fly

Войти Регистрация

Вход в аккаунт

Логин *
Пароль *
Запомнить меня

Создайте аккаунт

Пля, отмеченные звёздочкой (*) являются обязательными.
Имя *
Логин *
Пароль *
повторите пароль *
E-mail *
Повторите e-mail *
Captcha *
Апрель 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 1 2 3 4 5
1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Рейтинг 4.50 (2 Голосов)

«Чайковский», автор Дмитрий Бальтерманц, г. Бреслау, март 1945 г., 1-й Украинский фронт

У многих известных фотографий военных лет есть собственные имена. Такой же чести было удостоен и снимок, которым открывается это небольшое исследование. По многим справочникам он проходит под названием «Чайковский».
Конечно, сейчас очень трудно установить, кто придумал так назвать фотографию, но сохранился пересказ истории её создания.

Скорее всего, первоисточником послужили воспоминания автора — замечательного советского фотографа, фронтовика Дмитрия Бальтерманца. В марте 1945 года он был фотокорром в войсках 1-го Украинского фронта, располагавшихся в г. Бреслау:
«Бальтерманца попросили снять солдат, просто так, чтобы можно было хоть что-то послать домой. Когда он пришел за солдатами, то увидел такую сцену: в полуразрушенном доме ребята нашли невесть как уцелевшее пианино и слушали, как один из них что-то наигрывал. Бальтерманц на всякий случай щелкнул разок, а потом они пошли подыскивать более «героический» фон...». http://waralbum.ru/43409/

Собственно, вот и весь рассказ. Очень уж контрастировал внешний фон с сюжетом фото. Казалось, начинаешь ощущать сам, о чём думали, что чувствовали запечатлённые на снимке советские солдаты в ту минуту. Во всём, в их немного напряжённых позах, в том внимании, с которым они слушают игру на фортепиано своего товарища, вдруг проступало понимание, что в тот момент они были очень далеко от этого полуразрушенного здания где-то на «неметчине», что они чужды этой обстановке, чужды самой войне. Что только что-то более важное, чем их дом, чем их родные и близкие, чем даже сама их жизнь, заставило на время позабыть о мирной жизни и... оказаться среди этой разрухи с оружием в руках... Так было надо сделать, и они сделали. Но вот выпала случайная возможность хоть на мгновение почти прикоснуться к тому далёкому, но такому дорогому... И они замерли, словно боятся спугнуть нахлынувшие чувства...

Ну если не услышать, то узнать об этих людях побольше. Начал искать...

Первое, что обнаружил — это фамилию командира тех бойцов. У фотографии оказалось и вполне «прозаическое» название :

«Бойцы капитана Кулагина слушают игру на фортепьяно своего товарища в квартире одного из разрушенных домов Бреслау».

Сначала появилась мысль, что можно попробовать связаться с архивами, но быстро отогнал её. Во-первых, знаю, насколько завалены архивы запросами от родственников солдат, и лезть со своими "переживаниями" не очень хотелось. Во-вторых, ну узнаю я список солдат капитана, и что мне это даст? Как узнать, кто из них запечатлён на фото? Так что, архивы - не вариант...

И тут вспомнилось, что герои сюжета вместе с автором отправились искать «героический» фон. Значит, были сделаны и другие снимки. А нельзя ли их найти?

С чего начать? Конечно, нужно попробовать выйти на самую большую «базу хранения» фотографий. Зашёл на сайт Российского государственного архива кинофотодокументов , набрал там имя автора и место съёмок, благо и то, и мне было известно. И сайт выдал мне три фото.

Посмотрел на первое и немного опешил.


 Передо мной была та же самая фотография, но она было больше «по охвату» запечатлённого. Мне стало понятно, почему Бальтерманц назвал снимок почти случайным. Действительно, эти дополнительные «подробности» сюжета были излишними. Стало ясно, что автор уже позже поработал с фото. И смог «отсечь» ненужное, оставив самое главное, самое емкое, самое пронзительное, словно выхватил его лучом света...

Начал искать поисковиками, меняя всё время «фильтры» поиска через оперирование известными мне сведениями о времени, месте, авторе... И — удача.

«Чайковский» или история одной фотографии в... фотографиях и песнях

 

Тот же дом, та же комната, то же пианино, те же бойцы. Но абсолютно другой сюжет. Здравствуйте! Невольно мелькнуло в голове, словно увидел старых знакомых...

И пусть фотография была постановочной. То есть, если бы не было «Чайковского», то можно было бы подумать и иначе. Но почему-то это меня даже радовало, что им в ту минуту почти ничего не угрожало. Стал «копать глубже»... И появилось ещё одно фото.

«Чайковский» или история одной фотографии в... фотографиях и песнях

Другой дом, другая фактура, но тот же автор, тот же город, то же время съёмки и сюжет, схожий с предыдущим. Да и в фигурах бойцов было что-то уже виденное раньше. И вот последнее найденное фото того же автора.

«Чайковский» или история одной фотографии в... фотографиях и песнях

На этом мои поиски закончились. Хочу поговорить об увиденном на всех четырёх фото.
Да, вслед за случайно «схваченным» моментом из реального бытия на фронте, Бальтерманц, скорее всего, сделал четыре (во всяком случае, столько мне удалось найти) «постановочных съёмки». Причём, три сюжета были именно «героическими» (кстати, у одного из них тоже есть имя, он называется «Бой»). Невольно возник вопрос, а сколько из тех фотоматериалов, что остались нам, как память о войне, реальны, а сколько «срежиссированы»? То есть, возникает вопрос, насколько они честны? Так вот, честны они абсолютно. Почему? Потому что, запечатлённые на этих снимках бойцы, могли уже через час, через день, через месяц погибнуть. И когда я находил эти фото одно за другим, то в душе я был рад, что мои «знакомые» на них продолжали быть живыми.

Хочу сказать ещё об одном фото. Оно тоже снято Дмитрием Бальтерманцем, и тоже весной 1945-го, и тоже в Бреслау.

«Чайковский» или история одной фотографии в... фотографиях и песнях

Увидев его, я понял, что это — реальное фото. Бойцы уходят. Скорее всего в разведку...

спасибо

спасибо


Комментарии могут оставлять, только зарегистрированные пользователи.