Шабалин Александр Осипович
04.11.1914 - 16.01.1982
Дважды Герой Советского Союза
Даты указов
1. 22.02.1944 (медаль № 2927)
2. 05.11.1944 (медаль № 34)
Памятники
Надгробный памятник
Катеру "ТКА-12" на площади Мужества в г. Североморске
Бюст в музее КСФ (город-герой Мурманск)
Надгробный памятник
Мемориальная доска в Архангельске (стела «Почетные граждане города Архангельска»)
Мемориальная доска в Архангельске (улица имени Героя)
Шабалин Александр Осипович - командир торпедного катера бригады торпедных катеров Северного флота. Родился 4 ноября 1914 года в деревне Юдмозеро Онежского района Архангельской области в крестьянской семье. По национальности Русский. Член ВКП(б)/КПСС с 1943 года. В 1936 году Александр Осипович Шабалин был призван в ряды Военно-Морского флота. В годы Великой Отечественной войны командовал торпедным катером, а затем отрядом торпедных катеров на Северном и Балтийском флотах. Потопил 32 (!!!) боевых корабля и транспорта противника с военными грузами и войсками. Награждён многими орденами и медалями.Звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" (№ 2927) капитан-лейтенанту Александру Осиповичу Шaбалину присвоено Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 февраля 1944 года за образцовое выполнение боевых заданий командования и проявленные мужество и отвагу. Второй медали "Золотая Звезда" (№ 34) Шабалин Александр Осипович удостоен Указом Президиума Верховного Совета СССР от 5 ноября 1944 года.После войны, в 1951 году окончил Каспийское высшее военно-морское училище, а в 1955 году - академические курсы офицерского состава при Военно-морской академии. Находился на ответственной работе в рядах Военно-Морского Флота. В 1969 году А.О. Шабалину присвоено воинское звание "контр-адмирал". С 1969 года заместитель начальника Военно-морского училища им. М. В. Фрунзе. С 1975 — в запасе. Последние годы жизни провел в городе-герое Ленинграде. Умер 16 января 1982 года. Похоронен в Санкт-Петербурге, на Серафимовском кладбище.Награжден двумя орденами Ленина, тремя орденами Красного Знамени, орденом Отечественной войны 2-й степени, орденом Красной Звезды, орденом «За службу Родине в Вооруженных Силах СССР» 3-й степени, медалями «За боевые заслуги», «За оборону Советского Заполярья», «За победу над Германией», юбилейными медалями. Также награжден именным кортиком. Почётный гражданин города Архангельска (19.01.1978), города Онега Архангельской области (1980). Именем А.О.Шaбалина назван большой десантный корабль дважды Краснознамённого Балтийского флота, пассажирский теплоход, улицы во многих городах бывшего Советского Союза. Мемориальные доски установлены в центре города Архангельска на стеле «Почетные граждане города Архангельска» и на доме № 1 по улице Шабалина (Ломоносовский округ Архангельска). Памятник «Торпедный катер «ТКА-12», которым командовал А.О.Шабалин, установлен 31 июля 1983 года на площади Мужества в городе Североморске (архитекторы В.В.Алексеев, В.А.Гопак, инженер А.П.Страшный).
