fly

Войти Регистрация

Вход в аккаунт

Логин *
Пароль *
Запомнить меня

Создайте аккаунт

Пля, отмеченные звёздочкой (*) являются обязательными.
Имя *
Логин *
Пароль *
повторите пароль *
E-mail *
Повторите e-mail *
Captcha *
Август 2018
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
30 31 1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31 1 2

Спасибо

1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Рейтинг 4.50 (7 Голосов)

Рейтинг:  0 / 5

Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Фотограф Петр Оцуп

Оцуп Петр Адольфович. Первомайский парад на Красной площади. Вторая половина 1920-х, возможно, 1925 год. Источник МАММ / МДФ, фонд Рыбчинского и Гладкова. Место съемки г. Москва, Красная пл. «История России в фотографиях». Source. [На сайте Russiainphoto.ru стоит дата съемки: май - сентябрь 1920, но мавзолей этому противоречит]

Между тем Петр Адольфович Оцуп (1883-1963) оставил яркий фотографический след в истории России XX века. Он оказался в гуще событий, расколовших время и отечественную историю на "до и после".

По рисункам его снимков делался барельеф на ордене Ленина и изображения вождя на советских деньгах. В числе произведений Петра Оцупа немало "классических" работ, публиковавшихся по всему миру. Это портреты Ленина, первых лиц Советского государства 1920-1930-х годов: Михаила Калинина, Иосифа Сталина, Якова Свердлова, Вячеслава Молотова, Михаила Фрунзе, Климента Ворошилова, Семёна Будённого, Григория Котовского, Валериана Куйбышева, Сергея Кирова и других, зарубежных деятелей – Клары Цеткин, Анри Барбюса и др., документальные фотографии событий 1917 года, портреты представителей русской культуры.

В конце жизни Оцуп становится живой фотографической легендой.


2.

1920-е. Петр Оцуп. Военный парад на Красной площади в день 1 Мая. Атрибуция на сайте «История России в фотографиях»: Петр Оцуп. Военный парад на Красной площади в день 1 Мая. Дата съемки: май - сентябрь 1920. Источник МАММ / МДФ, фонд Рыбчинского и Гладкова. Место съtмки Москва.

Статья Оцупа "Как я фотографировал Ленина" вводит в обращение фразу, якобы сказанную Ильичем:

"Историческое значение фотографии очень велико. Картина художника не может так быстро и точно зафиксировать события, как фотоснимок. Делайте поменьше снимков отдельных лиц, уделяйте больше внимания массам, старайтесь зафиксировать события". Статья опубликована, если я ничего не путаю, 19 января 1941 в "Комсомольской правде". [1]


3.

1925. Оцуп П.А. Фанфаристы на параде на Красной площади. Москва. Номер единицы хранения: 452. Шифр: П-452 ч/б. Российский государственный архив кинофотодокументов (РГАКФД).

В 1960-х эта "сентенция" отчасти стала толчком к изменению статуса фотографии в СССР, развитию фотоклубного движения, обновлению языка репортажной фотографии, которая за годы правления Сталина превратилась в откровенную постановку. [2]


4.

Не ранее 1919 г. Петр Оцуп. Участники парада на Красной площади в честь дня Коммунистического Интернационала Молодежи. Москва. Бромсеребряножелатиновый отпечаток, тонирование. Печать 1920-х гг. Шифр: П-369 ч/б. Номер единицы хранения: 369. РГАКФД.

--------------


В девическом фотографическом альбоме 1880-х годов, принадлежавшем дворянке из Вышнего Волочка Софье Николаевне Манзей, в замужестве Волковой (1861-1942), внучке приятеля Пушкина генерал-майора Николая Логиновича Манзея (1784-1862), рекламная марка на одном из фотопортретов гласит: "А. Оцуп. СПБ. Бассейная, 2. Тел. 45-63. Пассащ. Невский, 48". Марка на обороте информирует: "Удостоен Высочайших наград и благодарностей Их Императ. Велич. Государя Императора и Государынь Императриц. На Всемирн. Выставках высшая награда". Фотопортрет выполнил Адольф Оцуп, вероятно, это отец Петра Адольфовича Оцупа [3].


