fly

Войти Регистрация

Вход в аккаунт

Логин *
Пароль *
Запомнить меня

Создайте аккаунт

Пля, отмеченные звёздочкой (*) являются обязательными.
Имя *
Логин *
Пароль *
повторите пароль *
E-mail *
Повторите e-mail *
Captcha *
Апрель 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 1 2 3 4 5
1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Рейтинг 4.75 (6 Голосов)

Гвардии ст.лейтенант, ст. О/У ОВК "СМЕРШ" 39-го СГП, 13-й СГД, 32-го СГК, 5-й ГВ.армии - Н. З. Корган.

"Со своей должностью я справлялся, пока под Кировоградом шли наступательно - оборонительные бои. Но во время пеших походов, особенно при длительном переходе в условиях февральской распутицы на другой участок фронта, в район Корсунь - Шевченковской битвы, мне было невыносимо тяжело.
           Ноги увязали в черноземе. Я часто отставал, в конце колонны залезал в повозку с катушками кабеля и телефонной аппаратурой, а на привалах догонял. Все чаще меня стала беспокоить ноющая боль в коленном суставе и бедре. Но об этом я никому не говорил.

После форсирования Днепра начались широкомасштабные наступательные бои. Затем после уничтожения Корсунь - Шевченковского котла, в марте 1944 года началось стремительное наступление 2-го Украинского фронта.
       Это был уже не 42-й год, когда мы длительное время на одном месте вели кровопролитные оборонительно-наступательные бои, а - 1944 год. Вопреки всем правилам военного искусства, эта наступательная операция была признана молниеносной.
       История войн не знает более широкой по размахам и сложности операции, которая была осуществлена в условиях полного бездорожья и весеннего половодья" (из дневника М.А. Аллера)

JMH6cU-VckM.jpg

           Преодолев 320 километров за весьма короткий срок, войска 2-го Украинского фронта первыми вышли к государственной границе с Румынией. В таких непростых условиях пехота вырвалась вперед, но из-за непролазной грязи техника и обозы отстали.
        Наступление наших войск оказалось столь стремительным и сокрушительным, что немцы, бросив свою технику, которую сковал вязкий чернозём, отступали в большинстве своем пешими колоннами.
         По пятам наступавших войск 2-го Украинского фронта двигался СМЕРШ, прочесывая освобожденные города и села, а также зачищая армейские тылы и коммуникации не только от предателей и дезертиров, но и от отставших от своих колонн бойцов Красной армии.

12246635_797045257091935_6096115773004187789_n.jpg

          Отстал и Михаил. Он чувствовал, что с больной ногой ему не догнать свой полк. После форсирования Днестра, потеряв направление своей дивизии, окончательно исчезла последняя надежда отыскать своих.
        Отлично понимая, чем все это могло для него закончиться, Михаил решил явиться в штаб любой дивизии и рассказать, что с ним произошло. Блуждая в прифронтовой полосе, он забрел в одну пустую полуразрушенную деревню.
        Собрав окурки в первом попавшемся доме, Михаил присел на лавочке, чтобы спокойно обдумать как вести себя на допросе. По наивности своей он надеялся, что его поймут и отправят в расположение своей части.
          Не успев поднести зажженную спичку к окурку, Михаил почувствовал резкий тычок от приставленного автомата под левую лопатку спины и чей-то тихий, но вполне уверенный голос: "Руки".

K-P1Nc7vWog.jpg

           "На последнем допросе, потерявший всякую надежду на снисхождение, в последнем своём слове, которое обычно дают, перед приведением приговора в исполнение, я сказал: "Немецким или румынским шпионом не может быть простой еврей и вы знаете почему!"
          На что мне ответили, что если я буду касаться национального вопроса, то меня привлекут по 58-й политической статье. По этой статье отправляли в исправительно-трудовые лагеря на длительные сроки. Я этого боялся больше смерти.
         В июле 1944 года состоялось открытое заседание Военного трибунала 252-й стрелковой дивизии. При таком показательном заседании я думал, что мне грозит расстрел. В своем последнем слове я не просил снисхождения по поводу своей годности к строевой службе, признал себя виновным и просил дать мне возможность искупить свою вину кровью" (из дневника М.А. Аллера)

