fly

Войти Регистрация

Вход в аккаунт

Логин *
Пароль *
Запомнить меня

Создайте аккаунт

Пля, отмеченные звёздочкой (*) являются обязательными.
Имя *
Логин *
Пароль *
повторите пароль *
E-mail *
Повторите e-mail *
Captcha *
Апрель 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 1 2 3 4 5
1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Рейтинг 4.50 (7 Голосов)

"Кантемировцы" 1942 г.

"Боевое крещение получил в 1943 году на Орловско-Курской дуге, около станции Обоянь. Немец наступал. Мы стояли во второй линии глубокой эшелонированной обороны. Вокруг столбы чёрного дыма и огня, рвутся снаряды.
       Я был в составе экипажа "валентинки" (так мы называли лёгкий английский танк "Валентайн"). Вроде машина неплохая, но до чего капризная и непрочная!.. После артподготовки в сопровождении пехоты танки пошли вперёд.


       Сначала у нас что-то заклинило в казённике пушки, а потом на крутом повороте слетела гусеница. Всё, встали! Из наушников - трёхэтажный мат ротного. Мы вылезли из танка и давай ремонтироваться под огнём. "Обули "валентинку" - и в бой. То сражение стало последним для нашего танка. Подбили его. Тогда же погиб наш командир Пономарёв.


Ленд-лизовский "Валентайн".

mkiii_valentine_za_stalina_521.3f2t7qyjwhc0o08sw00sk48ko.ejcuplo1l0oo0sk8c40s8osc4.th.jpeg
mkiii_valentine_za_stalina_522.caqvt7iiefc4gs8gs8k000ogs.ejcuplo1l0oo0sk8c40s8osc4.th.jpeg

       Шёл бой. Я сидел в окопе, обеспечивал связь. Вдруг вижу: пригибаясь и поддерживая рукой каску, бежит пехотный офицер. "Связь давай!" - кричит, надрываясь. Оказывается, где-то перебило провод. Подбежал он, с силой тряхнул меня за плечо. "Ползи! - орёт. - Ищи обрыв провода".
      А куда ползти - артподготовка в самом разгаре. "Это ж он меня на верную смерть посылает", - подумал я. И такой страх обуял! А лейтенант пистолетом машет: "Застрелю!"
      Что делать, пополз искать повреждение провода. Вокруг всё ухает, бухает, земля сотрясается. Отполз несколько десятков метров, и тут словно пронзило что-то. Оборачиваюсь, а в этот момент прямое попадание снаряда как раз туда, где я сидел, а сейчас офицер тот...
      Погиб он, а мне, выходит, жизнь спас. Видимо, на роду у меня было написано живым остаться. Семь раз горели танки, в которых воевал наш экипаж. И ранения получал, с войны осколок под сердцем ношу.
      Но были и курьёзные случаи. Однажды после боя вылез из танка, а вокруг такая тишина, аж в ушах звенит. Голова тяжёлая, ноги ватные, кажется, сто чертей по тебе потоптались. Прилёг на радиаторную решётку танка… и уснул мертвецким сном.
      Проснулся, ресницы разлепить не могу, но слышу - сослуживцы гогочут-заливаются. Оказывается, только я уснул, началась авиабомбёжка. А меня так усталость сморила после боя, что ничего не слышал. Оглядываюсь - вокруг всё в воронках, сам комьями земли обсыпан, но живой ведь!

"Кантемировцы" 1942 г.

Кулаков-А.-А.-с-лева-второй-сидящий-на-стуле.jpg
0a1d1fd1f2c0dbb197abf23e03950948.jpg

       В августе 1944 года наша 12-я бригада 4-го гвардейского Кантемировского танкового корпуса воевала на подступах к Кракову. На командном пункте я помогал комбату Волобуеву поддерживать связь с другими танкистами и комбригом. Располагались мы возле одного из домов в маленьком польском городке.
       В подвале этого дома прятались от бомбёжек несколько местных семей. Как раз на спуске в подвал я и установил радиостанцию. Гремел бой, и снаряды рвались совсем близко.
       У входа стояли семь офицеров штаба, должно было пройти совещание накоротке. Комбат приказал спуститься в убежище. Сам пошёл первый, я за ним, за мной все остальные.
       Вдруг раздался взрыв страшной силы, и я потерял сознание. Когда очнулся, увидел, что надо мной склонились поляки, которые жили здесь, внизу. Слышу, говорят что-то по-своему, голоса взволнованные, пытаются меня в чувство привести, кто-то брызгает в лицо водой. Вдруг рядом, как из трубы, доносится хриплый голос Волобуева:
- Живой? Я ранен, Вася, ногу перебило. Свяжись с комбригом, скажи, я прошу срочно выслать сюда броню. Выполняй!

Танкисты-кантемировцы позируют на фоне захваченного в районе Ахтыре немецком танке "Пантера". Вскоре он был отремонтирован и принял участие в боях, уже на стороне Красной Армии.

0_659cb_255d46f_XL.jpg

       Кое-как поднялся, в ушах звенит, контузило меня сильно, ноги ватные, но приказ есть приказ. Стал подниматься по лестнице, а там... Даже сейчас тяжело вспоминать. Грудой лежат разорванные человеческие тела. Сплошное кровавое месиво. Мина прямо сюда угодила, кроме нас с комбатом никто не выжил.
       Проход наверх узкий, пришлось переступать через то, что от людей осталось. Наверх поднялся, вроде на воздухе легче должно стать, а дыхание спёрло, ни вздохнуть, ни выдохнуть не могу. Упал, и такая тяжесть на сердце, такая боль тисками сжимает, выть хочется.
       Оглядываюсь, а вокруг рваные клочья железа валяются. Это всё, что от радиостанции осталось. Пополз по-пластунски в направлении наших танков. Бой гремит. Снаряды рвутся. Сберёг меня Бог и на этот раз, выполнил приказ командира, вызвал подмогу.
       Я был не раненый, поэтому сразу рванул к своим, и в составе уже другого подразделения бригады с боями дошёл до Праги. Во время Берлинской операции мы воевали в 70 километрах от немецкой столицы.