5.

1925/1929. Оцуп П.А. Поэт Владимир Маяковский. Бромсеребряножелатиновый отпечаток, химическое отбеливание, тонирование, ретушь: тушь. Печать конца 1920-х гг. П-457 ч/б. РГАКФД.

Занятие фотографией в еврейской среде во второй половине XIX века играло роль ремесла. Евреи пользовались возможностью расширить круг традиционных промыслов и стремительно завоевывали эту область профессиональной деятельности, несмотря на трудности: ремесло фотографа предполагало владение новыми техническими навыками, наличие художественного дарования; фотооборудование, материалы и т.п. требовали значительных финансовых вложений. Кроме того, власти нередко чинили препятствия при выдаче разрешений на открытие фотостудий. К концу XIX века во многих городах Российской империи еврейские фотографы занимали заметное место. [4]

Петр Оцуп был третьим ребенком в семье Адольфа и Хаи Оцуп. Когда Петр появился на свет, его старшие братья были уже подростками и жили в учениках, отдельно от семьи. Младший осиротел в 7 лет. Сбежал из дому и, в конце концов, поступил в ученики к фотографу Александру Андреевичу Елкину, яркому представителю профессиональной фотографии в столице, сочетавшему знание профессии и талант коммерсанта.


6.

16 октября 1918 г. Петр Оцуп. Владимир Ильич Ленин в своем кабинете в Кремле. Москва. Ретушь по негативу, бромсеребряножелатиновый отпечаток. Печать 1920-х годов. Музей истории фотографии, Санкт-Петербург.

Ателье Елкина на Вознесенском проспекте Петербурга состояло из представительной парадной части с портретами знаменитостей в качестве рекламы; хорошо оснащенных больших съемочного павильона, лаборатории и ретушерной комнаты, что было непременным условием успешной работы фотостудии в те годы. В студии состоял штат из 8-10 учеников. Одним из них, самым младшим по возрасту, в 1892 году становится Петр Оцуп.


7.

1918. Оцуп П.А. Гражданская война. Член РВСР Иосиф Виссарионович Сталин под г. Царицыном. Место съемки: Россия, Царицын г. Шифр: П-358 ч/б. Номер единицы хранения: 358. РГАКФД.

Старая цеховая система образования от учителя к ученику была плодотворной: ученик проходил через все стадии погружения в профессию, от черновой работы по подготовке к съемке, от ретуши и ассистирования — к концу обучения он уже самостоятельно снимал в павильоне и был в состоянии оценить как результат своей работы, так и качество подготовленных к съемкам материалов, а потом проявки и печати снимка. Но система образования от учителя к ученику была консервативной.


8.

1920. Петр Оцуп. Член РВСР Иосиф Сталин. Ретушь по негативу, бромсеребряножелатиновый отпечаток, тонирование, ретушь: процарапывание, тушь. Печать 1930-х годов. via. (Видимо, РГАКФД. В статье в Foto&Video везде значится РГАЛИ, но скорее всего это ошибка, тем более что РГАЛИ в выставке Оцупа 2007 года не участвовал)

После 7-летнего обучения в мастерской Елкина Петр Оцуп отправляется с рекомендательным письмом учителя в студию Василия Ивановича Ясвоина, где проведет еще несколько лет. Параллельно начинает работать самостоятельно. В 1900 г. он принят в штат журнала «Огонек». [5]


9.

Середина 1930-х. Оцуп П.А. Генеральный секретарь ЦК ВКП(б) Иосиф Виссарионович Сталин. Портрет. Шифр: П-490 ч/б. Номер единицы хранения: 490. РГАКФД.

