Таким образом отчетливо видно , что на "гитлерюгенд" руководители НСДАП смотрят как на кадровый резерв партийного и государственного аппарата .
Теперь имеет смысл подробнее рассмотреть процесс эволюции положения "гитлерюгенда" в системе "Третьего Рейха" .
В 1934 году было подписано соглашение между имперскими руководителями молодёжи , крестьян и спортсменов , с целью включения в работы сельской и спортивной молодежи в компетенцию "гитлерюгенда" . Передача функций спортивной молодёжи "гитлерюгенду" была завершена к июню 1936 года , а сельской молодёжи - к июлю 1935 года . Соглашение , подписанное Бальдуром фон Ширахом и имперским спортивным руководителем , обеспечивала "гитлерюгенду" фактическую монополию в отношении спорта для молодёжи до 18 лет . Для молодёжи более старшего возраста некоторое время существовало исключение ввиде деятельности спортивных и гимнастических обществ ( эти общества были влиты в структуру "гитлдерюгенда" несколько позже ).Физическое воспитание , бывшее тогда центральной частью работы "гитлерюгенда" , занимало далеко не последнее место в работе среди девушек . Так , в инструкции имперского руководителя молодёжи для Немецкого Союза Девушек указывалось на то , что при составлении и смете учебных планов одна треть времени должна отводиться на мировоззренческую работу и две трети на физическое воспитание и занятия . Для "гитлерюгенда" и Союза Немецких Девушек были введены даже специальные знаки отличия для победителей и призеров имперских , областных и окружных соревнований . С 1935 года подобные знаки различия были введены и для членов "юнгфолька" и "юнгмедель" . "Физическому благополучию" должно было служить ввведение специальных мероприятий ,на время которых дети освобождались от школьных занятий и полностью передавались в компетенцию "гитлерюгенда" . Но позже , по ряду организационных причин , подобная практика была прекращена. Стоит сказать ,что тогда же для отдельных подразделений "гитлерюгенда" были введены специальные служебные книги ( "Пимфы на службе" ""Гитлерюгенд" на службе" "Девушки на службе" ) , которые гарантировали единое и регламентированное образование и формирование целостности "гитлерюгенда" . С целью мировозренческого нивелирования рядов "гитлерюгенда" во всех немецких радиостанциях по поручению имперского руководителя молодёжи был введен так называемый "Час юной нации" , который выполнял для молодёжи роль вечернего досуга.
Кроме споритвных мероприятий важнейшей частью деятельности "гитлерюгенда" стали имперские профессиональные соревнования , которые получили наиболее широкое распротранение при наследнике Шираха максе Аксмане . Тем не менее уже Ширах однажды заметил , что " профессиональные соревнования стали символом "гитлерюгенда"". При помощи правительства и Трудового Фронта "гитлерюгенд" призвал молодёжь всех профессий на всех предприятиях участвовать в этих соревнованиях . Победивших в этой борьбе должен был принять сам фюрер . Число участников этих соревнований неуклонно росло , пока не стало фактически обязательным ( формально это не было закреплено никакими постановлениями ) . Если в 1934 году в них участвовало 500 тысяч юношей и девушек , то к 1939 году эта цифра достигла 3550 тысяч . То есть за пять лет она выросла в 7 раз .
Присоединение к "гитлерюгенду" организации сельской молодёжи - "Артаманен" позволило "гитлерюгенду" проявить себя ещё в одной социальной сфере . Это позволило "гитлерюгенду" профессионально направить свою активность в сферу сельского хозяйства через ряд мероприятий - "Сельская служба" , "Сельская помощь Союза Немецких Девушек", "Сельский год" , "Девичьи внешкольные лагеря".
Образовательная система в Германии на протяжении многих веков служила идеалом для всей Европы : организация обучения , начиная от детского сада и кончая университетом , статус учителя , сущность учебного плана - все вызывало восхищение . С приходом нацистов к власти в Германии пошел проценсс , который иначе как "революцией образования" назвать нельзя .
