fly

Войти Регистрация

Вход в аккаунт

Логин *
Пароль *
Запомнить меня

Создайте аккаунт

Пля, отмеченные звёздочкой (*) являются обязательными.
Имя *
Логин *
Пароль *
повторите пароль *
E-mail *
Повторите e-mail *
Captcha *
Март 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
26 27 28 29 1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31
1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Рейтинг 5.00 (3 Голосов)

Уже летом 1941 года Красная Армия начала использовать реактивные минометы нескольких моделей. Такая боевая техника серьезно повысила огневую мощь артиллерии, облегчив выполнение боевых задач по уничтожению техники и живой силы противника в местах скопления и на позициях. Боевые машины БМ-13 и БМ-8-36 активно применялись для уничтожения различных целей. Батарея подобной техники могла одним ударом нанести серьезный урон подразделению противника или, при удачном стечении обстоятельств, почти полностью уничтожить его. Тем не менее, реактивные минометы первых моделей нуждались в доработке и совершенствовании.

В августе 41-го на вооружение был принят реактивный миномет БМ-8-36, построенный на базе грузовика ГАЗ-ААА и использовавший ракеты типа М-8 (незначительно доработанная модификация авиационной ракеты РС-82). Уступая системе БМ-13 «Катюша» в огневой мощи и дальности стрельбы, БМ-8-36 были пригодны для выполнения возлагаемых задач. Одновременно с этим военные высказывали претензии к использованным колесным шасси. Далеко не всегда артиллеристы могли проехать по шоссейной или грунтовой дороге, а на бездорожье базовый грузовик мог застрять и превратиться в легкую мишень.

Существующие реактивные минометы нуждались в новых шасси, имеющих достаточные характеристики подвижности и проходимости. Вариант разработки нового специализированного шасси отбросили сразу. Разработка подобной машины в условиях военного времени была невозможной. Кроме того, на проектирование, испытания и налаживание массового производства понадобилось бы некоторое время. Поэтому было решено использовать существующее гусеничное шасси одного из серийных танков.

Уже в августе 1941 года конструкторы завода «Компрессор» (г. Москва) и специалисты НИИ-3 начали разработку нового реактивного миномета на базе шасси с высокой проходимостью. Для упрощения работ к проекту был привлечен московский завод №37, в то время занимавшийся строительством бронетехники. Таким образом, завод №37 должен был представить готовое шасси существующей модели, а обязанностью специалистов завода «Компрессор» и НИИ-3 стало создание соответствующей пусковой установки и общая сборка боевой машины.

В разработки новой модификации реактивного миномета участвовали три предприятия. Головным разработчиком являлся завод «Компрессор». Руководителем проекта был назначен В.А. Тимофеев, за шасси отвечал Д.И. Сазонов. После определения основных черт облика перспективной боевой машины появилось ее обозначение – БМ-8-24. Как и в случае с БМ-8-36, к этому времени поставленной на вооружение, название раскрывало некоторые технические особенности машины. Она должна была использовать реактивные снаряды М-8 и нести 24 направляющие для их запуска.

Для достижения нужной проходимости требовалось использовать гусеничное шасси, заимствованное у легкого или среднего танка. Летом 1941 года в тыловых округах Советского Союза сохранялось несколько тысяч танков различных устаревших типов, однако их применение было нецелесообразным. Имевшиеся в войсках БТ, Т-26 и т.д. не могли похвастать остатком ресурса, из-за чего их использование в качестве базы для реактивного миномета было бессмысленным. Тем не менее, промышленность могла предложить и иные потенциальные шасси для системы БМ-8-24.

После проведения некоторых изысканий разработчики новой боевой машины пришли к выводу, что наиболее выгодной базовой машиной может стать легкий танк Т-40. Именно выбор этого танка стал причиной для привлечения к проекту завода №37. Летом 41-го это предприятие продолжало серийный выпуск танков Т-40, и поэтому должно было стать важнейшим участником нового проекта.

