Feldgrau.info

Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Расширенный поиск  

Новости:

Пожелания по работе сайта и форума пишем здесь.
http://feldgrau.info/forum/index.php?board=1.0

Автор Тема: Каски СССР  (Прочитано 19473 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

waffen

  • Администратор
  • Неотлучный
  • *
  • Карма: +42/-2
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 3908
Каски СССР
« : 08 Март 2012, 13:14:29 »

   
Каска Адриана М1916

  Впервые в массовом порядке  стальной шлем появился в апреле месяце 1916 года.  Русские специальные бригады, которые были отправленны во Францию,  что бы сражаться на западном фронте, во многом экипировались французами, так же  эти части получили французскую каску Адриана, но отличалась данная каска только фронтальной эмблемой, на которой был изображен герб Российской Империи.


                 
     В том же 1916 году Петербургом был размещен заказ на изготовление 2 000 000 касок Адриана, но до конца 1916 года в Россию было доставлено только 340 000 едениц. В России эти шлемы были известны как М1916.

                               

     
Каски, поставляемые в Россию имели только два отличия от французских аналогов - фронтальная эмблема и цвет, в который окрашивались шлемы - светлая охра. Вес шлема, а так же подшлемник и подбородочный ремень были такие же, как у касок поставляемых для французской армии.
Наряду с достоинствами сразу выявились и недостатки касок Адриана. Малая толщина стали – всего 7 десятых миллиметра, хрупкость козырьков, крайне сложная технология изготовления. Создание каски включало в себя более пятидесяти операций, причем треть из них уходило лишь на одну деталь конструкции: ее гребня.
  В 1915г. русский Генеральный Штаб принял решение о разработке первого русского стального шлема, прототипом к которому послужила французская каска Адриана обр.1915г. В 1917г. заказ на производство шлемов  был размещен в Финляндии ( тогда еще входившей в состав Российской империи) на заводах Solhberg-Oy   и  Holmberg. В России шлем был известен под индексом М1917 (Sohlberg), соответственно с годом начала выпуска шлемов, однако официально этот шлем так и не был введен.

        


  После окончания Гражданской войны молодая Красная армия нуждалась в экипировке, в том числе и в стальных шлемах. В 1924 году существующие запасы французских шлемов были отреставрированы и переданы в войска.
Шлемы были покрашены в цвет хаки, а изображение орла было заменено большой жестяной звездой.


                                                                                         

Описание жестяной звезды:     Кокарда штампуется из желтой меди по форме пятиконечной звезды; по середине кокарды выштамповываются перекрещивающиеся серп и молот; по очертанию краев звезда имеет ободок. Кокарда с лицевой стороны исключая серпа и молота, покрывается прочной, красной лаковой краской, не отстающей от металла. На задней поверхности кокарды, в центре, припаивается медная пластина, образующая двойную лапку, один конец которой несколько короче другого и края их срезаны под прямым углом. Размеры у кокарды такие, что наружные концы звезды расположены по кругу диаметром 85 мм,а внутренние по кругу диаметром 32 мм. Расстояние между концами горизонтальных лучей 80 мм. Сплав металла: меди 60 - 65% и цинка - 40 - 35%. Примесь других металлов допускается в количестве не более 1%. Штампованные кокарды должны быть сделаны тщательно, правильно и по образцу.

Каска Адриана в Красной армии использовалась до 1941 года.
 

М1917 (Sohlberg)



                                            


   Шлем имел три размера купола, и шесть размеров подтулейного устройства (53см., 55см., 57см., 59см., 60см., 62см).  Окрашивался шлем в цвет хаки. ТТХ  М1917: вес - 800-850гр., толщина стали - 1,2мм., ширина около - 213 мм., длина около - 287 мм., высота около -170 мм.

    Революция 1917г. помешала  поставкам изготовленных в Финляндии шлемов в Россию. В русскую армию была отправлена сравнительно небольшая партия заказанных шлемов. Так, на заводе  Sohlberg-Oy успели изготовить только 500тыс. шлемов, а на заводе V.M.Holmberg – 100тыс. В 1918г. Финляндия объявила независимость и выпущенные, но не отправленные в Россию шлемы остались в распоряжении финского правительства. На большей части шлемов не был установлен подшлемник, т.к. сделать это планировалось на заводах в России.

