fly

Войти Регистрация

Вход в аккаунт

Логин *
Пароль *
Запомнить меня

Создайте аккаунт

Пля, отмеченные звёздочкой (*) являются обязательными.
Имя *
Логин *
Пароль *
повторите пароль *
E-mail *
Повторите e-mail *
Captcha *
1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Рейтинг 5.00 (2 Голосов)

Ответы на поставленные вопросы бывшего командующего 11 армией Прибалтийского Особого военного округа генерал-лейтенанта В.И. Морозова. Подлинник. Машинописный текст.

В конце 40-х - первой половине 50-х годов Военно-научное управление Генерального Штаба Вооруженных Сил СССР (начальник генерал-полковник А.П. Покровский) обобщало опыт сосредоточений и развертывания войск западных приграничных военных округов военных округов по плану прикрытия государственной границы 1941 года накануне Великой Отечественной войны.

С этой целью были заданы вопросы участникам указанных событий, занимавшим в начальный период войны различные должности в войсках военных округов.

Анализ воспоминаний ветеранов показывает, что основной чертой планов прикрытия было то, что они исходили из варианта войны, при котором удастся без помех со стороны вероятного противника выдвинуться к границе, занять назначенные полосы прикрытия, подготовиться к отражению нападения, провести отмобилизование. Поэтому объединения и соединения округов делились на два эшелона: в первый входили войска, расположенные вблизи границы и составлявшие эшелоны прикрытия, во второй - сосредоточенные в глубине.

Позиции армий прикрытия располагались вдоль границы, что увеличивало их протяженность. При этом силы Западного особого округа находились на белостокском выступе, а Киевского - на львовском выступе, что создавало угрозу их охвата противником.

Особенностью всех армейских планов прикрытия было отсутствие в них оценки возможных действий противника, в первую очередь варианта внезапного перехода в наступление превосходящих вражеских сил. Ветераны вспоминают, что общаясь с представителями штабов погранотрядов, они знали за несколько дней до начала войны об угрожающем положении на границе. В ряде случаев агентурная разведка прямо указывала не только на прибытие и развертывание вблизи границы массы вражеских войск, но и на подготовку территории к началу боевых действий (занятие огневых позиций артиллерией, выселение из приграничной зоны жителей, выкладка снарядов на грунт и т.д.).

О взаимодействии же с пограничниками и войсками укрепрайонов в планах прикрытия сказано лишь то, что с началом мобилизации они входят в подчинение соответствующих соединений. Такие важные вопросы взаимодействия, как разрушение мостов на реках вблизи границы, были забыты. Во многих случаях вражеским войскам удалось захватить их целыми.

Следовательно, план прикрытия являлся в сущности планом обороны, при котором все было подчинено идее построения боевого порядка, что давало возможность быстро и удобно развернуться на заранее подготовленных позициях, использовать прежде всего мощь своего огня и выгодные условия местности.
Вопросы Военно-научного управления Генерального Штаба
Вооруженных Сил СССР:

1. Был ли доведен до войск в части их касающейся план обороны государственной границы. Если этот план был доведен до войск, то когда и что было сделано командованием армии и войсками по обеспечению выполнения этого плана.

2. С какого времени и на основании какого распоряжения войска прикрытия начали выход на государственную границу и какое количество из них было развернуто для обороны границы до начала военных действий.

3. Когда было получено в штабе армии распоряжение штаба округа о приведении войск армии в боевую готовность в связи с ожидающимся нападением фашистской Германии с утра 22.6. Какие и когда были отданы войскам указания во исполнение этого распоряжения и что было сделано войсками.

4. Почему большая часть артиллерии корпусов и дивизий находилась в учебных лагерях.

5. Насколько был штаб армии подготовлен к управлению войсками и в какой степени это отразилось на ход ведения операций первых дней войны.

спасибо

Комментарии могут оставлять, только зарегистрированные пользователи.