Feldgrau.info

Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
------------------Forma vhoda, nizje----------------
Расширенный поиск  

Новости:

Как добавлять новости на сайте, сообщения на форуме и другие мелочи.. читаем здесь
http://feldgrau.info/forum/index.php?board=2.0

Автор Тема: Герои страны. Евстигнеев Кирилл Алексеевич  (Прочитано 8241 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

W.Schellenberg

  • Гость

   
Евстигнеев  Кирилл Алексеевич

17.02.1917 - 29.08.1996
Дважды Герой Советского  Союза


    Даты указов     
            1.         02.08.1944     (медаль № 4039)
            2.         23.02.1945     (медаль № 2284)

    Памятники       
                          Надгробный памятник (старый)
                          Надгробный памятник (новый)
                          Бюст в г. Шумиха
                          Мемориальная доска в г. Кургане
           

    Евстигнеев  Кирилл Алексеевич - командир эскадрильи 240-го/178-го гвардейского  Краснознамённого ордена Богдана Хмельницкого истребительного авиационного полка  14-й гвардейской Кировоградско-Будапештской Краснознамённой ордена Суворова  истребительной авиационной дивизии 3-го гвардейского Ясского Краснознамённого  ордена Суворова истребительного авиационного корпуса 5-й воздушной армии.

    Родился 4 (17) февраля 1917 года в поселке  Хохлы ныне Шумихинского района Курганской области в семье крестьянина. Русский. Член ВКП(б)/КПСС с 1943 года.  Окончил 7 классов Шумихинской железнодорожной школы. С 1934 года жил в  Челябинске, тогда же поступил в фабрично-заводское училище, где получил  специальность токаря в 1936 году. С 1936 года работал на опытном заводе в Челябинске,  через полгода переведён на Челябинский тракторный завод, работал наладчиком  токарных автоматов. Одновременно с работой учился в аэроклубе.

    В Красной Армии с сентября 1938 года,  призван Тракторозаводским районным военкоматом Челябинска. По 1939 год служил  на срочной службе красноармейцем полевой рембазы на Дальнем Востоке, затем  отправлен на учёбу. В 1941 году окончил Бирмскую военную школу пилотов,  располагавшуюся в Амурской области у станции Серашево, был оставлен работать  летчиком-инструктором. В конце 1942 года был направлен в Москву в главный штаб  ВВС для перегонки американских самолетов "аэрокобра" по ленд-лизу из  Америки. В Москве Евстегнееву удалось после встречи с известным лётчиком И.С.  Солдатенко добиться отправки на фронт.

    На фронтах Великой Отечественной войны  сержант К.А. Евстигнеев с 17 марта 1943 года. Свою первую победу одержал в небе  над Курской дугой. 7 июля 1943 года сбил ведущего десяти вражеских  бомбардировщиков.

    На следующий день сражался против 9-ти  пикировщиков Ju.87 и опять сбил ведущего. После этого, преследуя уходящего  противника, вогнал в землю второй бомбардировщик. В тот же день сбил еще один  "Юнкерс". 9 июля К.А. Евстигнеев сбил Bf.109; 13 и 16 июля - снова по  одному "Мессеру". И так вплоть до августа.

    5  августа 1943 года в составе группы из 8-ми Ла-5 вылетел на прикрытие наших  войск на подступах к Белгороду. В воздушном бою был сбит. Был ранен в обе ноги.  В медсанбате отговорил доктора от ампутации стопы. На девятые сутки на ночью на  костылях сбежал из госпиталя. Прошел тридцать пять километров До ближайшего  аэродрома, оттуда был переправлен в свою часть. Через месяц вновь пошел с  эскадрильей на боевое задание. Правда, первое время до самолета добирался с  костылями. Участник Белгородско-Харьковской наступательной операции и битвы за  Днепр.

    Старший лейтенант К.А. Евстегнеев к ноябрю  1943 года совершил 144 вылета, сбил 23 и в группе 3 самолёта противника.