  Шлем  этой модели так и не был широко использован русской армией. Во время Гражданской войны небольшая часть шлемов использовалась белогвардейскими соединениями. В 20-е и 30-е гг. шлем М17 Sohlberg получил распространение в Красной Армии.

Часто на этот шлем, так же как и на «Адриан-15» прикрепляли большую жестяную звезду, или звезду меньшего размера. Иногда звезду просто рисовали.

                                             

       
    Почти через 2 месяца после Октябрьской революции, согласно докладу по Главному Интендантскому Управлению от 14 декабря 1917 года, за №91471 «О прекращении дальнейшего изготовления касок Центральным Военно-Промышленным Комитетом», производство шлемов было прекращено.    28 декабря 1917г. это решение было одобрено на Особом Совещании по обороне государства.    Однако решение о прекращении производства стального шлема не коснулось предприятий уже независимой Финляндии, которая получила эту независимость согласно декрету Совета Народных Комисаров от 18.12.1917 года.    И хотя, большая часть шлемов была поставлена на фронт для русской армии, на складе завода «G.W. Sohlberg» остались 500 штук недопоставленных шлемов.  Финляндия, получив независимость, была ввергнута в гражданскую войну (с 27.01 по 16.05.1918г.). Во время войны эти 500 шлемов, находящиеся на складе завода «G.W. Sohlberg», были конфискованы Финской Красной гвардией. После поражения красных, шлемы были захвачены финскими белогвардейцами и поступили в экипировку Хельсинкского пехотного полка, а также в гарнизоны городов Вааса (Vaasan) и Какисалми (Kakisalmen). В 1920 году эта самые шлемы (так называемый - «русский вариант») были изъяты из армейской экипировки и проданы в пожарные части и силы гражданской самообороны. Большинство этих шлемов бьио перекрашено в черный цвет. На некоторых образцах стальных шлемов, выпущенных для финской армии, стояла маркировка VKT, а сплошной тканевый купол в подтулейном устройстве был заменён на трехлепестковый (так называемый - «финский вариант»). Лепестки подтулейного устройства имели треугольную форму, и в своей верхней часта стягивались шнуром. Они изготовлялись из брезента или выделанной кожи северного оленя.  К сожалению, о производстве стальных шлемов на финских предприятиях сохранилось очень мало сведений т.к. архив времён Первой Мировой Войны предприятия «V.W. Holmberg» -безвозвратно утерян, а в неполном архиве предприятия «G.W. Sohlberg» информация по стальным шлемам имеется в очень небольшом количестве.

Стальной шлем СШ-36
(халхинголка)
                


  Политическая ситуация в Европе в начале 30-х годов вынудила советское военное руководство ускорить процесс создания собственного стального шлема, который должен был заменить уже устаревшие модели (каски Адриана и М17).   В 1935 году на Ленинградском металлургическом заводе было налажено производство стальных шлемов получивших маркировку "Стальной шлем 1936" или "СШ36" по году поставки шлемов в армию. Шлем имел оригинальную полусферическую форму, с выдающимся вперед козырьком и боковыми полями-скатами. Шлем придавал силуэту советского солдата узнаваемость. Несмотря на оригинальность, шлем, теме не менее, имел некоторые элементы, унаследованные от предыдущих моделей. Так в частности вентиляционное отверстие располагалось в верхней части купола шлема и прикрывалось накладкой напоминающей гребень, традиционный для касок Адриана, только значительного меньшего размера.
 