GveImJqx7IE.jpg

           Военным трибуналом 252-й стрелковой дивизии Михаил Аллер был осужден на 10 лет лишения свободы с отбыванием срока в исправительно-трудовом лагере и лишения воинского звания "младший лейтенант".
         Учитывая военное время и характер его преступления, а также тяжелое ранение, полученное в начале войны, этот срок был заменен на три месяца штрафного батальона.
        Как ни странно он был рад такому повороту событий, и объявленный приговор встретил с чувством облегчения. Лучше погибнуть в бою, думал он, чем замерзнуть где-нибудь на лесоповале.
        После суда Михаила освободили из-под стражи и одного без конвоя с сопроводительным письмом направили на передовую в 15-й отдельный штрафной батальон.
       В августе 1944 года батальон из района боевых действий города Ботошаны был переброшен в район города Яссы. Стояла жаркая погода с температурой до 40 градусов.

15661295462_8c6999c1ec_o.jpg

          "Мне снова выпало тяжелое испытание - с искалеченной ногой при такой жаре совершить суточный марш с полной выкладкой. Кроме того, на нервной почве и от грязи мои ягодицы покрылись фурункулами. Они причиняли мне дополнительные муки.
          От ходьбы с полной выкладкой мои кальсоны были в крови с гноем. Во время марша мне давали хлористый кальций и на привалах делали переливание крови. Моя нервная система и физические возможности были мобилизованы до предела на преодоление трудностей. Я страшно боялся снова отстать. Цель была одна - скорее искупить свою вину кровью" (из дневника М.А. Аллера)

russian_soldier_16.jpg

           В ночь на 20 августа 1944 года штрафной батальон занял исходную позицию для атаки. Штрафникам выдали по сто грамм водки. Михаил почувствовал свежий прилив сил и энергии.
        После мощной и продолжительной артиллерийской подготовки, в которой приняли участие, в том числе и наши знаменитые Катюши, штрафники бросились в атаку. Им предстояло взломать мощную оборону отборных частей СС.
        Немецкие позиции были укреплены таким образом, что, несмотря на мощный артиллерийский огонь, полностью разрушены не были и противник ответным огнём встретил наступление наших войск.

12039704_775429462586848_3513756026901022887_n.jpg

          Штрафники шли на немецкие позиции в полный рост, невзирая на разрывы снарядов и мин, не кланяясь пулям. Падали вокруг только убитые и раненные. В руках Михаила Аллера была катушка кабеля и автомат.
        Вслед за штрафниками в атаку устремились части какой-то неизвестной Михаилу стрелковой дивизии. К его удивлению, никакого заградотряда за спинами штрафников не было. "Значит, в спины нам никто стрелять не будет",- подумал он.
        Это открытие прибавило Михаилу новых сил. Ему на мгновение показалось, что боль, которая причиняла ему одни лишь муки и страдания, отступила.

b9d08bbe759385a748fc843d0daf17fc.jpg

           Оказавшись ближе всех к немецкому пулеметчику, Михаил решил своими силами уничтожить его. Незаметно подкравшись к нему со спины, Михаил прикладом автомата оглушил, как потом выяснилось, эсэсовского офицера.
         Этого времени оказалось достаточным, для того, чтобы наступавшие части штрафников и стрелковой дивизии из первой траншеи, поднялись в атаку.
          Вооружившись трофейным парабеллумом, перекинув через плечо катушку с телефонным кабелем, Михаил Аллер оказался впереди наступавшей цепи. В том бою он уничтожил еще трех немцев. Этот факт, в дальнейшем сыграет в его судьбе не последнюю роль.

0602577c6d58b1388dfb7929e135f20c.jpg

           "Вскоре в 15-й отдельный штрафной батальон поступил приказ Командующего 2-ым Украинским фронтом Малиновского о досрочном освобождении без ранений особо отличившихся. В их число попал и я.
          Мне предложили остаться в штрафном батальоне на штатной должности командира взвода связи. От этого предложения я отказался. Мои физические возможности оказались на пределе. В последнем бою я уничтожил четырех эсэсовцев, причем, один из них был офицером.
         При вынесении оправдательного приговора учли только трех рядовых, а про офицера как будто бы забыли. И тем не менее, обещанной награды я не получил, в воинском звании я восстановлен не был.
           Трибунал довольствовался тем, что, проявив героизм и находчивость, я возглавил в решающий момент атаку, чем обеспечил успешное наступление наших войск. В штрафном батальоне на передовой я пробыл 20 суток. С боевой характеристикой меня направили в штаб фронта. Военный трибунал 2-го Украинского фронта снял с меня судимость" (из дневника М.А. Аллера)

