fly

Войти Регистрация

Вход в аккаунт

Логин *
Пароль *
Запомнить меня

Создайте аккаунт

Пля, отмеченные звёздочкой (*) являются обязательными.
Имя *
Логин *
Пароль *
повторите пароль *
E-mail *
Повторите e-mail *
Captcha *
Апрель 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 1 2 3 4 5
1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Рейтинг 4.67 (6 Голосов)

Генерал-майор В.В. Русаков и генерал Э. Райнхард

25 апреля 1945 года, состоялась легендарная встреча на Эльбе.

Недалеко от Торгау встретились части и подразделения 69-й пехотной дивизии 1-й американской армии и 58-й гвардейской стрелковой дивизии, входящей в состав войск 1-го Украинского фронта.

К этому времени советские войска окружили Берлин и приступили к ликвидации окружённой группировки врага, а американцы подошли к реке Эльба до границы своей зоны оккупации, установленной союзными соглашениями, и остановились в ожидании подхода советских войск.
Во избежание столкновений между двумя армиями, на самом высоком уровне были согласованы меры по взаимному опознанию друг друга и на поле боя.

Общим сигналом для советской стороны стала красная сигнальная ракета, для союзных войск – зеленая. Кроме того, и тех и других ознакомили с опознавательными знаками союзников. Американцы, которые очень тепло относились к русским, в третьей декаде апреля 45-го с волнением ожидали встречи с ними. Солдатский телеграф сообщал, что один американский солдат уже вступил в радиосвязь с русскими.

Первая встреча состоялась, когда американский патруль под командованием первого лейтенанта Альберта Коцебу пересёк Эльбу. На восточном берегу они встретили советских солдат под командованием подполковника Александра Гардиева.

В тот же день ещё один американский патруль (под командованием второго лейтенанта Армии США Уильяма Робертсона) встретился с советскими солдатами лейтенанта Александра Сильвашко на разрушенном мосту через Эльбу близ Торгау.

Как рассказал журналистам ветеран Красной Армии Александр Сильвашко, историческая встреча состоялась в 15:30. "Уже через несколько часов фотография, на которой я пожимаю руку американцу, обошла весь мир".

"Солдаты ваши были настоящим героями, когда мы встретились, мы были просто счастливы", – отметил американский ветеран Роланд Хей.

Командир 59-й гвардейской дивизии гвардии генерал-майор В.В. Русаков и командир 69-й пехотной дивизии 1-й американской армии Эмиль Райнхард.

Вместе они несколько тяжёлых лет били общего врага, приближали мир на планете, но только теперь, когда враг загнан в ловушку и лихорадочно готовит цианид, они увиделись лицом к лицу. Улыбающиеся, счастливые. Ещё не выясняющие, кто внёс больший вклад в Победу. Ещё не обвиняющие друг друга в "беспощадных бомбардировках немецких городов", "миллионах изнасилованных немок", затягивании Второго фронта против Германии/Японии, "развязывании Второй Мировой войны", желании о мировом господстве. Вскоре их политики и пропагандисты это сделают за них. Но только не в тот день. В тот день, на берегах Эльбы, они просто празднуют долгожданную встречу.

"С 16 часов 22 апреля командование установило новую разграничительную линию между 5-й гвардейской армией и 2-й армией Войска Польского - до Виттихенау прежняя, а далее - на Ризу на Эльбе.
Фронт, на котором мы действовали, стал уже, и это создало возможность как для быстрейшего выхода на Эльбу, так и для обеспечения левого фланга. Используя это, главные силы армии, стремительно продвигаясь по 30-40 км в сутки, передовыми частями к утру, а главными силами к исходу дня 23 апреля вышли на Эльбу на участке Эльштер, Преттин, Торгау, Риза.
В донесениях наших передовых частей, вышедших 23 апреля на Эльбу, в тех пунктах, которые я назвал, присутствия американских частей не отмечалось. Только 25 апреля 1945 года, к величайшей и искренней радости наших воинов, состоялась эта историческая встреча.
Как же это произошло?