               
             
  Шлем изготавливался из стали, его вес составлял 1200-1300 грамм, в зависимости от размера (всего было три размера). Толщина стали 1,1 мм. Подшлемник изготавливался из ткани, обрамленной в нижней части полоской кожи или кожзаменителя и имел купольную форму. Размер подшлемника регулировался с помощью шнура, расположенного в верхней части купола. Крепление подшлемника осуществлялось с помощью трех небольших клепок, расположенных на поверхности шлема. Еще один элемент СШ-36, связывающий его с предыдущими моделями русских шлемов - это гофрированные алюминиевые полосы, установленные между шлемом и подшлемником для обеспечения вентиляции, а так же выполняющие амортизационные функции. Подбородочный ремень изготавливался из ткани или кожи. Длинна подбородочного ремня регулировалась с помощью квадратной пряжки.   Окрашивался шлем в темно-зеленый цвет или в цвет хаки. Во фронтальной части шлема наносился контур пятиконечной звезды. Первое боевое крещение СШ-36 получили во время гражданской войны в Испании, затем были испытания в боях на озере Хасан в 1938 году, во время боев у реки Халхин-Гол в 1939 году и во время Зимней войны с Финляндией в 1939-1940 году. В результате испытаний у шлема был выявлен ряд недостатков, в частности широкие поля, сделанные по инициативе С.М. Буденного для большей защиты солдат от ударов шашки, создавали эффект паруса и затрудняли передвижение солдата, а большой козырек уменьшал обзор, кроме того защитные характеристики шлема
оставляли желать лучшего. В небольших количествах шлемы этой модели поставлялись в Испанию во время гражданской войны 1936-1939 года в качестве военной помощи республиканцам.
 К началу войны СШ-36 постепенно заменялся шлемом новой модели - СШ-40. В начале войны в связи с нехваткой экипировки солдатам выдавались шлемы СШ-36, в том числе собранные с полей сражений при этом шлемы реставрировались, в частности мог быть установлен подшлемник более позднего образца.



Стальной шлем СШ-39(трехклепка)


Недостатки СШ-36 были слишком очевидны и необходимо было произвести дополнительные исследования для создания лучшего шлема. Снова было протестировано множество шлемов созданных в западных странах.






В 1937-38 несколько экспериментальных моделей было создано и протестировано на Ржевском полигоне. В 1938 году был сделан окончательный выбор. Характерный гребешок был снят со шлема и контур шлема приобрел новые очертания. Этот шлем известен как СШ-39. Силуэт русского солдата в нем стал образом воина-победителя на многие годы. Форма нового советского шлема напоминала стальной итальянский шлем М 33. Вероятнее всего именно эта модель была взята за основу при создании шлема. Шлем изготавливался из стали намного лучшего качества, чем та, из которой изготавливался СШ-36, его вес составлял 1250 грамм, толщина стенок 1,9 мм.

