Feldgrau.info

Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
------------------Forma vhoda, nizje----------------
Расширенный поиск  

Новости:

Камрады давайте уважать друг друга и придерживаться правил поведения на форуме и сайте.
http://feldgrau.info/forum/index.php?topic=250.0

Автор Тема: Ягода Генрих Григорьевич  (Прочитано 9987 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Монах

  • Гость
Ягода Генрих Григорьевич
« : 17 Август 2011, 17:52:42 »




Генрих Григорьевич  Ягода (наст. имя — Енон Гершонович (или Енох Гершенович) Иегуда; 7 (20) ноября  1891 года, Рыбинск — 15 марта 1938 года, Москва) — советский государственный и  политический деятель, один из главных руководителей советских органов госбезопасности (ВЧК, ГПУ, ОГПУ, НКВД),  нарком внутренних дел СССР (1934—1936).

Биография

Ранние годы

Родился 7 (20)  ноября 1891 года в Рыбинске в еврейской ремесленной семье. Его отец, Гершон  Фишелевич Ягода, был печатником-гравером. Кроме Еноха в семье было двое  сыновей: Михаил и Лев и пять дочерей.
Семья Ягоды была  связана родственными отношениями с семьёй Свердловых. Отец Ягоды, Гирш  Филиппович, приходился двоюродным братом Михаилу Израилевичу Свердлову, отцу  Якова Свердлова, жившими в Нижнем Новгороде. Впоследствии Ягода женился на Иде  Леонидовне Авербах (дочери родной сестры Якова Свердлова Софьи Михайловны),  своей троюродной племяннице. У них был сын Гарик (р. 1929 г.). Братом Иды  Авербах был небезызвестный советский литератор Леопольд Авербах.
Вскоре после  рождения Еноха семья переехала в Нижний Новгород, где отец работал подмастерьем  у печатников. Живя в Нижнем Новгороде, познакомился с Яковом Свердловым.
Семья была  связана с социал-демократами. В 1904 году Гершон Ягода согласился, чтобы у него  в квартире находилась подпольная типография Нижегородского комитета РСДРП(б).  Юный Енох участвовал в работе подпольной типографии.
В декабре 1905  году во время декабрьского вооруженного восстания в Сормове погиб старший брат  Михаил (1890—1905).
В 1907 году  пятнадцатилетним подростком примкнул к нижегородским анархистам-коммунистам.
По агентурным  сведениям Московского охранного отделения, Генрих Ягода в 1907-1908 годах  принадлежал к нижегородской группе анархистов-коммунистов.
В 1911 году на  Генриха Ягоду было возложено поручение: завязать сношения с московской группой  анархистов для совместного ограбления банка.

Москва, арест.  Ссылка в Симбирск (1912—1913)




Летом 1912 года  20-летнего Генриха Ягоду задержали в Москве: будучи евреем, он не имел права  жить в Москве и поселился там по подложному паспорту, оформленному на имя  некого Галушкина у своей сестры Розы – члена партии анархистов. Он был  изобличён «в преступных сношениях с лицами, принадлежащими к революционным  организациям». Жандармы отметили, что молодой человек имел намерение перейти в  православие и устроиться на работу в старой столице. Суд приговорил его к двум  годам ссылки в Симбирск, где у деда был свой дом.
Вскоре после  приезда в Симбирск, ссыльный Ягода подал прошение на имя симбирского  губернатора Ключарева, прося перевода к родителям в Нижний Новгород. Мотивируя  просьбу, Ягода писал: «В г.Симбирске не имею личного заработка и нуждаюсь в  семейной обстановке вследствие моего крайне болезненного состояния...».  Губернатор оставил просьбу без внимания.
Амнистия по  случаю 300-летия дома Романовых сократила срок ссылки на год. Это позволило  Генриху Ягоде уже летом 1913 года не только вернуться из ссылки, но и  поселиться в Санкт-Петербурге. Для этого ему пришлось принять православие и  формально отказаться от иудаизма.

Санкт-Петербург  (1913—1917)

С 1913 года  работал на Путиловском заводе.

            "В 1930 году один из заместителей  Ягоды — Трилиссер, старый член партии, отбывший десять лет на царской каторге,  по собственной инициативе предпринял исследование биографии своего начальника.  Автобиография Ягоды, написанная по требованию Оргбюро ЦК, оказалась лживой.  Ягода писал, что он вступил в партию большевиков в 1907 году, в 1911 году был  отправлен царским правительством в ссылку и в дальнейшем принимал активное  участие в Октябрьской революции. Почти всё это было неправдой. На самом деле  Ягода примкнул к партии только летом 1917 года, а до того не имел с  большевиками ничего общего". А. М. Орлов

В 1915 году  Генриха Ягоду призвали в армию и отправили на поля сражений Первой мировой  войны. Он дослужился до ефрейтора 20-го стрелкового полка 5-го армейского  корпуса. Осенью 1916 года получил ранение и вскоре был демобилизован. Вернулся  в Санкт-Петербург.
В 1917 году  сотрудничал в газете «Солдатская правда» (газета издавалась с 15 (28) апреля  1917 года по 6 марта 1918. В июле закрыта Временным правительством). К  предреволюционным годам относится знакомство Ягоды с Максимом Горьким, с  которым они позже поддерживали дружеские отношения.

Революция и  деятельность в ВЧК-ОГПУ

Был участником  Октябрьской революции в Петрограде.
С ноября 1917  года по апрель 1918 года – ответственный редактор газеты «Крестьянская  беднота».
С 1918 года  работал в Петроградской ЧК. В 1918—1919 гг. сотрудник Высшей Военной инспекции  РККА. В 1919 году его заметили Я. М. Свердлов и Ф. Э. Дзержинский и перевели в  Москву. В 1919—1920 гг. член коллегии Народного комиссариата внешней торговли.  С 1920 член Президиума ВЧК, затем член коллегии ГПУ. С сентября 1923 года —  2-ой зам. председателя ОГПУ.

