18 апреля 1945 года, капитулировала окруженная союзниками Рурская группировка Вермахта. В плен сдались, по разным данным, от 317 до 325 тысяч солдат и офицеров во главе с генералами Моделем, Бушем и Кессельрингом. Для размещения столь большого числа пленных у берегов Рейна были созданы несколько лагерей, получивших романтичное название Rhine Meadow Camps - "Рейнские луговые лагеря".
По мере дальнейшей сдачи в плен немецких частей и соединений количество этих лагерей увеличилось до 19, а количество заключенных в них, по состоянию на 2 июня, выросло до двух миллионов 870 тысяч. В других лагерях на территории Франции и Западной Германии содержалось еще более миллиона немецких военнопленных. В каждом лагере находилось свыше 100 тысяч человек, а условия их содержания хорошо видны на фотографиях.
На нижнем снимке - американский концлагерь для женщин-военнослужащих. Выглядит точно так же, как и "мужские", полное гендерное равенство.
В таких условиях миллионы людей находились несколько месяцев, вплоть до середины осени. Определенно можно сказать, что союзники относились к немецким военнопленным ничуть не лучше, чем гитлеровцы - к советским, которых они считали "унтерменшами". И гораздо хуже, чем немцы относились к пленным американцам и англичанам.
Никаких построек в лагерях не было, все их оборудование составляли заборы из колючей проволоки. Пленные, у которых имелись одеяла или плащ-палатки, укрывались под ними, остальные - рыли норы в земле. Из-за дикой антисанитарии в лагерях вскоре вспыхнули массовые эпидемии, с которыми никто не боролся.
Медицинское обеспечение полностью отсутствовало, а питание было таково, что уже к середине лета заключенные съели всю траву на "лугах". Согласно опубликованному в 1969 году докладу генерал-лейтенанта армии США Леонарда Хитона, нормы питания были "явно недостаточными" и приводили к "обширным недоеданиям" (extensive malnutrition). Понятно, что под этим эвфемизмом скрывался элементарный голод. При этом получение продуктовых посылок не допускалось, а местное население известили, что попытки передачи еды заключенным или переброса ее через проволоку охрана будет пресекать стрельбой на поражение. Неудивительно, что вплоть до сентября лагеря были полностью закрыты для представителей Красного Креста и каких-либо иных гуманитарных организаций, а также - для международных наблюдателей.
Однако, по официальным американским данным, из почти трех миллионов немцев, попавших в "луговые лагеря", с апреля по сентябрь 1945 года умерли всего три тысячи человек, то есть смертность в пересчете на среднегодовое значение составляла менее 0,2%. Это гораздо ниже средней смертности взрослых мужчин при обычной жизни, в нормальных санитарно-бытовых условиях, с нормальным питанием и медициной. Насколько можно верить американской статистике, решайте сами.
Между тем, канадский историк Джеймс Бак, американский полковник Эрнест Фишер и ряд других авторов уверены, что количество жертв "луговых лагерей" - неизмеримо больше и исчисляется сотнями тысяч. В частности, Бак в своей книге "Другие потери" (Other Losses) утверждает, что только в лагерях, контролируемых американцами, от голода и болезней умерло 790 тысяч немцев и их союзников (почти вдвое больше, чем общие потери США за всю Вторую мировую войну), а еще 250 тысяч не пережили заключения в английских и французских лагерях. Причем это, в основном, были не нацисты и не кадровые военные, а резервисты старших возрастов, фольксштурмовцы или люди со слабым здоровьем, попавшие под последнюю волну тотальной мобилизации.
Многие рецензенты на Западе, особенно - в США, считают цифры Джеймса Бака сильно завышенными, однако мало кто из них отрицает, что отношение американцев к военнопленным после Второй мировой войны было далеким от гуманности и человечности.
Циркуляр американского оккупационного командования на немецком языке, датированный девятым мая 1945 года. В нем сказано о необходимости оповестить население, что снабжение военнопленных продуктами питания - вполне достаточное, и что охране лагерей приказано стрелять без предупреждения в тех, кто попытается дать им еду.
Комментарии
Да вы что?! А старые немецкие семьи в Калининградской области (в Раушенберге-Све тлогорске) и в самом Кёниге и вокруг него не в курсе...
....Численность немецкого населения
По советским официальным данным на территории Восточной Пруссии после окончания войны проживало около 100 тыс. немцев[2]. Немецкие историки, со ссылкой на мемуары коменданта Кёнигсберга О. Ляша, определяют численность немецкого гражданского населения одного только Кёнигсберга приблизительно в 110 тыс. человек, из которых в течение двух лет погибли более 75 %, и только 20-25 тыс. оставшихся подверглись депортации в Германию[3]. Согласно сводной «Справке о наличии местного населения» из ставших доступными современным исследователям российских архивов, по состоянию на 1 сентября 1945 года в советской части Восточной Пруссии проживали 129 614 человек, в том числе в Кёнигсберге — 68 014 человек. Из них — 37,8 % мужчин, 62,2 % — женщин, а свыше 80 % населения находилось в Кёнигсебрге и трёх (из пятнадцати) ближайших к нему районах[4].