      Технологию штамповки стального шлема разработал лысьвенский специалист Евгений Ширинкин.
      За 5 с половиной лет коллективом ИТР завода совместно с НИИ-13 и военными специалистами НКО было опробовано более 8 различных марок стали, относящихся к бронестойким. Все они были получены с различных заводов Советского Союза. В 1939 году ученые-металлурги, сотрудники НИИ-13 и Наркомата черной металлургии предложили для опробования в производстве холоднокатаную легированной броневую стали марки 36СГН, которая была создана в НИИ-13 под руководством М.И.Корюкова. Новая сталь (условное заводское обозначение И-1) была выплавлена в г. Перми в Мотовилихе и окончательно прокатана на толщину 1-1,2 мм на Нытвенском металлургическом заводе. Процесс выплавки 36СГН был сложнее чем у других сталей. В расплав вводили специальные добавки: никель, кремний, которые делали сталь прочнее. Температура плавки броневой стали была 1600-1700 град. Из мартена сталь выходила в слитках по 3-3,5 т. Для дальнейшей работы их необходимо было несколько раз прокатать, чтобы получить плоскую токую заготовку. Лысьвенским металлургическим заводом из стали И-1 (36СГН) была изготовлена партия шлемов, которая, наконец, дала удовлетворительные результаты по отстрелу. Прада, штамповка производилась ещё на не совсем освоенном инструменте – калибровочных – отбортовочных штампах. Требовалась доводка всего штампующего инструмента, усовершенствование подтулейного устройства, отработка технологии производства: термического режима (отжига), закалки, отпуска, обезжиривания, пескоструйки, окраски, сушки, изготовление штампующего калибровочного, отбортовочного инструмента для всех ростов стального шлема, а для этого требовалась большая конструкторская работа, создание технологических карт на весь цикл производства. Главная, особо сложная работа, заключалась в изготовлении калибровочных, отборочных и обрезных штампов. Все эти штампы изготавливались вручную и требовались особо квалифицированные слесари-универсалы (ввиду отсутствия на ЛМЗ Кельеровских станков). А на заводе слесарей такой квалификации было всего два человека: Лошов и Зорин, работающих в инструментальном цехе. Требовалось немедленно обучить новому делу рабочих. К обучению привлекли лучших мастеров инструментального цеха – П.Г.Лямина, П.Я.Безматерных, П.Я.Черемных, которые сами встали за верстаки работать и обучать молодежь – подростков 16-17–ти лет.
      После проведения испытаний, приёмки и освоения прозводства новый шлем, получивший наименование "Стальной шлем образца 1939 года (СШ-39) выпускался в цехе № 8 Лысьвенского металлургического завода с 1939 г. по 1941 г. (ориентировочно). В те же годы его производство было освоено и в г. Сталинграде на Металлургическом заводе "Красный Октябрь". Ввиду отсутствия производства броневой стали на ЛМЗ прокат для изготовления СШ-39 поступал в г. Лысьву с Металлургического заводе "Красный Октябрь".
      Совершенствование шлема на ЛМЗ было продолжено и в 1939 г. проявились новые образцы стального шлема, которые получили обозначение "Стальной шлем образца 1940 г." (СШ-40). Именно в таких шлемах Красная Армия прошла с боями от Москвы до Берлина и одержала победу над Японией. Шлем СШ-40 стал дальнейшим развитием конструкции СШ-39 и внеше почти от него не отличался. В 1942 г. из-за начала наступления немцев на Волге поставки проката из Сталинграда прекратились. Какое-то время броневой прокат для изготовления стальных шлемов поступал из г. Перми с завода № 172 в Мотовилихе. Но вскоре было принято решение об организации её выплавки и прокае на заводе № 700 (ЛМЗ) в г. Лысьве. Источник: Краткая история создания стального шлема образца 1940 г. (СШ-40) для Красной Армии. В.А.Онянов, начальник цеха № 8 (в войну - цеха "С-8", шифр 41) Лысьвенского металлургического завода (в войну - завода № 700), массово изготовлявшего стальные шлемы в 1941-1945 гг. Лысьвенский музей.

            




« Последнее редактирование: 28 Январь 2013, 13:09:22 от DISEL »
Записан
Как и что на форуме -
читать здесь

VOLL

  • Гость
Re: Каски СССР
« Ответ #1 : 08 Март 2012, 15:11:17 »

Если есть  информация по цветам/оттенки окраски до 41г поделитесь пожалуйста. После насколько я осведомлен красили в цвет который был под рукой  что не удивительно.
Записан

DISEL

  • Частый гость
  • **
  • Карма: +1/-0
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 73
Re: Каски СССР
« Ответ #2 : 18 Июль 2013, 08:26:43 »

Если есть  информация по цветам/оттенки окраски до 41г поделитесь пожалуйста. После насколько я осведомлен красили в цвет который был под рукой  что не удивительно.

По всей видимости использовали краску 4БО
 
Густотёртая краска 4БО состоит из натуральной олифы (30%), зелёной окиси хрома (13,1%), охры сухой журавской (не более 51,5%) и крона оранжевого (не менее 5,3%). Никаких других подцветок, кроме указанных пигментов, в краске 4БО до войны не допускалось. Краска 4БО имеет довольно яркий и сочный зелёный цвет и подходит к фону зелёной растительности — преобладающему. фону в летних условиях
Записан
Ищу каски выпуска до 1945 года. DISEL

DISEL

  • Частый гость
  • **
  • Карма: +1/-0
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 73
Re: Каски СССР
« Ответ #3 : 18 Июль 2013, 22:07:58 »

