fly

Войти Регистрация

Вход в аккаунт

Логин *
Пароль *
Запомнить меня

Создайте аккаунт

Пля, отмеченные звёздочкой (*) являются обязательными.
Имя *
Логин *
Пароль *
повторите пароль *
E-mail *
Повторите e-mail *
Captcha *
1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Рейтинг 4.50 (1 Голос)


История военной техники знает немало эпохальных конструкторских решений, без которых были бы проиграны сражения и даже войны. Одним из таких решений стало создание и серийный выпуск лучшего танка Великой Отечественной войны.

 

 

Идеи Уолтера Кристи

 

Накануне войны, грянувшей в июне 1941 года, основу бронетанкового парка Красной армии составляли легкие танки Т-26 и целое семейство быстроходных танков - БТ. Машины эти не были порождены отечественной конструкторской мыслью и дело тут вовсе в их конструктивных недостатках. Причина проста: Т-26 представлял собой доработанную британскую машину Vickers 6 ton ("Викерс шеститонный"), а все машины семейства БТ были "потомками" американского танка Кристи.

 

Танк Кристи, разработчиком которого был американский конструктор Уолтер Кристи, представлял собой колесно-гусеничную машину, концептуально отличающуюся от уже существовавших на тот момент танков. Главной проблемой была не только низкая скорость - не более 10 км/ч, но и недолговечность гусениц - не более 100 км.

 

У.Кристи предложил решение простое и потому едва ли не гениальное: увеличить диаметр опорных катков до размера автомобильных колёс, установить привод на задние катки, а два передних катка сделать управляемыми. Это позволяло танку со снятыми гусеницами "превратиться" в нормальную колёсную машину с колёсной формулой 2×8. Попутно снималась проблема с поднятием-опусканием движителей: экипаж машины просто снимал гусеницы и закреплял их на надгусеничных полках. В танке Кристи, как и в советских машинах БТ, все остальные качества приносились в жертву одному - скорости. БТ, по исходной задумке конструкторов, должны были врываться в пробитую во вражеской обороне брешь, затем совершать рейд по довольно глубоким тылам противника, уничтожая тыловую инфраструктуру, склады и аэродромы, перерезая железнодорожные ветки.

 

От войны до войны

 

С началом военных действий стало очевидно, что вести войну силами одной только бронетехники невозможно: без сопровождения пехоты такое наступление обречено на провал, а пехота по определению на сможет развить высокий темп наступления. В итоге основной задачей танков стала огневая поддержка пехоты, уничтожение укреплений противника и его бронетехники. Параметр скорости уже не являлся качеством, а вот броневая защита стала важна, так как должна была выдерживать не только попадания пуль и осколков. Всё это легло в основу концепции среднего танка, в котором все вышеперечисленные показатели были бы сбалансированы.

Советская бронетехника, созданная на базе БТ Кристи, принимала участие в ряде военных конфликтов, в частности, воевала в Испании в 1936-1939 годах. Именно эта кампания выявила ряд принципиальных недостатков машины, с которыми нужно было что-то делать.

 

К началу военных действий 1941 года на вооружении СССР стоял средний танк Т-28: высокая и потому хорошо заметная на поле боя трёхбашенная машина, не отличавшаяся высокой манёвренностью и хорошей бронёй, зато в меру быстроходная. Буквально в первые же месяцы стало очевидным: танк не соответствует требованиям и армия нуждается в его адекватной замене.

 

Творение Михаила Кошкина

 

Созданием лучшего танка Великой Отечественной мы обязаны Михаилу Ильичу Кошкину, конструктору Харьковского паровозостроительного завода, с декабря 1936 года возглавившего Конструкторское бюро Танкового отдела «Т2». Руководство было передано Кошкину в довольно сложной ситуации: его предшественник был арестован за "вредительство" и в КБ велись следственные мероприятия. Всё это однако не помешало конструктору заняться разработкой нового танка, столь необходимого вооружённым силам.

 

Первые проекты были предложены уже в 1930-ых годах, но по ряду причин не удовлетворяли требованиям и были отклонены руководством. Конструктора это не остановило и в 1938 году В марте 1938 года был утверждён проект танка под литерой "А". К этому моменту у военного руководства страны возникли сомнения в правильности выбранного типа движителя для танка.