25 апреля в 13 часов 30 минут в районе Стрела, северо-западнее Ризы, воины 7-й роты 173-го гвардейского стрелкового полка 58-й гвардейской дивизии во главе с командиром роты гвардии старшим лейтенантом Григорием Степановичем Голобородько, в прошлом полтавским слесарем, заметили группу военных, двигавшуюся с запада. Наши по привычке насторожились, но солдатское чутьё подсказало им, что там, впереди, не те, с кем они дрались на протяжении всей войны. Всё же, приняв боевой порядок, подразделение Голобородько двинулось навстречу неизвестным. Как вскоре оказалось, это была разведгруппа 69-й пехотной дивизии 1-й американской армии. Разведгруппой командовал первый лейтенант Л. Коцебу, бывший студент из Техаса, с ним были сержанты и солдаты Д. Полонский, М. Шульман, Г. Ситник (награждённый впоследствии нашим орденом Красной Звезды), Форестер и другие.

Примерно на час позже в районе Торгау воины 2-го батальона 173-го гвардейского стрелкового полка той же 58-й гвардейской дивизии заметили, что с колокольни городской церкви подаёт сигналы какой-то человек в военной форме. Гвардии лейтенант А. С. Сельвашко попытался объясниться с ним по-немецки, но из этого ничего не вышло. Наши солдаты сделали несколько выстрелов в воздух и вдруг услышали знакомые слова: «Москва - Америка!» Нашим красноармейцам стало ясно, что на церковной колокольне американец. Это был солдат той же 69-й пехотной дивизии. Затем подошёл офицер, который заявил, что они являются разведчиками 69-й пехотной дивизии 1-й американской армии, и попросил нашего офицера съездить с ним в штаб батальона, находившийся километрах в пятнадцати от места встречи.
Как потом выяснилось, это была группа младшего лейтенанта Уильяма Д. Робертсона.

"Мы понимали, что советские войска были близко, что война близится к концу, - рассказывал впоследствии Робертсон. - были возбуждены этим и, наверное, увлеклись и нарушили приказ начальства не удаляться дальше чем на 10 километров от основных сил дивизии и... вкатились в город Торгау. И тут попали под обстрел засевших в домах немецких снайперов... Уходя из-под огня, наш джип на бешеной скорости колесил по пустынным улицам города. Неожиданно влетели на территорию лагеря военнопленных, И вдруг стрельба прекратилась, недалеко разорвался снаряд. "Русские! Советские! Красная Армия!" - кричали военнопленные, показывая руками на Эльбу. Из-за реки била советская артиллерия. Мы вывесили свой "флаг" на башню городского замка. Стрельба из-за реки прекратилась... Оттуда взвилась красная ракета.
Я едва не заплакал от досады. По уговору между союзниками я должен был ответить зелёной ракетой, но у меня её не было. Ведь, отправляясь в разведку, не думали мы, что встретим передовые советские части. По нашим расчётам, они ещё не должны были выйти к Эльбе. Начали кричать: "Америка! Россия! Товарищ!" ...Помог русский военнопленный. На том берегу ему поверили. Из-за леса появились советские солдаты. Они бежали к мосту, накануне взорванному немцами. Не помня себя от радости, я тоже побежал к мосту..."

А в 23 часа 20 минут 25 апреля наши представители в составе "заместителя командира 173-го гвардейского стрелкового полка по строевой части гвардии майора Илларионова, командира 2-го стрелкового батальона этого же полка гвардии капитана Неда, гвардии лейтенанта Сельвашина, гвардии сержанта Андреева прибыли в штаб 69-й пехотной дивизии, который находился в 40 км западнее реки Эльба...".