 :o В Красной армии камуфляжем занялись в 1920 году, на базе первых автобронеотрядов. Руководил работами художник-авангардист Александр Родченко. Автобронетехника, раскрашенная по его проекту, имела двухцветный камуфляж из светло-зеленых пятен по темно-зеленому фону. В 1939 году в НИИБТ проводились испытания различных вариантов окрасок. Лучшей была признана крупнопятнистая схема камуфляжа. В качестве основных красителей были утверждены: темно-зеленый защитный (4БО) и темно-коричневый или черный (6РП). Остальные цветные компоненты должны были дорисовываться на месте в зависимости от светлости фона. В зимнее время технику «белили» сначала известковым раствором, а затем специальными белыми красками.
У краски 4БО есть определенная вилка, она одинаковая, как появилась, так и не менялась. Если довоенные каски красили 4БО, то цвет может отличаться только конкретного экземпляра от другого конкретного экземпляра. Вообщем же, если красили 4БО - то цвет был одинаковым.

Единственное, что 4БО очень матовая сама по себе и на ней просто отпечатки пальцев и рук довольно хорошо видны, так что более-менее поношеный (потертый) предмет будет довольно сильно отличяатся от нового. Станет темнее по крайней мере. Причем, чем более потертый - тем темнее. Совсем потертый - полированный темно-зеленый.

А после войны каски красили в один цвет - 4БО.

4БО - основной цвет, "защитный", серо-зеленый. В него кроме касок красили танки, самолеты, лопатки (целиком) и пр. железные и деревянные предметы. Состав мог быть немного разным для масляной, эмалевой и на водной основе. Дмитрий Шумаков с ней разбирался, вроде бы.

Современные аналоги - не знаю, последний раз мне она попалдась в справочнике 1972 года (просто более поздних я не смотрел в принципе). ... карьер, где добывали основной компоненот краски (Охра золотистая - более 50%) закрыли по истощению в 1952 году, и сейчас воспроизвести точный состав невозможно. Хотя мне не встречалось указаний имено на тот самый карьер (не помню сейчас названия)

Состав 4БО (1942 год):

На 1 ведро (12 л) красочной смеси требуется красок сухих (для любых закрепителей):
- Зеленая окись хрома - 1,5 кг;
- Охра - 4 кг;
- Крон оранжевый - 0,5 кг.

- " - тертых (только для матово-масляных закрепителей):
- Зеленая окись хрома - 3 кг;
- Охра - 8 кг;
- Крон желтый - 1 кг.

Вводить в состав другие краски или заменять чем-то компоненты запрещалось. Как запрещалось и смешивать краску с другими красками.

состав на 1944 год (для коллекции):
- Охра 73,75%
- Зеленая окись хрома 18,75%
- Крон оранжевый 7,50%.

МУ краски 4БО есть определенная вилка, она одинаковая, как появилась, так и не менялась. Если довоенные каски красили 4БО, то цвет может отличаться только конкретного экземпляра от другого конкретного экземпляра. Вообщем же, если красили 4БО - то цвет был одинаковым.

Единственное, что 4БО очень матовая сама по себе и на ней просто отпечатки пальцев и рук довольно хорошо видны, так что более-менее поношеный (потертый) предмет будет довольно сильно отличяатся от нового. Станет темнее по крайней мере. Причем, чем более потертый - тем темнее. Совсем потертый - полированный темно-зеленый.

А после войны каски красили в один цвет - 4БО.

4БО - основной цвет, "защитный", серо-зеленый. В него кроме касок красили танки, самолеты, лопатки (целиком) и пр. железные и деревянные предметы. Состав мог быть немного разным для масляной, эмалевой и на водной основе. Дмитрий Шумаков с ней разбирался, вроде бы.

Современные аналоги - не знаю, последний раз мне она попалдась в справочнике 1972 года (просто более поздних я не смотрел в принципе). ... карьер, где добывали основной компоненот краски (Охра золотистая - более 50%) закрыли по истощению в 1952 году, и сейчас воспроизвести точный состав невозможно. Хотя мне не встречалось указаний имено на тот самый карьер (не помню сейчас названия)

Состав 4БО (1942 год):

На 1 ведро (12 л) красочной смеси требуется красок сухих (для любых закрепителей):
- Зеленая окись хрома - 1,5 кг;
- Охра - 4 кг;
- Крон оранжевый - 0,5 кг.