Взаимотношения с советскими переселенцами
Поскольку взаимоотношение проходило на фоне только что закончившейся войны, по мнению Ю. В. Костяшова, в отношениях победителей и побеждённых были и акты мародёрства и насилия, бытовые конфликты, культурная и идеологическая конфронтация. Типичными, по мнению Ю. В. Костяшова, были случаи, когда немцев принуждали к выполнению тех или иных работ, или оказанию безвозмездных услуг, словесные оскорбления, выселение немецких жителей из домов и квартир. При этом русские (советские люди) выступали, по данным Ю. В. Костяшова, как активная, наступающая сторона, а немцы предпочитали не возражать, гасить возникающие конфликты, терпеть любое несправедливое отношение. Этот тип поведения, считает Ю. В. Костяшов, распространялся даже на детей[1].
Подобные конфликты и уголовные преступления и сформировали у немцев, особенно у жертв насилия, негативный образ взаимоотношений двух народов. Тем не менее, по мнению историка Ю. В. Костяшова, преобладал другой тип взаимоотношений , который он обозначает формулой: «два параллельных мира, каждый из которых существовал сам по себе», но в силу обстоятельств, вынужденные в чем-то взаимодействова ть и даже сотрудничать[1].
В силу человеческой природы, между этими «мирами» начали быстро возникать искренние и глубокие человеческие связи. Одним из главных результатов совместного проживания стало изживание открытой враждебности советских людей к немцам. Восточная Пруссия (затем Калининградская область) стала единственной, по оценке Ю. В. Костяшова, российской территорией, где это произошло в столь короткий срок[5].
По мнению Костяшова, тенденция к сближению двух народов активно сдерживалась политикой официальных властей, и затем была искусственно прервана депортацией немецкого населения в 1947—1948 годах[5]. Ю. В. Костяшов считает, что задержка с депортацией была вызвана сугубо практическими соображениями: советская администрация сочла целесообразным использовать труд немцев до прибытия в область переселенцев из СССР. До 1947 года разрешение на выезд получали, как правило, только участники антифашистского движения и лица, имевшие родственников в Германии. С октября 1947 по октябрь 1948 года в советскую зону оккупации Германии было переселено 102 125 немцев (в том числе мужчин — 17 521, женщин — 50 982 и детей — 33 622 чел). За все время депортации умерли 48 человек, в том числе 26 — от дистрофии. Перед отъездом немцы вручили представителям областного управления МВД 284 письма «с выражением благодарности Советскому Правительству за проявленную заботу и хорошо организованное переселение.»[6 ] До 1951 года в области осталось лишь небольшое количество немцев, исключенных из списков на выселение. Как правило, это были высококвалифици рованные специалисты, необходимые в народном хозяйстве. Самая последняя группа (193 чел.) была отправлена в ГДР в мае 1951 года.
http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1575422
Исключения везде были, были и приехавшие из СССР советские евреи с немецкими фамилиями, сейчас кичащиеся своими "старинными немецкими корнями" - политический момент, однако.
… В 1947 году из области в советскую зону оккупации в Германии должны были быть выселены 30 тысяч немцев. В первую очередь выселяли из Балтийска – главной базы флота. ….
По положению, разрешалось взять с собой груз до 300 кг. На практике – чемодан на человека. По свидетельству первых переселенцев, большинство немцев уезжать не хотели. Многие верили, что ещё вернутся, и просили новых жителей беречь их дома. Но были и такие, кто не хотел жить с русскими и охотно уезжал....
Первое время отношение к этой новой территории было как к чужой земле. Но человек ко всему привыкает. Мы построили здесь одинаковые дома в отличие от непохожих друг на друга немецких зданий. Принесли сюда свою культуру, полностью уничтожив культуру истинных хозяев. И зажили своей советской жизнью….
Советский принцип: к новому через уничтожение старого, но уже с примесью национализма. Осуждать нельзя: война только что кончилась. Калининград — город советский, со всеми плюсами и минусами. Город, неумело построенный на руинах некогда царственного града, не сохранивший ни его величия, ни своеобразия его. Город никакой культуры. Но призрак Кенигсберга витает над городом. Он-то и не дает людям покоя.
Добавлю, что во времена горбачевской перестройки (когда немцам смягчили въезд в Калининградскую область), они, немцы, буквально повалили потоками на бывшую родину "посмотреть" свои уцелевшие фамильные дома. Тогда даже родилось целое направление "ностальгическо го" немецкого туризма в бывшую Пруссию.
И, кстати, наверное, ни в одном другом городе России на рынке недвижимости нет такого термина "немецкий фонд", обозначающий дома немецкой постройки. Причем речь идет не только о частных домиках, но и о 3-х, 5-ти этажных многоквартирных домах, которых до сих пор немало в Калининграде.
http://svetlogorsk-2.ru/index.php?topic=210.30
в самую точку. К теме не относится, но часть моей ранней юности прошла в г.Энгельсе - бывш. Покровск, бывш. столица Республики немцев Поволжья. Со мной в классе учились немцы, в школе их было немало. Да и в городе тоже. Но это были настоящие немцы, не евреи. Часть их потом уехала на историческую родину. Кое кто вернулся назад Но это уже, как говорил Каневский, "совсем другая история".
История гонения в СССР МОЕГО народа, мой отец и мать с северного Казахстана, г. Усть-Каменогроск.
http://www.memorial.krsk.ru/Work/Konkurs/13/Kolesnikova/0.htm
RSS лента комментариев этой записи