    Указом Президиума Верховного Совета СССР от  2 августа 1944 года за мужество, отвагу и героизм, проявленные на фронте борьбы  с фашистско-немецкими захватчиками, старшему лейтенанту Евстигнееву Кириллу  Алексеевичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина  (№ 19094) и медали "Золотая Звезда" (№ 4039).

    Продолжал доблестно сражаться с врагом.  Участвовал в Нижнеднепровской и Уманско-Ботошанской наступательных операциях.  Особо ярко его талант раскрылся в воздушном сражении в апреле - июне 1944 года  над Яссами и Днестром, там он сбил более 10 самолётов врага. Гвардии капитан  Евстегнеев к октябрю 1944 года совершил ещё 83 вылета, сбил 20 самолётов. Его  боевой счёт составил 227 боевых вылетов, 114 боёв, 46 сбитых самолётов лично и  3 в группе.

    Указом Президиума Верховного Совета СССР от  23 февраля 1945 года командиру эскадрильи 178-го гвардейского истребительного  авиационного полка (14-я гвардейская истребительная авиационная дивизия, 3-й  гвардейский истребительный авиационный корпус, 5-я воздушная армия, 2-й  Украинский фронт) гвардии капитану Евстигнееву Кириллу Алексеевичу присвоено  звание Дважды Героя Советского Союза с вручением второй медали "Золотая  Звезда" (№ 2284).

    Войну К.А. Евстигнеев закончил командиром  178-го гвардейского истребительного авиационного полка. Участвовал в  Будапештской и Венской наступательных операциях, последний бой он провел в небе  Венгрии. Всего за годы войны совершил 283 боевых вылета, участвовал в 113 боях  сбил лично 53 и в составе группы - 3 вражеских самолета противника. В 1945 году  представлен к присвоению звания Трижды Героя Советского Союза, представление  было подписано вплоть до командующего фронтом, но в Москве ему "хода не  дали".

    После Победы продолжал командовать  истребительным авиаполком. В 1949 году окончил лётно-тактические курсы, в 1955  - Военно-воздушную академию. В 1955 - 1958 годах служил начальником штаба школы  переучивания лётного состава в городе Фрунзе Киргизской ССР.

    В 1960 году окончил Военную академию  Генерального штаба. С 1960 года служил последовательно начальником штаба  Качинского ВВАУЛ, начальником оперативного отдела штаба ВВС Северо-Кавказского  военного округа, заместителем командующего 73-й воздушной армией (Киев),  начальником штаба ВВС Северо-Кавказского военного округа, первым заместителем  командующего ВВС Северо-Кавказского военного округа, в Управлении учебных  заведений Главного штаба ВВС. С октября 1972 года - в запасе. Жил в  городе-герое Москве. Скончался 29 августа 1996 года. Похоронен в Москве на  Кунцевском кладбище (участок 10).

    Генерал-майор авиации (1966). Награждён  орденом Ленина (2.08.1944), четырьмя орденами Красного Знамени (30.09.1943,  28.10.1943, ...), орденом Суворова 3-й степени (2.10.1943), Отечественной войны  1-й (11.03.1985) и 2-й (30.04.1943) степеней, Красной Звезды, медалями,  иностранными орденами, в том числе Орденом Британской Империи 5-го класса  (Великобритания, 1944).

    В городе Шумиха Курганской области  установлен бронзовый бюст дважды Героя Советского Союза К.А. Евстигнеева, а на  здании школы № 2 — мемориальная доска. В 2007 году Курганскому авиационному  спортивному клубу РОСТО (ДОСААФ) присвоено имя Героя. В городе Кургане на  здании Курганской организации РОСТО установлена мемориальная доска.


Записан

W.Schellenberg

  • Гость
Герои страны. Евстигнеев Кирилл Алексеевич
« Ответ #1 : 17 Февраль 2012, 10:41:34 »

   
Из воспоминаний Евстигнеев  К.А.

Этот эпизод,  который я мысленно назвал — кто кого, имел место во время боевых действий в  Венгрии, после боев у озера Балатон, когда войска 2-го Украинского фронта,  разгромив окруженную группировку, 13 февраля 1945 года полностью очистили  Будапешт от вражеских войск.