- " - тертых (только для матово-масляных закрепителей):
- Зеленая окись хрома - 3 кг;
- Охра - 8 кг;
- Крон желтый - 1 кг.

Вводить в состав другие краски или заменять чем-то компоненты запрещалось. Как запрещалось и смешивать краску с другими красками.

состав на 1944 год (для коллекции):
- Охра 73,75%
- Зеленая окись хрома 18,75%
- Крон оранжевый 7,50%.


* * *

Состав 4БО (1956 год):

На 1 ведро (10 л) требуется сухих:
- Зеленая окись хрома - 1,25 кг;
- Охра светлая - 3,34 кг;
- Крон оранжевый - 0,42 кг.

Тертой:
- Зеленая окись хрома - 2,25 кг;
- Охра светлая - 6,7 кг;
- Крон оранжевый - 0,84 кг.

Разрешалось заменять окись хрома смесью ультрамарина с кроном желтым.

И еще по поводу красок. Те краски, что перечислены - это ТАБЕЛЬНЫЕ краски, поставлявшиеся в войска ввиде сухих порошков. Предназначались для смешивания в различных пропорциях для маскировочного окрашивания. Всего их было несколько:
- Мел;
- Охра золотистая;
- Умбра жженая;
- Сурик железный;
- Белила цинковые;
- Крон желтый (светлый);
- Крон оранжевый (темный);
- Мумия;
- Окись хрома;
- Ультрамарин;
- Сажа голандская.

Именно из этих табельных красителей и можно было составить 4БО, хотя она тоже поставлялась в войска в готовом виде, вместе с некоторыми другими камуфляжнами красками (4К, 6К, 7К, ИЗ №2, ИЗ №3 и т.д.). Но каждую из этих готовых красок можно было составить из табельных красителей, для чего была разработана соотвествующая рецептура.

Кроме того, 4БО была входила в Хроматическую шкалу (№14 и 15 - "вилка"). Там свой состав был.

Для масляных закрепителей:

Номер 14:
- Окись хрома - 20 частей по весу;
- Умбра - 6 частей;
- Крон желтый светлый - 11 частей;
- Белила 63 части.

Номер 15 (она чуть темнее):
- Окись хрома - 14 частей;
- Умбра - 7 частей;
- Крон желтый светлый - 9 частей;
- Белила 70 частей.

Для эмульсионных закрепителей:

Номер 14:
- Окись хрома - 29 частей по весу;
- Крон желтый светлый - 50 частей;
- Сурик железный - 5 частей;
- Сажа - 6 частейю.

Номер 15 (она чуть темнее):
- Окись хрома - 50 частей;
- Умбра - 31 частей;
- Крон желтый светлый - 19 частей..


Больше всего вопросов именно по охре. Некоторые выдержки из книжки 1944 года. Охра - минеральный пигмент земляного происхождения. Одна из самых дешевых красок. По ОСТ - 7815 вырабатывается трех сортов. Залежи встречаются во всех районах СССР, лучшие сорта добываются:
- село Журавка под Воронежем (именно этот карьер и закрыт в 1952 году);
- Любытинское месторождение в Ленинградской области;
- около Изюма и др.
И самое интересное - оттенок краски по ОСТ НЕ НОРМИРУЕТСЯ! А это овновная составляющая 4БО. Охра же могла "гулять" по цвету в некоторых пределах, так что гулял вместе с ней и цвет 4БО. Я так полагаю, и это вполне нормально. Как сама охра, так и все остальные составляющие - имели свойстуво НД, то есть не дешыфровывались в инфракрасном диапазоне. Так что ничего страшного в некоторых отличиях оттенков краски, в приниципе, не было.(Взято из http://ww2.ru/forum/index.php?showtopic ... ntry648568
Автор-"otulnov"
* * *

Состав 4БО (1956 год):

На 1 ведро (10 л) требуется сухих:
- Зеленая окись хрома - 1,25 кг;
- Охра светлая - 3,34 кг;
- Крон оранжевый - 0,42 кг.

