fly

Войти Регистрация

Вход в аккаунт

Логин *
Пароль *
Запомнить меня

Создайте аккаунт

Пля, отмеченные звёздочкой (*) являются обязательными.
Имя *
Логин *
Пароль *
повторите пароль *
E-mail *
Повторите e-mail *
Captcha *
Март 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
26 27 28 29 1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31
1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Рейтинг 5.00 (3 Голосов)

В период Гражданской войны имело место уникальное явление... Речь идет о добровольческом антибольшевистском движении, которое возникло и развивалось под знаменем религиозной борьбы. История и прежде знала примеры организации дружин «воинов Христовых».
Достаточно вспомнить хотя бы эпоху Крестовых походов средневековой Западной Европы. Конечно, добровольческое движение периода Гражданской войны не столь известно, однако оно оставило глубокий след в истории противостояния красных и белых. По сути, дружины Святого Креста стали последними резервами Белого фронта.

Практически сразу же после захвата власти в октябре 1917 г. большевики стали про- водить репрессивную политику в отношении православия и Русской православной церкви (РПЦ). Согласно декрету «О земле», декрету совнаркома от 20 января 1918 г. и другим церковь лишалась всех прав на собственность. Регистрация актов гражданского состояния переходила от церкви в ведение государственных органов. В школах запрещалось преподавание Закона Божьего.

Все мероприятия «государства диктатуры пролетариата» сопровождались яростной антирелигиозной пропагандой в прессе. Положение церкви усугублялось и тем, что среди высших иерархов не было единства по вопросу отношения к новой власти. С началом Гражданской войны руководство РПЦ заявило об «аполитичности» церкви и священнослужителей.
Но вопреки этому каждая из противоборствовавших сторон попыталась использовать церковь в своих идеологических планах. Белые рассчитывали на помощь церковнослужителей в деле мобилизации добровольцев в армию под флагом защиты Отечества и православной веры от большевиков.

Красные, всячески подчеркивая единство целей Белой армии и РПЦ, старались одним решительным ударом покончить с обоими врагами. Весной-летом 1919 г. войска Красной армии развернули масштабное наступление на востоке страны с целью полного уничтожения армии А.В.Колчака.
В связи с этим Российское правительство адмирала предприняло ряд новых мобилизаций в армию. 5 августа войсковым атаманом Сибирского казачьего войска генералом П.П.Ивановым- Риновым был опубликован приказ о призыве всех сибирских казаков от 17-летнего до 55-летнего возраста. В августе же были призваны шестнадцать возрастов енисейских казаков и все способные носить оружие иркутские казаки.


Фото: Г.М. Семёнов и атаман Сибирского войска П.П. Иванов-Ринов (сидит в центре справа), Чита, конец мая 1919 года.

Обстановка на Восточном фронте все больше осложнялась. Во-первых, красным, путем сосредоточения группы армий, удалось развить контрнаступление и нанести белым ряд тяжелых поражений. Колчаковская армия несла большие людские потери. Только под Челябинском 3 армия белых потеряла более 15 000 человек одними пленными.
Во-вторых, подпольные партийные организации большевиков развернули в тылу белых армий большую политическую работу, «особенно среди пополнения, направляемого из глубокого тыла для спасения фронта белых».
Сопротивление белых осложнялось еще и тем, что «весь тыл от Павлодара через Барнаул-Минусинск и до Байкала представлял почти сплошной новый фронт, обращенный к югу, который приковал немалые силы белых, так необходимые на решающем направлении. Пополнение действующей армии совсем прекратилось».

В конце августа 1919 г. в связи с отступлением армии А.В.Колчака и массовым дезертирством мобилизованных солдат вновь возникла идея антибольшевистского добровольческого движения.
Инспектором таких формирований А.В.Колчак назначил генерал-лейтенанта В.В.Голицына, бывшего командира 3 Уральского корпуса горных стрелков. Правительство ассигновало на эти цели 10 млн.рублей. Добровольцы поступали на шесть месяцев, получая в собственность обмундирование, зимнюю одежду и премию по увольнении размером 5000 рублей. Однако комплектование шло вяло. Поэтому в дальнейшем стали руководствоваться тем, что «путь добровольчества - это религия и защита ее от большевиков».

Формирование дружин началось после принятия в разгар решающих боев в Сибири в августе 1919 года. С 9 по 19 августа 1919 года во многих храмах города Омска были отслужены литургии и прозвучали проповеди с призывом встать на защиты христианской веры и записываться добровольцами в Дружины Святого Креста.

Организатором Дружин Святого Креста был генерал-лейтенант М. К. Дитерихс, провозгласивший Крестовый поход против большевизма. Во время смотра первой дружины Святого Креста, Главнокомандующий генерал Дитерихс, обращаясь к воинам Полумесяца сказал: «Вас горсточка. Но вы — фундамент, на котором будет строиться Россия».