С 1900 по 1917 год Петр Оцуп был фотокорреспондентом журналов «Нива», «Родина», «Искры», «Огонек», «Солнце России». "Я путешествовал с большими деревянными камерами... Кассеты тоже были деревянные. Каждый негатив весил около фунта, а все мое снаряжение - больше пуда" [6][7].


10.

1 мая 1917. Оцуп П.А. Демонстрация революционных солдат Петроградского гарнизона. Россия, Петроград г. Шифр: П-466 ч/б. Номер единицы хранения: 466. РГАКФД.

В 1904-1905 гг. Оцуп снимает на Русско-японской войне. С фронта Русско-японской войны в 1905 году Оцуп возвращается в Петербург, бурлящий революцией. В 1907 он арестован «за распространение прокламаций», после двух месяцев в одиночке Литовского замка и ссылки в Старую Руссу возвращается в журнал «Огонек». По редакционному заданию Оцуп работает вплоть до 1917 г.


11.

Июль 1917. Оцуп П.А. Июльская демонстрация в Петрограде. Петроград г. Шифр: П-445 ч/б. Номер единицы хранения: 445. РГАКФД.

В 1911 г. в Петербурге состоялась первая персональная экспозиция фотографий Оцупа, среди прочих там были портреты ведущих представителей российской интеллигенции того времени: Льва Толстого, Антона Чехова, Ильи Репина, Валентина Серова, Федора Шаляпина, Сергея Рахманинова и других.


12.

Июль 1917. Оцуп П.А. Июльская демонстрация в Петрограде. Петроград г. Российский государственный архив кинофотодокументов (РГАКФД). Шифр: П-445 ч/б. Номер единицы хранения: 445. РГАКФД.

1917 год Оцуп проводит в Петрограде. Он, как и многие другие фоторепортеры российской столицы, снимает для изданий происходящие в городе события. Наиболее характерными иллюстрациями исторических перемен в стране служат уличные беспорядки, массовые митинги и демонстрации.


13.

1917. Оцуп П.А. Демонстрация матросов в Петрограде. Петроград г. Шифр: П-353 ч/б. Номер единицы хранения: 353. РГАКФД.

Издания 1917 года публикуют снимки Виктора Буллы, Якова Штейнберга, Павла Жукова, Петра Оцупа и других. В дальнейшем исторические труды в качестве иллюстраций, как правило, воспроизводили снимки Буллы (без указания авторства, Виктор Булла был расстрелян в 1938 году) и Оцупа.


14.

.


1-10 сентября 1917 г. Оцуп П.А. Место съемки: Могилев г. 14-1: Верховный главнокомандующий Александр Федорович Керенский и генерал от инфантерии Михаил Васильевич Алексеев у вагона поезда в Ставке. Шифр: 5-9516 ч/б. Номер единицы хранения: 9516. Source. 14-2: Верховный главнокомандующий А.Ф.Керенский, полковник [В.Барановский] ( в центре) у поезда в группе офицеров. Шифр: 5-9515 ч/б. Номер единицы хранения: 9515.  РГАКФД

В истории такое распределение акцентов привело к сложению легенды об Оцупе как едва ли не единственном фотографе знаменательных событий революции в Петрограде.


15.

1921. Оцуп П.А. Председатель ВЦИК Михаил Иванович Калинин пробует пищу в военном госпитале. Место съемки: Россия. Шифр: П-470 ч/б. Номер единицы хранения: 470. РГАКФД. Source

В июле 1917 года Петр Оцуп делает заказной портрет Михаила Ивановича Калинина, избранного городским головой Петрограда. Это стало началом знакомства и многолетнего приятельства государственного мужа и фотографа.


16.

1920. Оцуп П.А. Председатель ВЦИК Михаил Калинин (второй слева) среди крестьян-односельчан. Тверская губерния, деревня Верхняя Троица. Бромсеребряножелатиновый отпечаток, тонирование, ретушь: тушь. Печать 1920-х гг. Шифр: П-464 ч/б. Номер единицы хранения: 464. РГАКФД.