Третий месяц войны. Бои под Одессой, Киевом, Вязьмой... Линия советско-германского фронта северным флангом уперлась в гранитный хребет Муста-Тунтури, где морская пехота сдерживает натиск немецких егерей. Подкрепления для своей северной армии "Норвегия" фашисты перебрасывают морем. Между портами Варде, Вадисе, Петсамо, Киркенёс скользят немецкие конвои. Но звено торпедных катеров, в которое входил Шабалин, еще ни разу не было в деле. И вот в штаб соединения торпедных катеров поступило донесение нашей воздушной разведки...- Светов и Шабалин! К начальнику штаба! Они шли торопливо и молча, надеясь, предчувствуя, но еще не веря. Однако, когда, поднявшись навстречу, начальник штаба сказал: "Товарищи командиры, прошу к карте", оба окончательно поняли: впереди бой. Карандаш начальника штаба неторопливо скользил по светло-голубому полю морской карты. - В конвое пять вымпелов. Три часа двадцать минут назад он был здесь...- карандаш остановился у мыска Маккаур,- сейчас он здесь. Значит курс на Петсамо. Пойдете вдвоем. Светов - головным. Атакуете здесь... Да что вы улыбаетесь, Шабалин? Дело серьезное...- Есть серьезное!Резко зазвонил телефон. Выслушав сообщение, начальник штаба хмуро положил трубку.- Час назад конвой лег на обратный курс... Что за странность? Неужели отменят выход? Светов закусил губу. В комнате воцарилось молчание. Шабалин смотрел на карту.- Правильно! - сказал он вдруг. И торопливо, словно опасаясь, что догадка, внезапно пришедшая к нему, может так же внезапно ускользнуть, разъяснил: - Они ночи будут дожидаться в фиорде. Береговая с Рыбачьего их баржу потопила? Теперь немцы хотят в темноте мимо батареи пройти... Он помолчал и закончил уверенно:- С темнотой конвой двинется дальше. Опасности противник будет ожидать со стороны моря. Мы выйдем на позицию раньше, прижмемся к скалам, ударим от берега... В 19 часов 30 минут катера отошли от причала и скрылись за горизонтом. ...Море спокойно, почти не дышит. Белой полоской отливает в лунном свете мелкая рябь. Это вдали, мористее. А здесь, под тенью высокого мыса Крампенес, в нескольких десятках метров от норвежского берега, под которым, застопорив моторы, притаились два катера, вода кажется черной. Очень тихо. Прямо над катерами, на скалах,- немецкие посты. Где-то неподалеку - вражеская батарея.- Идут, товарищ командир! Идут! - шепотом доложил боцман. Шабалин вскинул бинокль. Конвой приближался. Впереди - эсминец. За ним, глубоко осев в воду, двигался тяжело груженный транспорт. Три сторожевых корабля прикрывали транспорт со стороны моря. С этого мгновения время уплотнилось, стало напряженным и динамичным. Счет пошел на секунды. Как было решено еще на берегу, первым в атаку рванулся катер Светова. Шабалин медлил, определяя, какой объект он выбрал для атаки."Ясно. Идет на эсминец. Значит, транспорт мой!" Взревели моторы. Транспорт начал быстро расти, увеличиваться в размерах. Но фашисты обнаружили катера - сначала Светова, а затем и Шабалина. Заговорили орудия. Им откликнулись крупнокалиберные пулеметы. Изогнутые спицы светящихся трасс перекрестились над морем. Вот они ударили в глаза Шабалину. А он вел катер вперед. - Еще немного, немного, еще...- Время!Катер дрогнул. Стальные торпеды скользнули в воду. Шабалин резко изменил курс. Теперь пулеметы били в спину.- Ноль четыре. Ноль пять. Ноль шесть...И Шабалин, и боцман, отстреливавшийся из пулемета, и мотористы в жарком отсеке - все отсчитывали секунды, ждали взрыва. Достигнут ли торпеды цели? Не окажутся ли напрасными все их старания?- Ноль семь... Ноль восемь... И все же взрыв показался неожиданным. Оглянувшись, Шабалин увидел тонущий транспорт и два фашистских сторожевых корабля, неотступно преследующих катер. Еще через несколько мгновений снаряд одного из сторожевиков разорвался в моторном отделении. Катер резко сбавил ход. Сторожевики начали приближаться, охватывая катер с двух бортов... Пока мотористы, обжигаясь, исправляли пробитый маслопровод, пока оба пулемета огрызались на наседавших сторожевиков, Шабалин думал не о первой удаче и не о возможной гибели, а лишь об очередном маневре. Подбитый катер отворачивал от всплесков снарядов.Это были тяжелые минуты. Но не зря Шабалин так настойчиво учил своих мотористов, проводил десятки тренировок. Когда сторожевики почти зажали катер в тиски, повреждения были исправлены. Шабалин дал "самый полный" - бросил катер вперед, затем круто повернул к берегу, в тень, застопорил моторы. Фашистские корабли проскочили мимо...