Михаил Константинович Дитерихс

Во время Праздника Крестоносцев, который походил 26 октября 1919 года в Омске, присутствовавший на нем Верховный Правитель и Верховный Главнокомандующий Российской армии адмирал адмирал А. В. Колчак во время своей речи отметил особенности возникновения добровольческого движения в Сибири, обратил внимание на историческое событие объединения враждовавших до этого христианства и ислама в борьбе против общего врага — атеизма большевиков.
Адмирал вспомнил также эпоху крестовых походов, церковный собор в Клермонте, в ходе которого папой была сказана историческая фраза: «Так хочет Бог», проведя аналогию с крестоносным движением в Сибири в 1919 году.

Снабжение добровольцев шло в пропорции в двадцать раз превышавшей действительную численность дружин. Упорное сопротивление частям Красной армии добровольческие дружины оказали в боях на р.Тобол и Ишим.
Например, в начале октября на Тоболе в составе Уральской группы 3 армии сражалось до 600 «крестоносцев».
В телеграмме генерал-лейтенанта В.В.Голицына командующему 3 армии генералу К.В.Сахарову от 20 сентября 1919г. говорилось, что «добровольцы для дружин Креста поступают в большом числе, но у меня нет офицеров идеи духа для сбора и составления дружин. Так как первые 10 дружин будут для полков Вашей армии, то благоволите, избрав полки, приказать командировать из них по 5 офицеров соответственного качества на дружину в Омск в распоряжение генерала Голицына для приема дружин и препровождения их на фронт».


1-2 – форма одежды добровольцев-дружинников Полка Иисуса Христа. 3-4 – форма одежды добровольцев 1-й Омской
дружины Святого Креста и Зеленого Знамени (первый – крестовых рот, второй – рот полумесяца); с октября 1919 г .
переформирована в 3-й батальон 41-го Уральского стрелкового полка 11-й Уральской стрелковой дивизии.

Исполняя приказ, генерал Сахаров в свою очередь 21 сентября телеграфировал: «Секретно. Комгруппы Уфимской, Волжской, Уральской, командиру Саткинского егерского полка. Копия Главковосток, Омск. Ставка, генералу Голицыну. Главковосток наметил первые 10 дружин Святого Креста для вверенной мне армии и приказал избрать полки, командировать из них по пять офицеров для приема дружин и препровождения их на фронт. Офицеры должны быть избраны соответствующие идее, то есть быть религиозные и ставящие высоко борьбу за поруганную большевиками православную веру. Выберите и командируйте с получением сего по пять офицеров в Омск в распоряжение генерала Голицына от следующих полков: 13 Уфимского, 31 Стерлитамакского, 1 Волжского, 9 Симбирского, 49 Казанского, 27 Камышловского, 43 Верхнеуральского, 48 Туринского, 50 Сибирского стрелкового и Саткинского егерского. Ввиду большого притока в Омске добровольцев и важности для армии скорого прибытия на фронт дружин командирование... должно быть произведено незамедлительно, причем можно выбрать офицеров из всей дивизии. Об исполнении донести».


Погоны добровольцев-дружинников «Святой бригады» - полков Иисуса Христа и Девы Марии;
нагрудный крест добровольца-дружинника Дружин Святого Креста.

Добровольческие формирования генерала Дитерихса, кроме христианских дружин, имели в своем составе и мусульманские дружины Зеленого Знамени. 7 сентября 1919 года в мечетях Омска, Иркутска и Ново-Николаевска мусульманским духовенством был провозглашен Газават против большевиков.


Форма одежды добровольцев-дружинников Дружин Святого Креста и Зеленого Знамени: полка Иисуса Христа, одной из омских
Дружины Святого Креста, Киргизской Дружины Зеленого Знамени (британская форма с элементами национального костюма)

Несмотря но то, что в мусульманской среде Новониколаевска и Томска были попытки связать добровольческое религиозное движение с узко-национальными целями. Эти попытки были преодолены самими мусульманами, в результате чего мусульмане этих городов приняли решение формировать отдельные мусульманские Дружины Зеленого Знамени.

Между тем, несмотря на поступавшие в распоряжение белых добровольческие дружины, части колчаковской армии, оказывая упорное сопротивление врагу, отступали. 14 ноября пал Омск.
Однако говорить о полной победе большевиков было еще рано. Незанятыми оставались крупные города Восточной Сибири - Красноярск, Нижнеудинск, Иркутск. Последний сыграл видную роль в деле организации антибольшевистского добровольческого движения.

