ЛюфтваффеВ период Веймарской республики (1919-1934) военная авиация развивалась в тайне и ни о каких опознавательных знаках не могло быть и речи. Когда Гитлер пришел к власти, немцы стали в открытую нарушать постановления Версальского договора, наращивая свои военные усилия. В марте 1935 было официально объявлено о существовании Люфтваффе. Немецкие самолеты в то время носили гражданские обозначения на корпусах и крыльях. Светлая краска (серебристая или серо-зеленая), покрывающая всю поверхность машин, служила хорошим фоном для черных букв и цифр. Отчетливо видимые издалека знаки казались новым властям недостаточным обозначением, и 6 июля 1935 г. было постановлено дополнить их свастикой - на левой стороне вертикального оперения наносились красная полоса с черной свастикой (Hakenkreuz), вписанной в белый круг. На правой стороне наносился рисунок национального флага - черно-бело-красные полосы.
Пропорции этих обозначений были следующие: белый круг, в котором находилась свастика, расположен был посредине красной полосы, нанесенной между передней и задней кромками вертикального киля. Диаметр белого круга составлял 6/8 ширины полосы, габарит свастики, находящейся в центре белого круга, - 5/10 этой ширины, толщина линий свастики - 1/10. Трехцветный флаг на правой стороне (одинаковых размеров с полосой слева) состоял из трех горизонтальных линий одинаковой ширины - черной, белой и красной.
Чтобы связать эту систему с обозначениями немецких самолетов времен I мировой войны, в сентябре 1935 г. введен дополнительный опознавательный знак: черно-белый балочный крест (равносторонний), так называемый Balkenkreuz. Его пропорции были следующие: ширина перекладин равнялась 1/4 их размаха, а белая обводка вокруг них имела ширину, равную 1/20 размаха.
Кресты этого типа рисовали -согласно традиции - по обе стороны фюзеляжа и на верхних и нижних поверхностях крыльев. Осенью 1936 г. белая обводка вокруг креста была дополнена еще и черной обводкой, шириной равной 1/30 размаха перекладин. Она должна была отчетливо выделять белую обводку от фона, на котором они находились (в то время большинство самолетов окрашивались в серебристый или светло-серо-зеленый цвет). Вместе с введением креста как основного опознавательного знака немецких Люфтваффе постепенно исчезали полосы, наносимые на правую сторону киля. Заменялись они такими же знаками, как и на левой стороне, то есть красной полосой с черной свастикой, вписанной в белый круг. В сентябре 1938 г. постановлено отменить нанесение хорошо видимых издалека красной полосы и белого круга, служащего фоном для свастики; оставлена только сама свастика с белой тонкой обводкой, ширина которой равнялась 1/16 размаха свастики. Вскоре белая обводка вокруг свастики была дополнена черной обводкой, еще более тонкой, с шириной равной 1 / 24 размаха.
На рубеже 1939/40 гг., сразу по завершению кампании в Польше, проведена еще одна модификация государственных опознавательных знаков - белая обводка вокруг креста, которая до этого была узкой (1/20 размаха перекладин), расширена до 1/8 размаха, зато ширина черной обводки заужена до 1/32 размаха. Крест этого типа наносился на фюзеляже и на нижних поверхностях крыльев, а на верхних оставался крест старого типа с узкими белыми обводками, которые был менее заметны и давали большие возможности маскировки самолетов на фоне земли.
В начале 1941 вышла директива LDv 521/2, которая ввела определенную модификацию внешнего вида Balkenkreuz. Из крестов на верхних поверхностях крыльев удалили «сердцевину», так что остались только белые элементы, дающие контур креста (на практике еще некоторое время рисовали Balkenkreuz старой формы или внутри креста оставался более темный цвет камуфляжа RLM 74). Этот метод применялся и для крестов на фюзеляже -при широких белых элементах знака его внутренняя часть была темно-серо-зеленая RLM 74. Однако часто ее по традиции закрашивали черным, но без тонких черных обводок снаружи белых элементов. На нижних поверхностях крыльев Balkenkreuz никогда не утрачивал своей черной «сердцевины»; исчезли только внешние тонкие черные обводки, как при нанесении свастики -середина всегда оставалась черной с белыми обводками.
В 1944 году обозначения незначительно изменились, в основном стали более разнообразными.
Опознавательные знаки изображались довольно свободно, требования RLM сплошь и рядом игнорировались. Теоретически, каждый тип самолета имел определенные опознавательные знаки, которые должны были неизменно наноситься в восьми местах. Каждый опознавательный знак имел свой код и свою палитру.
В отношении крестов использовались следующие коды:
B1 - черно-белый крест с черной обводкой, белые уголки узкие.
B2 - черно-белый крест с черной обводкой, белые уголки широкие.
B3 - черно-белый крест без черной обводки, белые уголки широкие.
В4 - только черные уголки.
B5 - только белые уголки.
B6 - только белые узкие уголки.
Н2 - черная свастика с бело-черной обводкой
Н2а -обозначал такую же свастику, но без черной обводки.
Н3 - упрощённая чёрная свастика без заполнения
Н3а - упрощённая белая свастика без заполнения.
Эволюция опознавательных знаков
Довоенным опознавательным знаком была чёрная полоска на нижней плоскости крыла.
На маневрах 1913 года использовались красные и синие железные кресты.
В ходе мобилизации на самолеты были нанесены черные железные кресты, хотя отдельные самолеты продолжали летать с довоенной полоской.
В марте 1918 года был введен знаменитый балочный крест, который практически вытеснил железный крест.
После этого железный крест стал использоваться ВВС Австро-Венгерской Империи.
Балочный крест в белом окаймлении впоследствии был использован в Люфтваффе в 1935-45.
И по сей день так называемый Балкенкройц (Balkenkreuz) исползуется как основной логотип Военно-воздушных сил Германии.