fly

Войти Регистрация

Вход в аккаунт

Логин *
Пароль *
Запомнить меня

Создайте аккаунт

Пля, отмеченные звёздочкой (*) являются обязательными.
Имя *
Логин *
Пароль *
повторите пароль *
E-mail *
Повторите e-mail *
Captcha *
Апрель 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 1 2 3 4 5
1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Рейтинг 4.70 (5 Голосов)

11 апреля 1915 года впервые поднялся в воздух первый немецкий тяжелый многомоторный самолет VGO.I. Первый российский самолет аналогичного класса "Русский витязь" (он же С-21, он же "Большой балтийский", он же "Гранд") впервые взлетел 10 мая 1913-го, то есть, Россия опередила Германию в деле создания подобных машин почти на два года. А в Великобритании, Франции и США аналогичные самолеты появились еще позднее.

Главным конструктором VGO.I был граф Фердинанд Цеппелин, широко известный своими дирижаблями, но уже в 1914 году осознавший, что будущее принадлежит летательным аппаратам тяжелее воздуха. В том же году он приступил к разработке тяжелого бомбардировщика. Не имея возможности прекратить постройку дирижаблей, так как военные заказы на них носили обязательный характер, он организовал совместно с авиастроительной компанией "Гота" новое предприятие специально для постройки самолетов, назвав его "Фершухсбау Гота-Ост" (Versuchsbau Gotha-Ost), сокращенно - VGO. Versuchsbau переводится с немецкого как "опытное" или "экспериментальное производство".
К работе над проектом граф привлек целую бригаду молодых талантливых авиаконструкторов, среди которых были Эрнст Хейнкель, Клаудио Дорнье и Адольф Рорбах. Силовую установку разрабатывал выдающйся инженер-двигателист Вильгельм Майбах, а электросистему - Оскар Вильке и Роберт Бош. Не остался в стороне и будущий отец металлического самолетостроения Хуго Юнкерс. Вряд ли когда-нибудь еще под крышей одного КБ собиралось столько "восходящих звезд".


Общая концепция машины базировалась на довоенном проекте трансконтинентального пассажирского самолета профессора аэродинамики Хельмута Хирта. Несомненно, определенное влияние на разработчиков оказал и первый в мире четырехмоторный бомбардировщик "Илья Муромец". Однако немецкий самолет нельзя считать ни копией, ни аналогом аппарата Сикорского. За исключением общепринятой в то время бипланной схемы, в них не просматривается общих черт.

VGO.I представлял собой трехмоторный биплан с одним тянущим и двумя толкающими винтами. Один двигатель размещался в носовой части фюзеляжа и еще два - в тщательно спрофилированных алюминиевых мотогондолах, "подвешенных" между плоскостями на стойках бипланной коробки. Такая компоновка позволяла обойтись относительно короткими стойками шасси при использовании винтов большого диаметра с высоким КПД. Размах крыльев VGO.I достигал 42 метров, что сделало его самым большим самолетом в мире, причем этот титул сохранялся за ним и его последователями до конца Первой мировой войны. Для сравнения, рамах верхнего крыла "Муромца" не превышал 34 метров.

Самолет оснатили шестицилиндровыми однорядными двигателями жидкостного охлаждения "Майбах" Mb.IV, аналогичными тем, что стояли на дирижаблях Цеппелина, Для своего времени это были довольно мощные моторы, развивавшие до 245 л.с. на взлетном режиме. Однако надежность их работы, как говорится, оставляла желать лучшего, из-за чего в состав экипажа пришлось включить трех мотористов, два из которых сидели в мотогондолах. Общая численность команды первоначально составляла 5 человек.

После успешного завершения заводских испытаний машины, на нее установили вооружение: два пулемета "Парабеллум" в передних частях мотогондол и еще два таких же - в фюзеляже, за бипланной коробкой, один из которых был направлен вверх, а другой - вниз. В состав экипажа дополнительно ввели двух стрелков, которых также разместили в фюзеляже, а из гондольных пулеметов при необходимости должны были вести огонь мотористы.

В таком виде самолет отправили для войсковых испытаний на восточный фронт. Там он совершал боевые вылеты в качестве дальнего разведчика (бомбовых подвесок на нем не было), пока не потерпел аварию при посадке, подломивв шасси. Для ремонта машину вернули на завод. Там ее не только починили, но и установили в мотогондолах еще два "Майбаха" в тандем к предыдущим. Таким образом аппарат стал пятимоторным, на каждый боковой винт работало по два двигателя. Это позволило намного увеличить полезную нагрузку и превратить машину в полноценный бомбардировщик, однако вновь на фронт она уже не попала.

В декабре 1915-го произошла катастрофа. В одном из испытательных полетов, сразу после отрыва от ВПП, на аэроплане заклинило правую силовую установку. Из-за возникшей асимметрии тяги VGO.I резко крутануло вправо, летчики не успели парировать разворачивающий момент и машина врезалась в угол стоявшего на краю летного поля ангара для дирижаблей. Оба пилота погибли, а самолет был полностью разбит и не подлежал восстановлению. Однако это не привело к закрытию программы, поскольку к тому времени уже летал второй опытный экземпляр VGO.II, который изначально сделали пятимоторным.