В городе была организована 1 Иркутская дружина Святого Креста. По свидетельству Н.С.Романова, 19 октября прошел даже праздник дружин Святого Креста. По мере прибытия большого числа беженцев с запада, в Иркутске начали формироваться новые добровольческие дружины для отправки на фронт. Согласно тому же Н.С.Романову, «с 10 августа отъезд на фронт [осуществлялся] ежедневно по несколько эшелонов».

1 – представитель военного духовенства – доброволец-дружинник. Здесь изображен в рясе, епитрахили и поручах, с
наградной фиолетовой скуфьей и наградным же наперсным крестом на ленте ордена Св. Георгия.
2 - внешний вид идеолога крестового движения профессора Д.В. Болдырева
(зеленый диаконский стихарь поверх британской формы).
3 – внешний вид одного из добровольцев-дружинников: британский солдатский френч и китайские теплые ватные шаровары.
4 – внешний вид одного из добровольцев-дружинников: гимнастерка военного образца вместе с гражданскими шароварами и картузом. Изображения креста нашиты на правом рукаве, левой стороне груди и головном уборе.

Ценные сведения о 1 Иркутской дружине Святого Креста содержат документы из фондов Российского государственного военного архива. В некоторых из них часть упоминается в составе Пермского сводного батальона Ижевско-Воткинской дивизии.
Известно, например, что командир дружины подполковник H.Франк в телефонограмме от 28 ноября рапортовал в управление добровольческих формирований Иркутского района: «Доношу, что в поход может выступить добровольческой дружины 190 человек, 6 офицеров и 1 военный чиновник».
В ответ на это донесение инспектор управления полковник Ильин в тот же день телеграфировал: «Командиру 1 Иркутской дружины Святого Креста (Пермского сводного батальона). Препровождая при сем копию телеграммы No 1230 для исполнения ее, предписываю: 1). Приступить к подготовке к выступлению; 2). Остаток обмундирования и излишнее имущество сдать капитану Зуеву. На израсходованное имущество представить отчет: сколько получено, выдано на людей, снесено бежавшими и сдается капитану Зуеву; 3). Все заручные винтовки сдать в артсклад; 4). Оставить в распоряжении капитана Зуева 10 добровольцев. Список остающихся представить сегодня же; 5). Донести сегодня же цифровые сведения о числе выступающих офицеров и людей».

Прилагавшаяся телеграмма No 1230 принадлежала генерал-лейтенанту В.В.Голицыну и была направлена им 27 ноября. Она гласила: «Иркутск, полковнику Демиденко. Копия Красноярск, командиру 4 Енисейского полка, командиру корпуса Сибирского, коменданту Новониколаевска генералу Богословскому. Немедленно отправьте полностью оба добровольческих батальона в Красноярск в распоряжение командира 4 Енисейского стрелкового полка. Об исполнении донести». После взятия Новониколаевска Красная армия направила основной удар на Красноярск. Белое командование, понимая стратегическое значение города для продолжения вооруженной борьбы, попыталось стянуть в район боевых действий все имеющиеся резервы.
Однако ситуация с отправкой добровольцев в район боевых действий была чрезвычайно напряженной: не хватало обмундирования, боеприпасов, провианта, но самое главное - людей. Архивные документы полностью это подтверждают. Читаем. «Телефонограмма штаба Иркутского военного округа от отделения генерал-квартирмейстера. г.Иркутск, 16 декабря 1919 г. управление добровольческих формирований Иркутского района. Начальник штаба 1 Средне-Сибирского корпуса телеграммой от 12 декабря просит штаб округа ускорить отправку 2000 добровольцев в Красноярск в распоряжение командира 4 Енисейского стрелкового полка. Основано это требование на телеграмме генерала Голицына от 27 ноября No 1230. По приказанию начальника штаба прошу уведомить, чем задерживается выполнение упомянутого распоряжения генерала Голицына и когда, в каком количестве будут отправлены добровольцы».

Вторая телеграмма. «Иркутск. Итальянское подворье. Полковнику Демиденко. В связи с предполагаемым движением частей корпуса на внешний фронт прошу телеграфировать, когда отправят в Красноярск 2000 добровольцев в распоряжение командира 4 Енисейского согласно телеграммы Голицына от 27 ноября No 1230, обмундированы и вооружены ли добровольцы. 12 декабря, Красноярск. Начальник штаба корпуса 1 Средне-сибирского полковник Турбин».


Стяг Дружин Святого Креста

И вновь. «Военная. Красноярск. Начальнику штаба 1 Среднесибирского корпуса полковнику Турбину. 17 декабря. Относительно 2000 добровольцев по-видимому недоразумение. Согласно телеграммы No 882 в Ваше распоряжение отправлена дружина и батальон, всего 20 офицеров, 2 чиновника, 415 солдат. Новая дружина формируется. Когда будет готова, сообщу. Полковник Ильин». Наконец. «Пермский сводный батальон в составе 14 офицеров, 1 чиновник и 251 солдат отправлен 15 декабря. 1 Иркутская дружина Креста в составе 6 офицеров, 2 чиновников и 164 солдат - 16 декабря. Задержка произошла от неотпуска теплых вещей. Все обмундированы и вооружены. 882. Полковник_Ильин».