"Очень точен,  чрезмерно почтителен и совершенно безличен. Худой, с землистым цветом лица (он  страдал туберкулёзом), с подстриженными усиками, в военном френче, он  производил впечатление усердного ничтожества."
Л. Д. Троцкий  о Г. Г. Ягоде

Во  внутрипартийной борьбе поддержал И. В. Сталина. Руководил разгромом  антисталинских демонстраций в октябре 1927 года.
С начала 1930-х  зам. председателя ОГПУ. Ягода фактически возглавлял это учреждение из-за  болезни В. Р. Менжинского. 4 августа 1933 года награжден орденом Ленина (за  строительство Беломорканала).
Записан

Монах

  • Гость
Ягода Генрих Григорьевич
« Ответ #1 : 17 Август 2011, 18:01:33 »




Глава НКВД

В июле 1934 г.  был образован НКВД СССР. И новый наркомат, и Главное управление государственной  безопасности (ГУГБ) возглавил Генрих Ягода.
Под руководством  Ягоды был учреждён ГУЛАГ и увеличилась сеть советских исправительно-трудовых  лагерей, началось строительство Беломоро-Балтийского канала силами заключённых.  К освещению этой стройки Ягода и руководство ГУЛАГа привлекли 36 видных  писателей во главе с Максимом Горьким.Он официально носил титул «первого  инициатора, организатора и идейного руководителя социалистической индустрии  тайги и Севера». В честь заслуг Ягоды по организации лагерных строек был даже  воздвигнут специальный памятник на последнем шлюзе Беломорско-Балтийского  канала в виде тридцатиметровой пятиконечной звезды, внутри которой находился  гигантский бронзовый бюст Ягоды.

Активно  участвовал в организации судебных процессов над «убийцами» С. М. Кирова,  «Кремлёвского дела» и др.
В 1935 году  Ягоде первому было присвоено звание «Генеральный комиссар госбезопасности». В  августе 1936 состоялся показательный Первый Московский процесс против Каменева  и Зиновьева. В сентябре 1936 года снят с поста наркома внутренних дел и  назначен наркомом связи. В апреле 1937 снят и с этого поста, исключён из  ВКП(б).

Арест

5 апреля 1937 г.  арестован НКВД «ввиду обнаружения антигосударственных и уголовных  преступлений».

Опросом членов  ЦК ВКП(б) от 31.03 — 01.04.37 года
О Ягоде.  Утвердить следующее предложение Политбюро ЦК ВКП(б):
Ввиду  обнаружения антигосударственных и уголовных преступлений Наркома связи Г. Г.  Ягоды, совершённых в бытность его Наркомом внутренних дел, считать необходимым  исключение его из партии и ЦК и санкционировать на его арест.


При обыске у  Ягоды, согласно протоколу, были найдены фильмы, открытки, фотографии  порнографического характера, резиновый искусственный половой член ,  троцкистская литература и др. Также две расплющенные пули, которыми были убиты  Зиновьев и Каменев, с надписями. Всё это забрал к себе новый нарком НКВД Н. И.  Ежов, оно было изъято при его аресте. Первоначально Ягоду обвинили в совершении  «антигосударственных и уголовных преступлений», затем ещё обвинили в «связях с  Троцким, Бухариным и Рыковым, организации троцкистско-фашистского заговора в  НКВД, подготовке покушения на Сталина и Ежова, подготовке государственного  переворота и интервенции». Против Ягоды выступили его главные сподвижники Я. С.  Агранов, Л. М. Заковский, С. Г. Фирин, С. Ф. Реденс, Ф. И. Эйхманс, З. Б.  Кацнельсон, И. М. Леплевский и др.

В письме А. Х.  Артузова к Н. И. Ежову в 1937 году дается оценка Ягоде, как человека  ограниченного, не достойного по всем параметрам тех постов, которые он занимал  в ОГПУ. По характеру, по интеллектуальной силе, по культуре, по образованию, по  знанию марксизма Ягода — антипод В. Р. Менжинского.— Б. И. Гудзь

Судебный процесс

В феврале 1938  года Ягода предстал на Третьем Московском процессе как один из главных  обвиняемых. На обвинение в шпионаже ответил: «Нет, в этом я не признаю себя  виновным. Если бы я был шпионом, то уверяю вас, что десятки государств  вынуждены были бы распустить свои разведки».

На процессе  Ягода признал себя виновным в том, что прикрывал участников заговора, будучи  заместителем председателя ОГПУ

На процессе  произошел следующий диалог между прокурором Вышинским А.Я. и Ягодой : ...
"Вышинский:  Во всяком случае, это было тогда, когда вы, подсудимый Ягода, были заместителем  председателя ОГПУ и когда на вашей обязанности лежала борьба с подпольными  группами?
Ягода: да
Вышинский:  Следовательно, вы совершили прямую государственную измену?
Ягода: да"

На рассвете 13  марта суд огласил приговор: подсудимый был признан виновным и приговаривался к  расстрелу. Последней попыткой сохранить жизнь было прошение о помиловании, в  котором Ягода писал:
            Вина моя перед Родиной велика. Не  искупить её в какой-либо мере. Тяжело умирать. Перед всем народом и партией  стою на коленях и прошу помиловать меня, сохранив мне жизнь
Центральный  Исполнительный Комитет СССР прошение отклонил. Расстрелян 15 марта в Лубянской  тюрьме НКВД.

Награды

-Орден Ленина
-Орден Красного  Знамени (1927, 1930)
-Орден Трудового  Красного Знамени РСФСР (1932)

Записан