fly

Войти Регистрация

Вход в аккаунт

Логин *
Пароль *
Запомнить меня

Создайте аккаунт

Пля, отмеченные звёздочкой (*) являются обязательными.
Имя *
Логин *
Пароль *
повторите пароль *
E-mail *
Повторите e-mail *
Captcha *
1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Рейтинг 5.00 (2 Голосов)

 

 

Протокол допроса свидетеля, вахтера Уманского райотдела НКВД, уроженца села Савещино Полтавской области, Емельяна Кравченко. Вряд ли Емельян Кравченко, бедняк и селянин, устраиваясь работать в НКВД вахтёром, собирался принимать участие в расстрелах, мародёрстве и захоронении трупов. Но как видим, пришлось:
«... ВОПРОС: Вы принимали участие в приведение приговоров в исполнение над осужденными за время работы в Умани межрайследгруппы в 1937-38 гг.
ОТВЕТ: Да, принимал. Кроме того, я также участвовал в предании земле расстрелянных. Бригада, приводившая приговора в исполнение и убиравшая осужденных, состояла из семи человек, возглавлял её бывш.нач. Уманской тюрьмы Абрамович, в настоящее время арестован.
ВОПРОС: Кто в тот период являлся нач. оперследгруппы?
ОТВЕТ: Нач.межрайследгруппы в Умани, когда приводились приговора в исполнение, был Томин- Мл.Лейтенант Госбезопасности.
ВОПРОС: Известно, что вы являлись свидетелем преступных действий при привелении приговоров в исполнение со стороны Абрамовича и Томина. Расскажите подробнее об этих фактах.
ОТВЕТ: За время существования указанной выше бригады по приведению приговоров в исполнение я был свидетелем преступных действий со стороны Абрамовича, Томина и др. лиц, имело место массовое мародерство, хищения ценностей, издевательство над осужденными, граничащее с садизмом, инициатором этого являлся Абрамович, а в этом ему потворствовал Томин. Все это сводилось к следующему:
Деньги осужденных, которые выдавались им на руки тюремной канцелярией, перед приведением приговоров в исполнение Абрамович забирал себе, в РО НКВД не сдавал, на следующий день он в конвертах персонально вручал участникам бригады, в том числе и мне, суммы не превышающие 50 р., львиная доля изымаемых денег шла в пользу Абрамовича...
...Вещи осужденных систематически расхищались Абрамовичем и Щербиной, последний ценные вещи первым забирал, эти два лица являлись первыми инициаторами хищения вещей. Неценные вещи они также давали рядовым участникам бригады, в том числе и мне.
Наряду с этим я хочу отметить такой факт, он был не единственным. Абрамович однажды в моем присутствии у одного расстрелянного рукояткой револьвера из челюсти выбил золотые зубы и завернул их в платок, в моем присутствии показывал Томину, последний на эти действия Абрамовича ничего не сказал, а дал ему понять продолжать это дальше...
...Кроме изложенного мне известны факты садизма, имевшего место по отношению к арестованным. Так напр. при уборке трупов, я видел молодую женщину в половой орган которой была воткнута палка, кто сделал это мне неизвестно, но полагаю, что это дело рук Абрамовича, об этих издевательствах по моему мнению были хорошо известно Томину, он как правило присутствовал при исполнении приговоров...»

 

 

В конце апреля 1906 года полиция Стокгольма вдруг заметила, что в город пачками прибывают непонятные транзитные туристы: почти все без паспортов, в Швеции, типа, проездом (чаще в Германию, отдельные умники в Америку), денег у всех впритык, подданства российского.
Селятся, в основном, в районе Остермальма. Всего накопилось 140 человек.
Вокруг них пасутся местные социалисты и прочие левые всех мастей. Старый коммунист Хинке Бергерен помог им снять зал в Народном Доме, где они замутили что-то вроде конференции. Агенты спецслужб Российской империи, также пачками прибывающие в Стокгольм - детектед.

В то время все иностранцы, прибывавшие в Швецию, должны были регистрироваться в полиции. Этих мутных всех зарегистрировали, с кем-то, кто мог хоть пару слов по-немецки сложить, даже поговорили. Приехали и приехали: не безобразят, к прохожим не пристают - как бы и фиг с ними. Но вот конференция или "съезд", как они свое сборище называют, - это серьезно. Мало ли чего они там затевают, да и тёрки с РИ шведам тоже не очень нужны - полиция затребовала списки зарегистрированных делегатов.

Ясен пень - списки не бились ни с одной анкетой.
Полицейские стали "туристов" дергать по второму кругу: выяснять настоящие имена, составлять новые анкеты, снова допрашивать знающих немецкий. Ну и вот что им это дало.

Анкеты - просто песня. Первого, думаю, узнают все:

"ФИО: Всарионович Иван Иванович. Родился 18 декабря 1879 года в Тифлисе. Сын сапожника Ивана Висарионовича. Прибыл на пароходе "Велламо" 22 апреля. Остановился в гостинице "Бристоль" на Клара Эстра Чиркогатан. Намерен остаться в Стокгольме на две недели, затем поехать в Берлин. Паспорта нет. Имеет 100 рублей. По-немецки не говорит.