Легкие танки Т-40 имели специфические характеристики огневой мощи и защиты, что позволяло использовать их только для выполнения вспомогательных задач. В дуэли с противотанковой артиллерией или средними танками противника такая техника находилась в заведомо проигрышном положении. Одновременно с этим характеристики Т-40 были достаточными для использования в качестве базы для реактивного миномета. Сравнительно низкий уровень защиты при этом не имел фатальных последствий, поскольку реактивные артиллерийские установки должны были действовать на некотором удалении от переднего края.

Легкий танк Т-40 имел боевую массу на уровне 5,5 т. Его длина не превышала 4,1 м, ширина – 2,33 м и высота (с башней) – 1,9 м. Корпус машины собирался из катаных броневых листов толщиной от 5 до 20 мм. Наиболее толстые листы (20 мм) ставились на лоб корпуса, борта башни и маску орудия. Толщина бортов и кормы корпуса не превышала 15 мм. Т-40 управлялся экипажем из двух человек. Механик-водитель располагался в передней части корпуса, командир – в боевом отделении, во вращающейся башне.

Т-40 был построен по стандартной для отечественных легких танков того времени компоновке. В передней части корпуса расположили трансмиссию, за ней находилось отделение управления и отсек двигателя (у правого борта). Позади двигателя и водителя располагалось боевое отделение, а в корме поместили водоходный движитель и связанное с ним оборудование.

Танки Т-40 оснащались 85-сильным карбюраторным двигателем ГАЗ-11. В корме корпуса предусматривались топливные баки на 206 л бензина. Подобная силовая установка позволяла разогнать танк на шоссе до скорости 44 км/ч. Запас хода достигал 300 км. Особый интерес представляет ходовая часть машины. Легкий Т-40 и тяжелый КВ-1 стали первыми советскими танками с индивидуальной торсионной подвеской опорных катков. В составе ходовой части имелось по четыре опорных катка на борт.

Танк Т-40 нес коническую башенку, сдвинутую к левому борту. В башне имелась общая установка с пулеметами ДШК и ДТ. Все оружие машины управлялось командиром, рабочее место которого помещалось в башне.

При переделке шасси для реактивного миномета легкий танк Т-40 претерпел ряд серьезных изменений. Самое заметное – демонтаж башни с «родным» боевым отделением. Вместо них в средней части корпуса оборудовали рабочее место командира боевой машины, оснащенное необходимой аппаратурой. На месте башни появилась небольшая неподвижная рубка с окном в лобовом листе и люком в крыше.

Справа от рубки на крыше корпуса поместили пусковую установку для неуправляемых реактивных снарядов М-8. Интересна конструкция этого агрегата. Реактивный миномет БМ-8-24 изначально рассматривался как альтернатива существующему БМ-8-36, построенная на ином шасси. Тем не менее, в ходе разработки нового проекта пусковая установка была полностью переделана с учетом опыта строительства и применения машин БМ-13. Вследствие этого машина БМ-8-24 почти не имела общих черт со своей предшественницей.

На крыше танкового шасси жестко (без возможности поворота в горизонтальной плоскости) устанавливалась пусковая установка М-8-24, выполненная в виде рамы с направляющими. Своей конструкцией этот агрегат напоминал пусковую установку машины БМ-13 с некоторыми особенностями, в первую очередь связанными с размерами и базовым шасси. В нижней части пусковой установки предусматривалась сварная ферма, на которой монтировались все прочие агрегаты. К этой ферме крепились несколько поперечных балок, на которых, в свою очередь, устанавливались рельсовые направляющие длиной 2 м, подобные использованным на «Катюше». Всего машина БМ-8-24, как ясно из нее названия, несла 12 парных направляющих для 24 снарядов.