Усилия нашего  полка с падением столицы Венгрии — союзницы фашистской Германии — полностью  переносятся на внешнее кольцо окружения — на линию фронта.

17 февраля полк  получил задание: уточнить данные разведчика-бомбардировщика, который,  возвращаясь с задания, наблюдал немецкие аэростаты ограждения в районе Комарно.  До этого противник не практиковал применение таких средств ПВО в прифронтовой  полосе. Поэтому появление аэростатов было для нас полной неожиданностью и в  какой-то степени загадкой. Времени отводилось очень мало: результаты доразведки  приказано доложить через три часа.

Количество  самолетов для выполнения задачи разрешалось определять нашим решением. До полка  включительно. Но поскольку выход на цель, расположенную в тылу врага за 150 км  от линии фронта, сопряжен с пролетом аэродромов противника и вероятным перехватом  наших самолетов его истребителями, то участие большого количества машин в  полете на разведку нежелательно: группа будет громоздка, мало маневренна и  излишне заметна. Поэтому было решено задачу выполнять составом звена.

Выстроив  летчиков второй эскадрильи, я объясняю им всю сложность задания и предупреждаю,  что ожидает каждого из нас.

— Кто хочет  пойти со мной в этот полет, прошу сделать шаг вперед.

Все летчики  сделали шаг вперед.

— Спасибо,  друзья! Благодарю за доверие ко мне и преданность делу, которому служите.

Гордость за  крылатых моих товарищей переполнила сердце. Доброе, душевное слово лишним не  бывает. Не надо молчать о том светлом и радостном, что пришлось пережить.

Справившись с  волнением, я продолжаю предполетные указания:

— На задание пойдем  четверкой: пара Евгения Карпова и я с Мудрецовым. По самолетам!

Через несколько  минут мы в районе цели. В небе на высоте от двух до двух с половиной тысяч  метров — словно дымовая завеса от разрывов зенитных снарядов. Беру небольшое  превышение и начинаю считать: кажется, двадцать два аэростата... Для  перепроверки спрашиваю ребят:

— Мудрый, Женя,  сколько пузырей?

— Двадцать два,  — почти одновременно прозвучало в эфире. Глазастые... Большего от звена и не  требовалось. Но уйти, не причинив ущерба врагу, это уж слишком не  по-гвардейски. Приказываю Карпову: "Женя, прикрой! Атакуешь после  меня!"

Я разворачиваюсь  на крайний верхний аэростат, даю очередь и резко отворачиваю от цели с набором  высоты во внешнюю сторону заграждения. Медленно покачиваясь, вертикально к  земле опускается аэростат.

Теперь Карпов  идет в атаку, а я предостерегаю его:

— Сближение, как  с наземной целью, быстрое. Не опаздывай с открытием огня. Иначе столкнешься!

В это время  заработали зенитки. Удар ведущего второй пары точен — цель съежилась, падает  вниз. В то же время вижу, что с юго-западной стороны с небольшого поля,  расположенного рядом с опушкой леса, взлетает четверка истребителей. Значит,  пора уходить. Наше появление, видимо, подняло на ноги всю округу.

Со снижением на  максимальной скорости мы разворачиваемся на восток — и курс на свою точку.  Теперь "мессерам" нас не догнать!

До переднего края  остается километров сорок. В эфире слышен тревожный голос:

— Евстигнеев!  Где ты? Торопись, надо мной — "фоккеры"...

Узнаю — это  Боровой, представитель от авиации на КП переднего края. Вступаю с ним в связь:

— Мы далеко от  вас! Там, откуда пришли «фоккеры». Спешу!

— Торопись,  задай жару стервецам!

Мы с ходу  наваливаемся на ФВ-190. Получилось так, что я с Мудрецовым иду строго навстречу  атакующим, а пара Карпова — она правее нас — угрожает замыкающему восьмерку.