Приметы: лицо в оспинках, темные волосы и борода, карие глаза, большой нос, серое пальто в крапинку, меховая шапка".

Вот этого удалось разговорить:

"Допрос вели офицеры Адольфсон и Энстрём на немецком языке без переводчика.

ФИО: Петров Иван Федорович. Родился 1 июля 1871 г. в Москве. Сын купца Федора Петрова и его жены Анны Семеновны. В Москве снимает комнату на Бронной улице, дом 5, 2-й этаж. Остановился в гостинице "Бристоль" на Клара Эстра Чиркогатан. Паспорта нет. Имеет 60-70 рублей.
Петров показал, что скрывается от царских властей за агитацию свободы слова и печати. Преследуется за свои убеждения. Бежал от полиции в Финляндию, в Стокгольм прибыл на пароходе из Або. В Стокгольме пробудет две недели и поедет в Швейцарию, где, как он слышал, проживает много русских политических беженцев.

Приметы Петрова: среднего роста, крепко сложенный, карие глаза, прямой нос, темный шатен, темные усы и борода, небольшая лысина. Одет в темный костюм, зимнее пальто, мягкую шляпу".

Еще один разговорчивый:
"ФИО: Красовский Семен Михайлович. Родился 16 марта 1881 года в Херсоне. Литератор. Остановился в гостинице "Мальмстен" на Мастерсамуэльсгатан, 63. Приехал на две-три недели, хочет в спокойствии обдумать происходящее в России и написать статью. Паспорт потерял. Имеет 50 рублей.

Приметы: высокий лоб, окладистая коротко остриженная борода, серо-голубые глаза. Одет в серое однобортное пальто, серую мягкую фетровую шляпу.

Фамилию изначально указал "Орловский" - это его литературный псевдоним".

Остальные анкеты были того же типа. 8 мая все эти "непонятные" из Швеции выехали.

Если последнего угадать трудно - то это Вацлав Воровский. (А. Донов)

 

 

 Манифест барона фон-Врангеля. Aвт. текста Д. Бедный. - Одесса: Всеукргосиздат, 1920

 

Реакция царя на карательную экспедицию Семеновского полка на Московско-Казанской железной дороге в декабре 1905 года (Комент - на картинке рапорт от руки и его расшифровка. Реакция Николахи: "Молодец")

- Ниже печатными буквами: Вырезка из 2 страницы всеподданнейшего рапорта.... и далее:
"... Люберцы убито мятежных железнодорожников около 200..." - вот этот вот текст и есть расшифровка того, что написано от руки.

- Впервые приказ был осуществлен на помомощнике начальника станции, который был штыками заколот. По команде командира роты Зыкова, потом и по моей на станции Перово был открыт огонь по крестьянам. Лично мною после Зыкова команда "Открыть огонь" была дана два раза. Команда "Открыть огонь" второй раз была дана роте тогда, когда она мной и Зыковым была развернута в цепь для стрельбы по крестьянам, разгружавшим вагоны. В результате стрельбы солдатами нашей роты убито 10 человек крестьян, но точно не помню. Уточняю: цифра 10 человек убитых падает исключительно на мою полуроту.

Из протокола дополнительного допроса обвиняемого Шрамченко Владимира Владимировича, произведенного в ПП ОГПУ в ЛВО

Отличился Аглаимов - адъютант одного из батальонов. Аглаимова зовут Сергей Петрович. Отличие его выражалось в том, что собственноручно из нагана расстреливал взятых в плен, за что получил высший орден Владимира 4-й степени.

---------

В ходе подавления Московского восстания в декабре 1905 года командир Семеновского полка Георгий Мин (на фото) отправил один батальон под командованием полковника Римана на Московско-Казанскую железную дорогу, чтобы прекратить забастовку железнодорожников. Батальон провел "зачистку" с особой жестокостью. На станциях Сортировочная и Перово расстрелы продолжались три дня без суда и следствия. Расправы происходили и на соседних станциях. Солдаты врывались в дома к рабочим, закалывали их штыками, рубили саблями, разбивали головы прикладами. Было убито более 150 человек.

В 1906 году Мина застрелила Зинаида Коноплянникова по поручению партии эсеров. Риман скрывался от покушений за границей.

Подробнее о карательной экспедиции на Московско-Казанской железной дороге можно прочитать в отчете современника https://dlib.rsl.ru/viewer/01004881159#?page=1

Государственный денежный знак РСФСР достоинством 500 рублей. Пробный оттиск. 1923 год.

 

Плакаты Роста за декабрь 1920 г.
Художник А.М. Нюренберг, текст В.В. Маяковского.
РГАЛИ. Ф. 336. Оп. 1. Ед. хр. 413.

 

 

 

 Новый Год и сопровождающие лица, 1977 год. На западе конечно.

 

 

Газета «До перемоги» Львов №30(31) от 17 августа 1944 года

Комментарии могут оставлять, только зарегистрированные пользователи.