Тертой:
- Зеленая окись хрома - 2,25 кг;
- Охра светлая - 6,7 кг;
- Крон оранжевый - 0,84 кг.

Разрешалось заменять окись хрома смесью ультрамарина с кроном желтым.

И еще по поводу красок. Те краски, что перечислены - это ТАБЕЛЬНЫЕ краски, поставлявшиеся в войска ввиде сухих порошков. Предназначались для смешивания в различных пропорциях для маскировочного окрашивания. Всего их было несколько:
- Мел;
- Охра золотистая;
- Умбра жженая;
- Сурик железный;
- Белила цинковые;
- Крон желтый (светлый);
- Крон оранжевый (темный);
- Мумия;
- Окись хрома;
- Ультрамарин;
- Сажа голандская.

Именно из этих табельных красителей и можно было составить 4БО, хотя она тоже поставлялась в войска в готовом виде, вместе с некоторыми другими камуфляжнами красками (4К, 6К, 7К, ИЗ №2, ИЗ №3 и т.д.). Но каждую из этих готовых красок можно было составить из табельных красителей, для чего была разработана соотвествующая рецептура.

Кроме того, 4БО была входила в Хроматическую шкалу (№14 и 15 - "вилка"). Там свой состав был.

Для масляных закрепителей:

Номер 14:
- Окись хрома - 20 частей по весу;
- Умбра - 6 частей;
- Крон желтый светлый - 11 частей;
- Белила 63 части.

Номер 15 (она чуть темнее):
- Окись хрома - 14 частей;
- Умбра - 7 частей;
- Крон желтый светлый - 9 частей;
- Белила 70 частей.

Для эмульсионных закрепителей:

Номер 14:
- Окись хрома - 29 частей по весу;
- Крон желтый светлый - 50 частей;
- Сурик железный - 5 частей;
- Сажа - 6 частейю.

Номер 15 (она чуть темнее):
- Окись хрома - 50 частей;
- Умбра - 31 частей;
- Крон желтый светлый - 19 частей..


Больше всего вопросов именно по охре. Некоторые выдержки из книжки 1944 года. Охра - минеральный пигмент земляного происхождения. Одна из самых дешевых красок. По ОСТ - 7815 вырабатывается трех сортов. Залежи встречаются во всех районах СССР, лучшие сорта добываются:
- село Журавка под Воронежем (именно этот карьер и закрыт в 1952 году);
- Любытинское месторождение в Ленинградской области;
- около Изюма и др.
И самое интересное - оттенок краски по ОСТ НЕ НОРМИРУЕТСЯ! А это овновная составляющая 4БО. Охра же могла "гулять" по цвету в некоторых пределах, так что гулял вместе с ней и цвет 4БО. Я так полагаю, и это вполне нормально. Как сама охра, так и все остальные составляющие - имели свойстуво НД, то есть не дешыфровывались в инфракрасном диапазоне. Так что ничего страшного в некоторых отличиях оттенков краски, в приниципе, не было.
« Последнее редактирование: 22 Июль 2013, 08:55:49 от DISEL »
Записан
Ищу каски выпуска до 1945 года. DISEL

waffen

  • Администратор
  • Неотлучный
  • *
  • Карма: +42/-2
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 3908
Re: Каски СССР
« Ответ #4 : 30 Октябрь 2014, 22:15:51 »



В центре так называемый зенитный шлем РККА

« Последнее редактирование: 29 Сентябрь 2016, 23:35:27 от waffen »
Записан
Как и что на форуме -
читать здесь

waffen

  • Администратор
  • Неотлучный
  • *
  • Карма: +42/-2
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 3908
Re: Каски СССР
« Ответ #5 : 27 Февраль 2015, 11:55:50 »