На заставке: VGO.I во время летных испытаний, вооружение еще не установлено.

115-1
Чертеж передней части фюзеляжа VGO.I. Видны сиденья пилотов и носовой двигатель. Каркас самолета был выполнен из дерева и укреплен проволочными расчалками.

117-2

VGO.I до и после первой модернизации.

115-2

VGO.I на прифронтовом аэродроме Альт-Ауц в Литве.

16-1

Аварийная посадка VGO.I.

118-1
Катастрофа VGO.I  на аэродроме в Шнайдемюле. Обратите внимание, что фюзеляж самолета обшит прозрачным целлоном, очевидно, для снижения заметности.

124-2

Самолет VGO.II впервые поднялся в воздух в августе 1915 года. Он был идентичен своему предшественнику VGO.I в его финальном пятимоторном варианте. VGO.II применялся для различных экспериментов, в частности, на него пытались установить 105-миллиметровую гаубицу, направленную вертикально вниз, для обстрела вражеских кораблей и наземных объектов. Однако испытания показали, что сила отдачи орудия слишком велика для самолета с хрупким деревянным каркасом. В дальнейшем второй немецкий гигант использовался для обучения и тренировки летчиков, пока не разбился в аварии.

В конце мая 1916 года взлетел третий образец VGO.III, оснащенный шестью моторами "Мерседес" D.III мощностью по 160 л.с. В мотогондолах они стояли друг за другом, а в носу фюзеляжа - рядом, бок-о-бок. Сами гондолы сделали более вытянутыми и обтекаемыми, придав им округлое сечение. В фюзеляже, между кабиной пилотов и задним стрелковым постом, оборудовали довольно объемный бомбоотсек. Самолет мог поднимать до 1000 кг. бомб, то есть, вдвое больше, чем "Илья Муромец".

VGO.III был принят на вооружение, получив военный индекс R.III. R - сокращение от слова Riesenflugzeuge, что переводится как "огромный самолет". Этой буквой в немецких ВВС обозначались тяжелые многомоторные бомбардировщики. В начале августа R.III прибыл на балтийский участок русско-германского фронта, а 13 августа - совершил первый налет на Рижский железнодорожный узел. 18 августа в очередном налете экипаж "ризенфлюгцойга" впервые познакомился с русскими зенитчиками. Самолет получил три шрапнельных попадания в крылья, но сумел вернуться на аэродром.

В дальнейшем R.III. совершил еще семь бомбовых рейдов на российские военные и транспортные объекты, однако машина не столько летала, сколько простаивала на аэродроме из-за постоянных проблем с двигателями. 24 января 1917 года стало последним днем ее боевой службы. В тот день R.III. то ли был сбит, то ли потерпел катастрофу по техническим причинам. Самолет разбился и сгорел, при этом погибли пять из семи членов экипажа.

Следующий гигант - R.IV вышел на испытания 16 августа 1916 года. От R.III его отличали крыльевые силовые агрегаты с 220-сильными "Майбахами" вместо 160-сильных "Мерседесов" и четырехлопастными винтами. Таким образом, суммарная мощность двигательных установок достигла 1200 лошадиных сил. Соответственно, повысились летные характеристики. Максимальная скорость R.IV без бомбовой нагрузки составляла 130 км/ч (с бомбами - 110), потолок - 3700 м. Самолет оснастили радиостанцией, а далеко разнесенные друг от друга рабочие места членов экипажа соединялись между собой телеграфными линиями. В состав команды ввели радиста и еще двоих пулеметчиков, а на верхнем крыле, над мотогондолами, сделали две дополнительные пулеметные точки.

R.IV оказался самым удачливым и долгоживущим из ранних "ризенфлюгцойгов". Он служил в качестве тяжелого бомбардировщика на восточном фронте до конца 1917 года, потом был переброшен на запад и там провоевал до конца войны, совершив множество боевых вылетов, в том числе - на Лондон и Париж. После подписания Компьеньского перемирия R.IV со снятым вооружением еще полгода возил пассажиров и почту, но потом был уничтожен по требованию союзников, так как Версальский договор запрещал Германии иметь тяжелые многомоторные самолеты, годные к применению в качестве бомбардировщиков.

vgo3-3

VGO.III на заводском аэродроме во время летных испытаний. Вооружение пока отсутствует. Обратите внимание на дополнительные рулевые поверхности, "нанизанные" на крайние межкрыльевые стойки. В дальнейшем они были демонтированы.

vgo3-1

Еще один снимок VGO.III, сделанный до отправки на фронт.

vgo3-6

Носовая часть VGO.III крупным планом.

zsr4-1

R.IV c группой его создателей и испытателей. Самолет еще не получил вооружение и "боевую раскраску".

Maybach_IV-2

Двигатели R.IV: слева - "Майбах", справа - "Мерседес".

zsr4-5

21252256819_5176b76263_b

R.IV в полете.

6313292576_4814902567_b

Послевоенный снимок R.IV

59_2

VGO.I и R.IV в камуфляже типа "лозенг".

спасибо


Комментарии могут оставлять, только зарегистрированные пользователи.