fly

Войти Регистрация

Вход в аккаунт

Логин *
Пароль *
Запомнить меня

Создайте аккаунт

Пля, отмеченные звёздочкой (*) являются обязательными.
Имя *
Логин *
Пароль *
повторите пароль *
E-mail *
Повторите e-mail *
Captcha *
1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Рейтинг 4.88 (4 Голосов)





Со временем плохо, так что буду краток:

1) Немецкие источники:

ЖБД 20 тд:

(111111124730)_20-1

"29 июня 17.30 два танка пытались с юга прорваться через Минск. Один дошел до дивизионного КП, покрошил из пулемета несколько а/м, но был подбит огнем ПТО и подручными средствами. Комдив получил легкое ранение." (прим. RostislavDDD. Командир дивизии  видимо General der Panzertruppen Horst Stumpff)

Отчет батальона связи 20 тд:
(111112164459)_29
"29 июня около 18.00 танк противника пытался прорваться через Минск. В непосредственной близости от дивизионного КП  танк был уничтожен связистом лейтенантом Швермером броском связки ручных гранат. Швермер заслуживет награждения ЖК 2-й ст."

Найти в документах 20 тд отчет панцерягеров, в котором фигурировал бы данный эпизод, мне увы не удалось. Однако на одном из фото отчетливо видны попадания в маску пушки  - так что в ЖБД не врут про ПТО, лейтенант похоже добивал уже обездвиженный танк.

2) Воспоминания минчан:

«28 июня, под вечер, когда на Советской улице (ныне проспект Независимости) скопилось большое количество фашистских войск, со стороны товарной станции появились два советских танка. Продвигаясь вперед, к Академии наук, танкисты на ходу вели огонь из пушек и пулеметов, в упор расстреливая гитлеровских солдат. Это было так неожиданно, что захватчики не на шутку растерялись. На Комаровке, где сейчас находится Полиграфкомбинат им. Якуба Коласа и завод им. Серго Орджоникидзе, один танк гитлеровцы подбили, другому удалось вырваться из огненного кольца. Из загоревшейся машины выскочили три танкиста. Отстреливаясь, они забежали во двор продовольственного магазина. Двоих танкистов фашисты убили, третьему удалось скрыться. Вместе с танкистами погиб двадцатидвухлетний Франц Живица, который случайно оказался во дворе магазина. Вероятно, враги приняли его за одного из солдат, а может быть, посчитали, что с военными находился и гражданский, но третьего танкиста искать не стали. Где он спрятался, видела жительница Старокомаровской улицы семидесятилетняя Мария Желтко. Ночью она разыскала его и привела домой, накормила, переодела. Утром он ушел из дома, но был задержан гитлеровским патрулем. Уже после войны соседи Марии Желтко (она к этому времени умерла) рассказывали, что какой-то мужчина приходил к ним во двор и расспрашивал о женщине, которая укрыла его от погони в июне сорок первого. Этот мужчина поведал им о своем побеге из горящего танка, о том, что пережил в Освенциме. И как остался в живых после всех испытаний».

"— Мне на начало войны было 13 лет, — рассказал Николай Николаевич. — Город начали бомбить, и мы — пятеро друзей с поселка — после бомбежек лазили по магазинам. Брали все, что попадало под руку. В тот день, когда советские танки прорвались в Минск, мы с друзьями побежали на улицу Долгобродскую, где в полуподвальном помещении под домом был магазин. Кто-то сказал, что он не сгорел. Мы туда бежим, а навстречу нам люди, успевшие первыми, и каждый тащит, что может. Нам тоже хватило — набрали крупы, папирос, конфет, вышли на Советскую и забрались в Дом Советов. Недалеко от него стоял сгоревший Дом специалистов, вернее, один его остов. Смотрим в окно, а от электростанции (перекресток улицы Я.Купалы и проспекта Независимости) идут три танка. Точно не скажу, но создалось впечатление, что они повернули от оперного театра. Получается, шли со стороны Комсомольского озера. Мы подумали, что танки немецкие, и бросились бегом по лестнице наверх. Глянули в проем окна, а это наши танки — Т-34. В это же время в город по Логойскому тракту входила колонна немцев. И на наших глазах начался бой. Когда первый танк подбили, еще один танк раза два выстрелил, развернулся и поехал по Советской, потом свернул на Долгобродскую, к Военному кладбищу. И пошел дальше — по дороге на Красное Урочище. Второй танк тоже несколько раз выстрелил и рванул на Московское шоссе. А первый танк уже загорелся. Горел, но стрелял. Так он и стоял там, рядом с местом, где потом вешали наших подпольщиков. Долго стоял. Что с ним стало в итоге, не знаю, поскольку зимой 43-го мы с друзьями, стащив у фашистов два пистолета, ушли в партизаны. Помню только, что люки у танка были закрыты, но потом, когда немцы сняли с него башню, внутри оказались останки членов экипажа.

А еще через неделю после этого боя мы пошли на Московское шоссе — там был заводик, который делал ситро. Хлопцы сказали, что на складах осталось много этого напитка. И в районе нынешней станции Детской железной дороги, рядом с этим заводиком, увидели еще один наш танк. Он стоял целенький и с открытым люком. Мы в него залезли. Возможно, это был один из трех танков Т-34 — тот, что прорвался на Московское шоссе. Видимо, когда горючее кончилось, он остановился, потому что повреждений у него не было. А у того танка Т-34, что на площади стоял, были разбиты гусеницы и ствол поврежден, и весь он был изрешечен."

спасибо


Комментарии могут оставлять, только зарегистрированные пользователи.