Крайне интересный вариант стального шлема М-1917 "Зольберг" в РККА.
Как правило, звезды на них были либо накладными большими (из жести, на весь "лоб", грубо говоря), либо нарисованными, либо их и вовсе не было.
Здесь же мы видим звезды на головные уборы комначсостава обр.1936 года которые просто-напросто приделали на стальные шлемы, хотя звездочки изначально предназначались для тканных головных уборов :) Примеры таких шлемов попадаются на фото крайне редко.
Записан
Как и что на форуме -
читать здесь

Meuller

  • Неотлучный
  • *
  • Карма: +35/-1
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 2169
  • Sapienti sat
Re: Каски СССР
« Ответ #6 : 27 Февраль 2015, 14:05:29 »



 
Военинтендант I ранга А. А. Шварц
в своей каске 2-го опытного образца. 1936 год
 
 
В 1930 году лейтенант Красной Армии Александр Абрамович Шварц представил проект стального шлема. Внешне шлем напоминал немецкий и австрийские шлемы периода Первой Мировой войны, но имел и существенные различия: удлиненный козырек и небольшие поля, отсутствовали воздушные отверстия.

 

Шлем изготавливался из стали, его вес составлял 1300 грамм, в зависимости от размера (всего было три размера). Толщина стали 1,1 мм. Окрашивался шлем в темно-зеленый цвет. Подшлемник экспериментального шлема М30 стал в дальнейшем использоваться на СШ-36. Данный стальной шлем разрабатывался в период, когда СССР тесно сотрудничал с Германией. Возможно, данные стальные шлемы не были утверждены, в связи с тем, что на поле боя трудно было бы различить от немецкого шлема, т.е. возникли бы трудности определения «свой – чужой». Впоследствии наработки по данному шлему послужили для разработки СШ-36.
Примерная партия выпущенных стальных шлемов составила 70 штук. Португальский коллекционер Томас Салазар на одном из складов в гор. Санкт- Петербурге нашел 15 таких шлемов, по внешнему виду они не использовались по назначению.
« Последнее редактирование: 27 Февраль 2015, 14:10:42 от Meuller »
Записан
Alles muss in Ordnung sein

waffen

  • Администратор
  • Неотлучный
  • *
  • Карма: +42/-2
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 3908
Re: Каски СССР
« Ответ #7 : 27 Февраль 2015, 14:11:47 »

Интересный вариант
Записан
Как и что на форуме -
читать здесь

Meuller

  • Неотлучный
  • *
  • Карма: +35/-1
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 2169
  • Sapienti sat
Re: Каски СССР
« Ответ #8 : 27 Февраль 2015, 14:16:23 »

Интересный вариант

Ага, мне тоже понравился!
Записан
Alles muss in Ordnung sein

accord_2008

  • Неотлучный
  • *
  • Карма: +33/-3
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 2084
  • Подвиг - поступок насмерть перепуганного человека
Re: Каски СССР
« Ответ #9 : 28 Февраль 2015, 08:15:52 »

Интересный вариант

Ага, мне тоже понравился!
А повезло Салазару , аж 15 раз : (
Записан
Те,кто не помнит прошлого,обречены переживать его вновь...

Meuller

  • Неотлучный
  • *
  • Карма: +35/-1
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 2169
  • Sapienti sat
Re: Каски СССР
« Ответ #10 : 02 Март 2015, 10:13:43 »

Интересный вариант

Ага, мне тоже понравился!
А повезло Салазару , аж 15 раз : (
Это да.
Трудно даже представить, сколько он нынче стоить может...
Записан
Alles muss in Ordnung sein

waffen

  • Администратор
  • Неотлучный
  • *
  • Карма: +42/-2
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 3908
Re: Каски СССР
« Ответ #11 : 29 Сентябрь 2016, 23:38:08 »



Первое упоминание в прессе немецких касок - "рогачей" применявшихся в Красной армии армии, это обложка журнала "Смена" №119 Февраля 1929 года, с изображенными на ней артиллеристами. Скорее всего из за нехватки касок "Адриана" и "Солдбергов" в армии, "рогачами" были снабжены некоторые рода войск которые бы в случае атаки противника не светились бы на переднем крае обороны. Артиллеристы, зенитчики, тыловики и т.д.











Записан
Как и что на форуме -
читать здесь