Первые среди кантемировцев кавалеры ордена Славы. Они были удостоены этой награды за героизм, проявленный в боях на львовском направлении.

gvtk04-032.jpg

        Закончилась война, но через тридцать лет снова напомнила о себе, да ещё как! В 1974 году получаю письмо от брата, он в Арзамасе жил. Пишет: Вася, ты не волнуйся, но на Украине... твоё захоронение. На могильной плите так и написано: "Рядовой Василий Толщин. Погиб в 1944 году".
        И память вернула меня к тому бою под Краковом, когда мина разорвалась в подвале дома. Видимо, дело было так. Приехали туда наши ребята на броне, которую я вызвал, но среди обезображенных взрывом тел невозможно было разобрать, сколько человек погибло. Опознать никого не смогли, но ведь все знали, что я радист при комбате.
        Кто-то из однополчан подал мою фамилию в списках погибших. Никто и не предположил, что я могу лежать в медсанбате. Все останки погребли в одной братской могиле в Польше. После окончания войны их перевезли на нашу территорию. Так во Львове на "Холме Славы" появились девять новых могил. Я захоронен восемнадцатым в первом ряду.

Гвардейская клятва. Июнь 1944 г. кантемировцы перед боями за Тернополь и Львов.

gvtk04-030.jpg
gvtk04-044.jpg
gvtk04-045.jpg

      Может, и не довелось бы узнать об этой истории, но в 1973 году ученики одной из львовских школ решили создать музей при кладбище. Они написали письмо в архив Министерства обороны с просьбой сообщить, откуда призывались погибшие.
      Вскоре в Арзамас пришло письмо, в котором ребята сообщали родственникам о месте моего захоронения. Они просили прислать воспоминания обо мне и какие-нибудь личные вещи для музея. Вот тогда брат и рассказал мне обо всём.
      Я сам ответил школьникам, что жив и здоров. Началась переписка. Они попросили меня выслать фотографию. Оказывается, во Львове жил механик-водитель из нашего батальона. Он узнал меня по фото, хотя столько лет уже прошло. Вот так моя фамилия перешла в список живых.
      В 1974 году мы с супругой побывали на моей могиле. Тогда во Львове проходили торжества в честь 30-летия освобождения города от фашистских захватчиков. Я получил письмо от первого секретаря обкома партии с официальным приглашением приехать на празднование Дня Победы, обрадовался очень, разволновался, конечно.
      Вот так через тридцать лет встретился со своими боевыми товарищами, познакомился с их семьями. Мы возложили венки на могилы офицеров штаба нашего батальона и на мою могилу тоже. Постоял я возле неё, память в деталях воскресила тот день.
        Но главное, что после встречи с однополчанами во Львове у нас с Тамарой появились друзья по всему Советскому Союзу. Бывало, на праздники по сорок открыток подписывали и отправляли и получали столько же." - из воспоминаний танкиста В.М. Толщина.

"Кантемировцы"

5 августа 1943 г. при поддержке массированного огня артиллерии и авиации танки 4-го гв. тк прорвали оборону у дд Казачья Лисица и Ивановская Лисица и повели наступление на Грайворон.

gvtk04-017.jpg

Танкисты из танковой роты гв. капитана Ивана Андреевича Терещука (216-й отб, 12-й гв. тбр) на марше в районе Грайворона.

gvtk04-019.jpg

На Битом Озере (Житомирская область)

gvtk04-025.jpg

В атаке танки Т-34-85 и танковый десант 14-й гв. тбр майора Валентина Мироновича Печковского. В этом бою комбриг погиб. Юго-западная окраина Малина. 9 декабря 1943 г.

gvtk04-026.jpg

Гвардейские "Катюши" готовятся к залпу в районе Дуклинского перевала. Четко видны дубовые листочки на кабине.

gvtk04-035.jpg

1945, январь. Польша, район Кракова.

gvtk04-014.jpg
gvtk04-038.jpg

1945, май. Дрезден.

0_b8278_196f5701_orig.eznetk0a4oow044g448g8ks0w.ejcuplo1l0oo0sk8c40s8osc4.th.jpeg

На фото Герои Советского Союза (слева направо): Николай Иванович Агеев, Геннадий Павлович Виноградов, Феодосий Иванович Горенчук, Геннай Федорович Чехлов. Май 1945 г.

gvtk04-034.jpg

Командир моторизованного батальона автоматчиков гв. капитан Григорий Тимофеевич Добрунов (в центре) со своими боевыми друзьями. На фоне БА-64. На броневике просматривается эмблема корпуса-скрещенные дубовые листочки. 12-я гв. тбр

gvtk04-027.jpg

Кантемировцы.

39efb47fe797146284dbc24e233.jpg


C924hkfpd58.jpg

 

 

 


Комментарии   

+1 # Алексей 2015-12-27 08:07
Хотелось бы более подробную информацию о фото гвардейцев-Кант емировцев.

Комментарии могут оставлять, только зарегистрированные пользователи.