В 1933 году были приняты указы о нацификации всей образовательной системы "Третьего Рейха" , от начальной школы до университетов . Школы подлежали реформированию в соответствии с личными представлениями Гитлера об образовании , котороые были роассмотрены выше . В феврале 1933 года министром образования Пруссии был назначен безработный школьный директор из провинции Бернхард Руст , в апреле 1934 года произведенный в рейхминистры по делам науки , образования и культуры . Занимая этот пост , Руст переделал систему образования , превратив её в опору национал-социализма . Одно обстоятельство значительно , конечно , облегчало работу Русту : и в кайзеровской Германии , и в Веймарской республике школьное ведомство было проникнуто духом германского национализма. Задача Руста сводилась к тому , чтобы напрравить националистическое сознание молодежи в нацистское русло .
Первым шагом на эжтом пути стало очищение всех школ и университетов от преподавателей-евреев . За короткое время 97% учителей и преподавателей страны были включены в состав Национал-социалисттического союза преподавателей ( NS-Lehrerbund , NSLB) . К 1936 году около 32% учителей НСЛБ стали членами НСДАП . К 1938 году две трети всех учителей начальных школ проходили идеологическую обработкук в специальных лагерях на обязательных месячных курсах сос строевой подготовкой и лекциями . Предполагалось , что все , чему их обучили в лагерях , они передадут своим ученикам .
Первой книгой , с которой ребенок сталкивался после детского сада , был Primer-букварь . На его обложке была помещена карикатура на еврея со словами " Не верь лисе в стапи , не верь еврею в его божьбе !" . Внутри были рисуники марширующих солдат и их лагерной жизни , которые сопровождал текс слудующих стихов :
Тот , кто хочет стать солдатом ,
Тот оружие должен иметь ,
Заряжать его порохом должен
И хорошею твердою пулей .
И малыши , если вы хотите стать
новобранцами ,
Обратите внимание на эту песенку.
Особое внимание в учебных планах школ , гимназий и университетов уделялось спортивной подготовке . Первостепенными предметами были история , биология и немецкий язык . Изучение истории носило политический характер , упор делался на историю национал-социалистического движения . Студенты обязаны были знать события мюнхенского "Пивного путча" 1923 года и истрию жизни "мученика" Хорста Веселя так же хорошо , как и "злодеев" Веймарской республики , например Курта Эйснера , который пытался учредить советскую республику в Баварии . Преподавание биологии основывалось прежде всего на взглядах фюрера относительно расы и наследственности . Оффициально утвержденным учебником о расе был " Новые основы расовых исследований " Германа Гауха , где имелись следующие типичные для национал-социалистов пассажи : "Животный мир следует классифицировать на представителей нордической расы и на низших животных ( евреев) . Таким образом , можно вывести правило : не существует ни физических , ни психологических особенностей , которые могли бы подтвердить отличие человека от животного мира . Единственное различие , которое существует - это отличие между представителями нордической расы с одной стороны , и животными , в основном представителями ненордической расы , или недочеловеками ( представляющими собой переходный вид ) , с другой стороны " . У студентов поощрялось умение определять своё арийское происхождение .
Изучение германистики базировалось на требовании восстановления " былого тевтоноского величия " , упор делался на историю германцев , как культуросозидающую расу , и евреев как культуроразрушающую расу . Знакомя учеников с героическим нордическим эпосом ( сагами ) , учителя требовали от них при пересказе использовать исключительно германские варианты слов , заимствованных из других языков . В учебные планы было занесено изучение трудов руководителей нацистской партии , например , работы Геббельса " Образовательная ценность Имперской службы занятости " , на издание которой он получил кредиты от правительства.