Пусковая установка оснащалась системой наведения, однако могла качаться только в вертикальной плоскости. За счет установки угла возвышения в пределах от -3° до +48° можно было изменять дальность стрельбы. Возможность поворота пусковой установки в горизонтальной плоскости не предусматривалось. Для горизонтального наведения предлагалось поворачивать всю машину. Таким образом, одно из преимуществ танкового шасси перед колесной техникой было использовано для упрощения конструкции пусковой установки.


После демонтажа башни и установки фермы с направляющими боевая масса готового реактивного миномета достигала 5,8 т. Несмотря на небольшое увеличение веса относительно базового танка, ходовые характеристики машины оставались примерно на прежнем уровне.

Являясь развитием боевой машины БМ-8-36, реактивный миномет БМ-8-24 использовал аналогичные боеприпасы. Перед стрельбой на направляющие пусковой установки устанавливались реактивные снаряды М-8, представлявшие собой доработанный вариант авиационных ракет РС-82. Боеприпас этого типа имел цилиндрический корпус длиной не менее 600 мм и диаметром 82 мм. Головная часть снаряда имела либо коническую, либо оживальную форму. В хвостовой части корпуса предусматривались четыре стабилизатора, установленные под углом к продольной оси.

Ракета весом около 7,9 кг оснащалась твердотопливным двигателем. Внутри корпуса двигателя размещались несколько пороховых шашек весом 1,2 кг. Сгорая, заряд двигателя разгонял ракету до скорости порядка 310-315 м/с. В головной части снаряда помещалась осколочно-фугасная боевая часть весом 2,8 кг с 600-граммовым зарядом взрывчатого вещества. Такая боевая часть обеспечивала сплошное поражение осколками в радиусе 3-4 м от точки подрыва. Убойная сила осколков сохранялась на дистанциях до 12-15 м. За счет изменения угла возвышения направляющих можно было вести огонь на дальность до 5,5 км.

Все необходимые работы были выполнены в течение нескольких недель. Благодаря этому уже к концу августа 1941 года завод «Компрессор» выпустил первые реактивные минометы типа БМ-8-24. Вскоре к строительству такой техники был привлечен московский завод «Красная Пресня». Шасси для реактивных минометов поставлялись заводом №37. По имеющимся данным, завод №37 передал другим предприятиям всего 44 танковых шасси, на которых впоследствии были установлены пусковые установки М-8-24.

Завод №37 серийно производил танки Т-40 с 1940 года. При этом ежемесячный выпуск такой техники не превышал нескольких десятков единиц. К примеру, за первое полугодие 1941 года из ворот завода вышло 179 танков – в среднем около 30 машин в месяц. После начала войны завод начал повышать темпы выпуска техники. Так, уже в июле 41-го с конвейера сошло 52 танка Т-40 и Т-40С, а в августе заказчику передали 90 машин Т-40С. Тем не менее, уже в сентябре выпуск Т-40С был серьезно сокращен в пользу танков Т-30 с более мощным бронированием. По этой причине в сентябре завод №37 выпустил только 10 танков Т-40.

Сокращение объемов строительства танков Т-40 серьезно ударило по выпуску реактивных минометов БМ-8-24. Последние боевые машины этого типа на базе Т-40 были построены в октябре 41-го. Разработчики проекта учли проблемы с поставками шасси и приняли меры. Незадолго до прекращения выпуска легких танков нужной модели появился обновленный проект реактивного миномета. В нем предлагалось использовать шасси танка Т-60.

Легкий танк Т-60 был в определенной мере похож на Т-40, однако имел ряд серьезных отличий. Развивая направление легких танков, советские инженеры повысили уровень защиты и огневую мощь новой машины за счет использования более толстой брони и 20-мм автоматической пушки ТНШ-20. В результате удалось заметно повысить характеристики танка в сравнении с предыдущим Т-40 без серьезного увеличения веса машины. Так, боевая масса Т-60, в зависимости от модификации, не превышала 6 т.