Встречи наших и американских солдат и офицеров были лучшим свидетельством боевой дружбы, взаимного интереса друг к другу, общей радости от сознания, что война кончается, что полный разгром гитлеровской Германии уже не за горами. Солдаты и офицеры союзных армий крепко обнимались, дарили друг другу сувениры. Через несколько минут у многих наших гвардейцев были срезаны пуговицы с шинелей и гимнастёрок, сняты звёздочки с фуражек. Американских солдат особенно интересовали наши гвардейские знаки и медали «За оборону Сталинграда». Тут же расстилались на земле плащ-палатки, и на них появлялись консервы, хлеб, водка, виски. Поднимались тосты за встречу, за победу, за мир, дружбу. Трудно было с языком, но поистине с солдатской находчивостью наши и американцы как-то ухитрялись объясняться друг с другом. То там, то тут завязывались дружеские беседы, солдаты рассказывали о боевых делах, показывали друг другу фотокарточки жён и детей, вместе фотографировались, обменивались автографами.

Вечером 25 апреля штабные офицеры 58-й гвардейской стрелковой дивизии связались со штабом 69-й американской пехотной дивизии, а 26 апреля прямые контакты установили между собой командир полка этой дивизии и командир нашего 173-го гвардейского полка. Документ, хранящийся в архиве, так повествует об этой встрече: "...В 11 часов дня на мосту через реку Эльба в районе Торгау состоялась встреча... Как с нашей стороны, так и с американской кроме командиров полков присутствовали другие офицеры. При встрече тов. Рогов и командир американского полка обменялись краткими приветственными речами. Оба подчеркнули необходимость путём крепкой дружбы между обоими народами и армиями и общими усилиями ускорить полный разгром гитлеровской Германии...
Во второй половине дня встретились командир 58-й гвардейской стрелковой дивизии гвардии генерал-майор Русаков и командир 69-й американской дивизии генерал-майор Рейнхардт. При встрече присутствовали: с нашей стороны - начальник штаба дивизии гвардии подполковник Рудник, командир 173-го гвардейского стрелкового полка гвардии майор Рогов и другие офицеры; с американской - заместитель командира дивизии бригадный генерал Марест, начальник штаба дивизии полковник Пилинч, а также подполковники Лири и Снид. На встрече присутствовало около 70 журналистов американских, английских, французских и советских газет, несколько кинорепортёров. На приёме гвардии генерал-майор Русаков и генерал-майор Рейнхардт обменялись приветственными речами.

Американский генерал в своей речи заявил:
- Я переживаю самые радостные дни в моей жизни. Я горд и счастлив, что моей дивизии посчастливилось первой встретиться с частями героической Красной Армии. На территории Германии встретились две великие союзные армии.

В ответной речи гвардии генерал-майор Русаков сказал:
- Наступил долгожданный и радостный день. На территории Германии встретились две великие армии. Героическая Красная Армия прошла большой путь напряжённой борьбы и славных побед. Мы рады встретить союзные американские войска на территории вражеской Германии. Встреча двух союзных армий является большим историческим событием в борьбе с гитлеровской Германией. Пусть эта встреча послужит залогом быстрейшего и окончательного разгрома гитлеровской армии и установления прочного мира.
Затем генерал-майор Рейнхардт вручил генералу Русакову национальный американский флаг.

Приём, устроенный гвардии генерал-майором Русаковым, прошёл в исключительно тёплой и дружеской атмосфере. Командование американской дивизии, а также сопровождающие его офицеры 1-й армии выражали восхищение героическими подвигами русской армии.
На приёме генерал Рейнхардт провозгласил тост за здоровье и во славу руководителя и вдохновителя побед Красной Армии Верховного Главнокомандующего Маршала Советского Союза Сталина..."

"Четыре года войны", глава "Завершающий удар": http://militera.lib.ru/memo/russian/zhadov_as/08.html

спасибо


Комментарии могут оставлять, только зарегистрированные пользователи.