Особых изменений с приходом нацистов к власти не претерпела программа математики , если не считать того , что акцент был смещен на подсознательную подготовку учащихся к военной службе . Математические задачи так или иначе были связаны с расчетамии артиллерийских траекторий и истребительно-бомбардировочных коэффициентов . Вот ряд типичных задач из учебника математики нацистской школы :
" Самолет летит со скоростью 240 км в час в район , отстоящий на дистанции 210 км , с приказом сбросить бомбы . Когда можно ожидать его возвращения , если бомбометание занимает 7,5 минуты ? "
Или другая задача :
" 54 бомбардировщика бомбят вражеский город . Каждый самолет взял по 500 фугасных бомб . Определить сколько в городе вспыхнет пожаров , принимая во внимание , что 70% бомб упадут за чертой города и только 20% бомб упавших в черте города произедут нужное действие".
Широко распространненое ранее в школах Германии религиозное обучение после 1933 года было резко сокращено . В 1935 ггоду из билетов выпускных экзаменов изъяли вопросы по религии , а посещение школьных молитв стало необязательным . Размывание основ религиозного обучения продолжалось во время всей нацистской диктатуры .
К общей образовательной системе по инициативе Гитлера были добавлены еще три типа школ для подготовки будущей нацистской элиты . Первый - "Школы Адольфа Гитлера" . Кандидаты в это учебное заведение отбирались из числа членов "юнгфолька" . Затем они проходили проверку на "расовую чистоту" и направлялись на двухнедельные молодёжные лагеря для окончательного отбора . Главным критерием являлись физические данные : светволосые и голубоглазые подростки имели большие шансы быть зачисленными в эту школу . Обучение здесь проводилось по военному образцу , ученики делились на отделения . Учителя осуществляли надзор за подчиненными на всех стадиях обучения , включая время сна , следили за выправкой и их гигиеной . Отделения соревновались друг с другом , а ученики получали не индивидуальную оценку , а коллективную . Пять дней в неделю отводилось физической подготовке , а полтора дня собственно учебе , причем главным образом изучались газеты . Обучение продолжалось до 18 лет , после чего ученики получали свидетельство и считались вполне готовыми для поступления в университет . Многие выпускники этих школ стремились попасть на следующие ступени партийно-идеологического обучения.
Вторым типом партийных школ являлись Наполас ( ationalpolitische Erziehungsanstalten ) ,созданные в апреле 1933 года . Учебный и воспитательный процесс в Наполас был построен по образцу и подобию старых прусских кадетских корпусов . В Наполас обучались подростки от 10 до 18 лет , в основном выходцы из рабочих семей или дети военнослужащих . Формально Наполас подчинялись министерству образования , однако старший преподавательский состав представляли члены СА и СС . К 1940 году насчитывалось 23 учебных заведения Наполас , в том числе 4 в Австрии и одно в Судетской области . По сути они являлись кадровым резервом нацистской партии и вооруженных сил.
К третьему типу партийным образовательных учреждений относились Орденсбурги ( "Рыцарские замки") . Это были закрытые учебные заведения полувоенного типа , целью которых также являлась подготовка нацистской элиты . В соответствии с нацистской рефоромой образовательной системы Орденсбурги находились под наиболее неустанным контролем нацистской партии . Заветной целью многих подростков были как раз Орденсбурги , учебный процесс в которых был окрашен мистическими принципами средневековых братств.Отобранные кандидаты попадали в особую атмосферу одновременно нацистского партийного заведения и рыцарского ордена .