Решаю атаковать  первый ФВ-190, который только что вошел в пике. Затем — следующий. Но из-за  быстрого перемещения снижающейся цели и воздействия отрицательной перегрузки,  которая возникает от постоянного увеличения угла пикирования, прицелиться как  следует не удается — очередь проходит совсем рядом с "фоккером".  Фашист увидел, что дела его плохи, раз появились советские истребители, и  прекратил штурмовку.

Второй самолет  из его группы на выводе из пикирования невольно оказывается на встречном курсе.  Идем лоб в лоб. Никто не уступает: ни "фоккер", ни я. Что ж, лобовая,  так лобовая! Посмотрим, кто кого! Хотя с моей стороны это не совсем разумно: у  ФВ-190 четыре огневые точки — две пушки, два пулемета, а мой Ла-5 имеет всего  лишь две пушки. Но отступать нельзя.

Фашист не  выдержал — ведет огонь с дальней дистанции. Еще несколько секунд, и наступит  мой черед. Но что это? Послышались удары по моей машине — значит, снаряды,  посланные противником, достигли цели. Но мой "лавочкин" слушается  рулей, а гитлеровский вояка в моем прицеле. Он не выдержал, отворачивает!  Хорошо видна ядовито-желтая окраска брюха, и я своим залпом вспарываю его.  Вражеский летчик, словно выброшенный катапультой, выпрыгивает из самолета. За  ним тянется колбасой не раскрывшийся еще полностью парашют. Мудрецов  проскакивает над ним.

Мы  разворачиваемся на проскочивших мимо "фоккеров", но они, не пытаясь  продолжать бой, уходят в глубь своей территории.

Делаем круг над  командным пунктом. Передаю Боровому:

— Нас ждут дома  с докладом. Разрешите убыть?

— Счастливого  пути! Спасибо за помощь! — слышится в ответ.

Летим на свою  точку. В воздухе относительно спокойно, можно бегло осмотреть самолет. Заметив  на хвосте пробоину в стабилизаторе, начинаю работать рулем высоты. Машина  послушна. При работе рулем поворота — тоже.

Над аэродромом  при выпуске шасси левая стойка вышла, а правую заклинило. Значит, повреждено  еще и шасси. Принимаю решение садиться последним. Набираю высоту над аэродромом  и пытаюсь резкими эволюциями самолета сорвать правую стойку с замка. Не  получается. Тогда я перевожу кран в положение "шасси убрано", но  левая стойка не убирается. Остается единственный вариант, и я передаю командиру  полка — буду садиться на одну "ногу"!

Ольховский  напоминает об условиях посадки и просит:

— Повнимательней,  Кирилл!

Приземление  проходит сложно, "Лавочкин" в начале пробега идет устойчиво, без  изменения направления. Затем с потерей скорости появляется правый крен, машина  начинает уклоняться к снежному брустверу на краю посадочной полосы, а его  высота не меньше метра. Чтобы не врезаться в сугроб и не скапотировать, я резко  передвигаю педали управления рулем поворота, создавая нагрузки на выпущенную  стойку. Она не выдерживает и убирается. "Лавочкин" медленно ложится  на фюзеляж и, юзом подползая к брустверу, останавливается.

Пока я  докладывал командиру полка о выполнении задания, мой самолет отбуксировали на  стоянку. При осмотре было обнаружено попадание трех бронебойных снарядов: один  пронзил крыло и стабилизатор, два других, пройдя центроплан, нарушили систему  выпуска шасси. Угодив в стойку, они заклинили шток цилиндра. Вот почему все мои  старания выпустить её ни к чему не привели. Машина подлежала ремонту. Жаль,  конечно, расставаться с испытанным боевым другом, сжились мы с ним... Да что  поделаешь?

Этот истребитель  был построен на средства колхозника-пчеловода В. В. Конева из колхоза  "Большевик" Бударинского района Сталинградской области. Патриот  просил передать его лучшему летчику фронта. Вручили И. Н. Кожедубу, затем после  его ухода в другую часть на нем летал зам. командира авиаэскадрильи Павел  Брызгалов, а после возвращения из госпиталя летал на нем я. Самолет славно  послужил Родине...

Записан