hndB336nWFQ.jpg

Выписка из Центрального Архива Министерства Обороны.
Определение № 398

        1944 года сентября 13 дня, Военный трибунал 2-го Украинского фронта, в составе: Председательствующего - майора юстиции НОВИКОВА, членов - майора юстиции ДВОРНИКОВА и майора юстиции САВЕЛОВА, при секретаре гв.мл.лейтенанта юстиции ЭНЮТИНОЙ, без участия Военного Прокурора, в открытом судебном заседании рассмотрено ходатайство командира 15 Отдельного штрафного батальона от 9 сентября 1944г.
         Об освобождении от наказания по приговору Военного трибунала 252 стрелковой Харьковской дивизии от 24 июля 1944 года - бывшего мл. лейтенанта АЛЛЕРА Михаила Абрамовича.
         Установил АЛЛЕР, Военным Трибуналом 252 стрелковой дивизии 24 июля 1944 года осужден по ст. 193 - 7 п. "д." УК РСФСР к десяти годам лишения свободы с отбыванием в ИТЛ, с применением к нему примеч. 2 ст. 28 УК РСФСР и лишением воинского звания "младший лейтенант".
         Будучи в составе 15 Отдельного штрафного батальона, АЛЛЕР в боях против немецких захватчиков проявил стойкость и отвагу, неоднократно под огнем противника восстанавливал поврежденную противником связь, чем обеспечивал бесперебойность ее работы, лично он уничтожил трех немецких солдат, в бою смелый и устойчивый.
         Выслушав ходатайство и боевую характеристику на АЛЛЕРА, Военный Трибунал, руководствуясь ст. 461 УПК РСФСР ОПРЕДЕЛИЛ АЛЛЕРА Михаила Абрамовича освободить от назначенной ему меры наказания по приговору Военного Трибунала 252 стрелковой Харьковской дивизии от 24 июля 1944 года по ст. 193 - 7 п. "д." УК РСФСР и на основании Указа Президиум Верховного Совета СССР считать не имеющим судимости.

ЦАМО, оп. 795971с, д. 1 л-450

8idhI9EfQwQ.jpg

         Дальнейшую службу Михаил Аллер продолжил в Румынии, в районе небольшого города Сибиу, в 12-м Отдельном полку связи при штабе 2-го Украинского фронта.
           В то время фронтовой штаб, который размещался в 100 километрах от передовой, обслуживали два полка связи 12 и 127. Жили связисты в комфортных условиях. Ушли в прошлое плохо отапливаемые землянки, сырость, вши, голод.
          Чистые постели, большие запасы продуктов, винные погреба - все это не шло ни в какие сравнения с тем, что пришлось пережить в 1942-м.

752.jpg

          "Там я стал минометчиком-наводчиком 82-ти мм. миномета. Мне присвоили звание ефрейтора. Хотя уже настал долгожданный мир, война на Западной Украине продолжалась.
          Эта война велась советскими войсками и органами НКВД по уничтожению бандеровских банд - украинских националистов. В 1945 - 46 годах был самый разгар этой борьбы. Нас забрасывали в предгорья Карпат, в сёла Станиславской (ныне Ивано-Франковской), Тернопольской областей на автомашинах, а иногда транспортными военными самолётами. Пеших переходов не было.
         Особенно меня поразило и запомнилось проведение первых послевоенных выборов в Верховный Совет СССР 9 февраля 1946 года. Бандеровцы запугивали население, всячески пытались сорвать выборы.
         Ночью на белых хатах они углём писали, что на выборы пойдут только изменники и предатели, которых ждет смерть. Нам была поставлена задача обеспечить 100% явку на выборы.
         Во всех неблагополучных сёлах возникало силовое сопротивление, были усилены военные гарнизоны. Выборы прошли с 99,9 % результатом. Многие из нас в глубине своей души догадывались, благодаря чему были достигнуты такие результаты" (из дневника М.А. Аллера)

Опубликовано в журнале "Рейтар" № 51/ 2011 года

спасибо


Комментарии могут оставлять, только зарегистрированные пользователи.