Само название эти учебные заведения получили от средневековых замков , возведенных еще тевтонскими рыцарями в глухих отдаленных районах Германии . Было учреждено четыре "Рыцарских замка" : в Гроссинзее , Зонтхофене , Фогельзанге и Мариенбурге . В каждом из них насчитыввалось до тысячи учащихся , которые назывались юнкерами . Надзор и обучение осуществляли 500 преподавателей , инструкторов , администрация и конюхи ( При каждом замке была конюшня , так как езда верхом была обязательной для изучения юнкером ). В эти учебные заведения могли попасть только те , кто прошел шестилетний курс обучения в " Школе Адольфа Гитлера " и два с половиной года отработал в составе " Службы труда рейха" , либо четыре года занимался партийной работой . Таким образом возраст абитуриентов составлял 20-21 год . В каждом из четырех замков учащиеся проводили по одному году . В Гроссинзее они занимались боксом , верховой ездой и планеризмом . В Зонтхофене основными предметами были скалолазанье и лыжи . В Фогельзанге - общая физическая подготовка . В Мариенбурге - окончательная идеологическая обработка юнкреов в духе национал-социализма . Для юнкеров были обязательны строгая дисциплина , послушание и вежливость . За малейшим нарушением следовало строгое наказание . В военных занятиях применялось боевое оружие.
Кроме этого по распоряжению Руста в школе были введены телесные наказания . Так же среди молодёжи начала возрождаться средневековая традиция дуэлей . На первой такой дуэли , соостоявшейся в 1933 году в Гейдельберге , присутствовал ректор местного университета , а после дуэли был дан пышный банкет с участием представителй новой власти ( стоит заметить , что сам Гитлер жестко выступал против дуэлей , особенно после того , как в 1936 года на дуэли с Хорстом Крисчиной , адъютантом рейхсюегндфюрера Бальдур фон Шираха , был убит любимый журналист фюрера Роланд Штрунк ).
Реформы , проведенные нацистским руководством имели неоднозначные последствия . С одной стороны , произошло резкое снижение интелектуального уровня и профессиональной подготовки учащихся . С другой стороны , даже иностранные наблюдатели замечали , что на значительную высоту поднялось здоровье и физическая подготовка немецкой молодёжи , что нельзя не оценить как положительный результат.
Переломным во всей деятельности "гитлерюгенда" стал 1935 год . Данный год был провозгашен для молодёжи "Годом активности" и принес введение большого соревнования "гитлерюгенда" и всеимперского спортивного соревнования молодёжи , в котором как и профессиональном соревновании "гитлерюгенда" число участников неуклонно росло .В 1935 году в нем участвовало 3,5 миллиона человек , а в 1939 году - 7 миллионов человек.
Особо сильно сказалось на дятельности "гитлерюгенда" введение всеобщей воинской повинности 29 июня 1935 года . Через это мероприятие была создана единая и обязательная , особо для молодёжи мужского пола , всеохватывающая система , в которой "гитлерюгенд" занял важнейшее место . Не случайно Ширах после введения обязательной воинской и рабочей повинности заявил , что " отныне отчетливее , чем когда либо наступает потребность в квалифицированном , то есть планомерно , едино и регламентировано обученном руководстве " для "гитлерюгенда".
1936 год был провозглашен руководством "гитлерюгенда" "Годом юной немецкой нации" . Если до этого учет количественного роста "гитлерюгенда" был затруднен , то с 1936 года , когда было решено организовать прием 10-летних мальчиков и девочек в систему "гитлерюгенда" .Только 20 апреля в день рождения фюрера , эта проблема стала решаться значительно проще . Здесь стоит привести сводную таблицу приблизительных данных по численности "гитлерюгенда".
год общее число число членов женские подразделения
молодёжи "гитлерюгенда" "гитлерюгенда"
1932 - 107956 2400
1933 7529000 2300000 593000
1934 7682000 3577000 1334000
1935 8172000 3900000 1616000
1936 8656000 5400000 2485000
1937 9060000 5800000 2759000
1938 9109000 7000000 3304000
1939 8870000 8700000 3426000
Для 1939 года стоит прибавить еще 441 000 девшек из организации "Вера и красота" , которая через Союз Немецких Девушек контролировалась "гитлерюгендом".
По сути система "гитлерюгенда" ознаменовала сращивание партийной , государственной и образовательной систем , что провозглашалось как совершенная и обязательная форма . Её окончательное завершение трансфрмации было обозначено "Законом о "гитлерюгенде""от 1 декабря 1936 года .