Разработчиков реактивного миномета БМ-8-24 из всех особенностей танка Т-60 больше всего интересовала конструкция корпуса и его крыша. В этом отношении новый Т-60 почти не отличался от устаревшего Т-40. Благодаря этому удалось быстро и просто создать модификацию самоходной артиллерийской установки на базе нового шасси. По общей архитектуре новый вариант БМ-8-24 не отличался от предыдущего. Вместо башни над рабочим местом командира машины устанавливалась небольшая рубка с наблюдательными приборами, а справа от нее крепилась пусковая установка М-8-24 с 12 двойными направляющими. Боевая масса БМ-8-24 на базе Т-60 достигла 6,2 т.

До конца 1941 года московский завод №37 успел выпустить всего 20 танков Т-60. Некоторое количество этих машин было использовано в качестве базы для реактивных минометов. Таким образом, с августа по декабрь 41-го московские предприятия выпустили не более 50-60 боевых машин типа БМ-8-24.

С самого начала производства серийные реактивные минометы БМ-8-24 поставлялись в артиллерийские части Красной Армии, где применялись совместно с другими аналогичными системами – БМ-13 и БМ-8-36. Примечательно, что боевые машины трех типов заметно отличались друг от друга по своим характеристикам. Так, БМ-13 били дальше и мощнее, а БМ-8-36 могли запускать до 36 снарядов одновременно против 24 ракет в залпе у БМ-8-24. Тем не менее, колесные машины уступали гусеничным в подвижности и проходимости, что нередко имело большое значение.

По имеющимся данным, первые серийные БМ-8-24 вступили в бой во время сражений под Москвой. Все имевшиеся в войсках реактивные минометы активно использовались для нанесения ударов по позициям противника. В дальнейшем гусеничные БМ-8-24 применялись на других фронтах, в том числе под Сталинградом и во время других крупных операций. Активная эксплуатация нескольких десятков машин этого типа на базе разных шасси продолжалась до второй половины 1942 года.

Количество такой техники постоянно сокращалось в связи с регулярными потерями и выработкой ресурса. Последние гусеничные реактивные минометы БМ-8-24 были списаны к весне 1943 года. Тем не менее, на этом эксплуатация пусковых установок не прекратилась. Некоторое количество пусковых установок М-8-24 с набором дополнительного оборудования было демонтировано с танковых шасси и установлено на имевшиеся в наличии грузовые автомобили. В таком виде это вооружение использовалось в течение еще нескольких месяцев.

Нельзя не вспомнить об использовании пусковых установок М-8-24 в качестве вооружения железнодорожной техники. В феврале 1942 года рабочие депо Горький-Пассажирский завершили строительство бронепоезда «Козьма Минин». В его составе имелись две открытые бронеплощадки, на каждой из которых располагались зенитные орудия калибра 25 и 37 мм, а также пусковая установка М-8-24. Таким образом, экипаж бронепоезда «Козьма Минин» располагал набором ударного вооружения в виде 76-мм пушек и 82-мм реактивных снарядов.

В общей сложности было построено не более 50-60 боевых машин БМ-8-24 на базе танков Т-40 и Т-60. Несколько пусковых установок М-8-24 также использовались в составе комплекса вооружений бронепоезда «Козьма Минин». Такое вооружение по своим характеристикам заметно уступало реактивному миномету БМ-13, однако все же смогло сыграть свою роль на фронте. Несмотря на малое количество, машины БМ-8-24 активно применялись на различных участках фронта и стали хорошим дополнением к другим артиллерийским системам с более высокими характеристиками. Со временем возможности промышленности позволили увеличить выпуск более совершенных БМ-13 и благодаря этому отказаться от реактивных минометов, стреляющих доработанными авиационными ракетами.

P.s. для Игоря - источник неизвестен, ссылка на группу в соц сети где не указана ссылка на первоисточник не является источником.


Комментарии могут оставлять, только зарегистрированные пользователи.