 

28 апреля 1938 года в Москве состоялось совещание Народного Комиссариата обороны (НКО), на котором Кошкину удалось добиться разрешения на изготовление и испытания двух новых танков — колёсно-гусеничного (как и предполагалось изначальным заданием) и чисто гусеничный. Испытания были проведены в Харькове летом 1939 года. Комиссия заключила, что «по прочности и надёжности опытные танки А-20 и А-32 выше всех выпускаемых ранее… выполнены хорошо и пригодны для эксплуатации в войсках», однако отдать предпочтение одному из них она не смогла.

 

Большую тактическую подвижность в условиях пересечённой местности во время боёв Советско-финской войны 1939—1940 годов показал гусеничный танк А-32. В короткие сроки была проведена его доработка: утолщёна до 45 мм броня и установлена 76-миллиметровая пушка и другое — так появился Т-34.

 

Начало серийного производства Т-34 явилось завершающим этапом трёхлетней работы советских танкостроителей по созданию принципиально новой боевой машины. В 1940—1945 годах постоянно наращивался объем выпуска «тридцатьчетвёрок», при этом сокращались трудозатраты и стоимость. Так, за время войны трудоёмкость изготовления одного танка сократилась в 2,4 раза (в том числе бронекорпуса — в 5 раз, дизеля — в 2,5 раза)[11], а стоимость — почти вдвое (с 270 000 руб. в 1941 г. до 142 000 руб. в 1945 г.)

 

Опытные образцы нового Т-34 были изготовлены и переданы на войсковые испытания 10 февраля 1940 года. Испытания полностью подтвердили их высокие технические и боевые качества, а в начале марта 1940 года Михаил Кошкин решает отправиться из Харькова в Москву «своим ходом» - на танках, чтобы ещё раз проверить и подтвердить ходовые и маневренные характеристики.

 

В условиях начавшейся весенней распутицы, при сильной изношенности танков предшествующими пробеговыми испытаниями (около 3000 км), начавшийся пробег несколько раз был на грани провала. 17 марта 1940 года на Ивановской площади Кремля танки были продемонстрированы представителям правительства. Испытания в Подмосковье и на Карельском перешейке завершились успешно. Т-34 был рекомендован для немедленной постановки на производство.

 

Созданный под руководство Михаила Кошкина танк стал лучшей броневой машиной своего времени. Гейнц Гудериан, командующий танковыми частями немецкой армии, писал: "Наши противотанковые средства того времени могли успешно действовать против танков Т-34 только при особо благоприятных условиях. Например, наш танк Т-IV со своей короткоствольной 75-мм пушкой имел возможность уничтожить танк Т-34 только с тыльной стороны, поражая его мотор через жалюзи. Для этого требовалось большое искусство".

источник


Комментарии   

# Ivan 2013-12-18 10:14
Интересно, до этого Гудериан утверждал, что: «… советский танк «Т-34» является типичным примером отсталой большевистской технологии. Этот танк не может сравниться с лучшими образцами наших танков, изготовленных верными сынами рейха и неоднократно доказавшими своё преимущество…».
+2 # евгений 2013-12-18 11:29
Ну да... конечно.. пантера или тинр технологичнее и мощнее.. однахо как говорили на востоке в древности... миллион мышей одолеют даже самого сильного и храброго воина... и одрлели.. Когда большевиков потери беспокоили? ну спалит тигра пару тройку34 к... остальные 20 его расстреляют по любому. А че.. 34 ка хороший танк.. он и в панцерваффе служил иной раз переходя из рук в руки по 4-5 раз... Не знаю чего там быстроходный Хайнц говорил.. как-то упустил этот момент его воспоминаний, однако панцерманы, вроде Кариуса или Витмана говорили, что появление 34 к было для них неприятным сюрпризом... Ну а подвеска Кристи не только в 34 ке используется... Большевики отказались купить изобретение американца, однако идею успешно скрали, выпусвтив БТ ху.. легкий колесно -гусиничный танк...

Комментарии могут оставлять, только зарегистрированные пользователи.