вместе с грузом потребовалось… 42 корабля! Из России не вернулось более четырёх тысяч легионеров, которые погибли либо пропали без вести. Нетрудно подсчитать, что почти каждый второй легионер вез с собой на родину еще и жену, а то и жену с детьми! То есть тут в России он еще и оженился, и деток завел. Вот ему воевать-то и не хотелось!

Писари 7-ого чешского полка. Томск, 1919 г. Элита, так сказать, солдатская…

Так что теперь вполне понятно, почему экономика Чехословакии так быстро поднялась после обретения ею независимости. Ведь столь мощное экономическое вливание оказалось для неё поистине бесценным. А вот для нашей страны уход чехов обернулся самыми тяжелыми последствиями. Трезвый практик В.И. Ленин, например, считал, что, несмотря на все усилия по созданию Красной армии, насчитывавшей к концу февраля 1919 г. около 500 тысяч челок, 40000 чехов было более чем достаточно, чтобы покончить с этим детищем Троцкого!

Томский театр для солдат Чехословацкого легиона.

И не поскупись лидеры Белого движения на золото, поверни они Чехословацкий корпус на Москву, может быть и не было бы у нас в России всех этих зигзагов исторического развития, шло оно более или менее по прямой, и где в этом случае мы были бы сегодня?! Хотя, кто знает, может быть, беды, постигшие Чехословакию в 1939 и 1968 гг., явились своего рода возмездием за… поиски ими материальной выгоды 1919-ом?!

Футбольный матч команды 7-ого полка с англичанами. Томск. 1919. Война - войной, а футбол - футболом!

Автор: Вячеслав Шпаковский


Комментарии могут оставлять, только зарегистрированные пользователи.