Во время ожесточенных боев в районе Красноярска в декабре 1919 - январе 1920 г. добровольческие отряды особенно отличились. «23 декабря части 1-й и 2 бригад 27 дивизии [красных - Т.Н.], преодолевая сопротивление" противника в районе железной дороги, в 10 часов утра завязали упорный бой в двух верстах от ст.Тайга... Противник в составе 1-го и 2 польских полков и Пермского добровольческого отряда оказал упорное сопротивление в районе Анжерских копей (8 верст западнее ст.Судженка), но разбитый нашими войсками, отошел в восточном направлении».

Иркутск был занят Красной армией в начале марта 1920 г., но история дружин Святого Креста на этом не прекратилась. В Забайкалье, в составе каппелевцев вышла Добровольческая дивизия полковника Крамаренко, состоявшая из 500 человек 1-го и 3 добровольческих полков. Борьба за спасение Отечества продолжалась...


Форма одежды добровольцев-дружинников Дружин Святого Креста и Зеленого Знамени: полка Иисуса Христа, одной из омских
Дружины Святого Креста, Киргизской Дружины Зеленого Знамени (британская форма с элементами национального костюма)

Среди причин, объясняющих тот факт, почему антибольшевистское добровольческое движение религиозной направленности не стало массовым, можно назвать и глубокий духовный кризис, в котором находился русский народ после трагических событий 1917 г.; и позицию Русской православной церкви, заявившей о «нейтралитете» в делах политических; и антирелигиозную пропаганду, умело организованную большевиками.


Реконструкция знамени дружин.

Однако определенная вина лежит и на командовании Белой армией. В числе воспоминаний о Гражданской войне сохранилось свидетельство очевидца, омского журналиста Вс.Н.Иванова, который записал: «О, эти крестоносцы, эти дружины Зеленого Знамени давшие значительные части, в общем до 6000 человек вполне надежных бойцов. Что с ними сделали! Во-первых, широкой рукой черпали из них в разные тыловые службы, вроде конвоя Верховному. Затем, при отправлении на фронт, не оставляли крупной одной частью, а разбивали по другим частям, вследствие чего люди, конечно, теряли уверенность в себе да еще под постоянным подтруниванием офицерского состава и товарищей. Ведь мы не умеем относиться с уважением к убеждениям других, хотя и не разделяя их. Потом, конечно, вышла история с одеждой и снаряжением. Винтовки им были выданы новые, американские, те самые, у которых затвор переставал действовать после десятка выстрелов, а в виде теплой одежды им пожалованы были китайские широчайшие, стеганые синие штаны, без прорех. Словно, кто-то умышленно издевался над этими простыми, хорошими, честными и действенными людьми...».

Остальные крестоносные дружины присоединялись к отступавшей армии в городах своего формирования по ходу смещения линии фронта на восток. Ко времени окончания Великого Сибирского Ледяного похода все дружины растворились без остатка в боевых частях, в которые они были влиты. Командир 3-го Барнаульского стрелкового полка полковник Камбалин писал, что, когда во время выступления его полка из Барнаула в Сибирский Ледяной поход, 3-й батальон его полка, собранный полностью из новобранцев, был распущен как ненадежный, его заменили местной дружиной «крестовиков», проделавшей впоследствии весь поход с полком.


Предположительно, знамя-хоругвь полка Михаила Архангела.

Во время оставления Омска полковник Оренбургского Казачьего Войска Г.В. Енборисов выехал на санях только со своей семьей и с членами своего Вербовочного отделения. В Ново-Николаевске к полковнику присоединились практически все находившиеся в городе Крестоносцы, составив отряд в 100 бойцов. По ходу движения отряда в Забайкалье к нему постепенно присоединилялись отдельные люди и целые части, в итоге в Забайкалье отряд пришел уже достаточно крупной, сплоченной и дисциплинированной частью, ядро которого составляли Крестоносцы.


Гавриил Васильевич Енборисов

В начале апреля 1920 года этот отряд был переформирован в «Добровольческий Егерский отряд при штабе 3-го Отдельного Стрелкового корпуса». В него входили 2 стрелковые роты, пулеметная команда, Отдельная Конвойная сотня.
Два башкирских конных дивизиона «Зеленого знамени» ушли вместе с Оренбургской армией атамана Дутова из Кокчетава в Семиречье.

спасибо


Комментарии могут оставлять, только зарегистрированные пользователи.