Их пути пересеклись не только в 1917 в революционном Петрограде, но и в 1918, когда, вероятно по ходатайству Калинина, Оцуп получает доступ в Смольный и снимает Ленина, а потом в Москве, где Оцуп становится руководителем «Фотографии ВЦИК» и первым снимает Калинина в должности председателя этого важнейшего коллективного органа управления советским государством.


17.

1922. Оцуп П.А. Председатель ЦИК СССР Михаил Иванович Калинин с деревенскими детьми на родине. Россия, Тверская губ. Шифр: П-382 ч/б. Номер единицы хранения: 382. РГАКФД.

"Оцуп сопровождает Калинина в его ежегодных поездках на родину, в Тверскую губернию, где фотографирует одного из руководителей государства во время разговора с односельчанами, на сенокосе, в окружении детей. Его репортажные портреты Калинина и крестьян шедевры фотографического мастерства, точные по композиции, свету, настоящие многофигурные исторические картины.


18.

.


Оцуп П.А. Россия, Тверская губ. 18-1: 1920. Председатель ВЦИК Михаил Иванович Калинин в родной деревне. Деревня Верхняя Троица. Шифр: П-463 ч/б. Номер единицы хранения: 463. Source. 18-2: 1921. Председатель ВЦИК Михаил Иванович Калинин на покосе. Шифр: П-355 ч/б. Номер единицы хранения: 355. РГАКФД

Сделанные в самом начале 1920-х гг. такие фотографии, как «Калинин и деревенские дети», «Калинин на сенокосе», опережают появление живописных полотен «на современные сюжеты» с участием узнаваемых персонажей.


19.

.


Оцуп П.А. Россия, Тверская губ. 19-1: 1922-1923. Председатель ЦИК СССР Михаил Иванович Калинин со своей учительницей товарищем Ильинской. Шифр: П-469 ч/б. Номер единицы хранения: 469. 19-2: 1923. Председатель ЦИК СССР Михаил Иванович Калинин беседует с крестьянином. Шифр: П-354 ч/б. Номер единицы хранения: 354. РГАКФД

Они, по сути, являются прообразом того вида художественного агитационного продукта, который советская власть требует с начала 1920-х гг. от живописцев столь настойчиво, возможно, имея яркие образцы нового жанра в фотографии.


20.

25 октября 1917 года. Оцуп П.А. Октябрьская революция. Красногвардейцы у броневика "Лейтенант Шмидт", захваченного у юнкеров. Имя броневику дано в честь героя революции 1905 г. в России. Петроград г. Шифр: П-479 ч/б. Номер единицы хранения: 479.

В конце октября 1917 Оцуп оказывается в Смольном, где находится штаб руководителей Октябрьского вооруженного восстания большевиков в Петрограде. Сохранились фотографии Оцупа, изображающие революционных рабочих и матросов в Петрограде осенью 1917 г. Стилистически они напоминают опубликованные в «Огоньке» снимки дореволюционных событий, особенно Русско-японской и Первой мировой войн.


21.

1918. Оцуп П.А. Гражданская война. Бронепоезд под г.Царицыном. Бромсеребряножелатиновый отпечаток, тонирование, ретушь: тушь. Печать 1930-х гг. Шифр П-389 ч/б. РГАКФД.

В той же стилистике Оцуп снимает и во время Гражданской. Чаще всего это изображения парадов, марширующих и стоящих во фронт колонн военных, техники."


22.

1941 г. Оцуп Петр Адольфович. Женщины во время обучения стрельбе из винтовки. Место съемки: Москва. Российский государственный архив кинофотодокументов. Архивный номер: арх. № 3-6443.

Один из характерных приемов Оцупа в военной съемке — динамичная диагональ композиции, линия воинов, начинающаяся за пределами кадра и уходящая в перспективу в глубину так же без видимого конца.


23.

1927. Петр Оцуп. На первом съезде женщин-работниц в Кремле. Фотография Петра Оцупа репродуцирована из Антологии советской фотографии, Планета, М, 1986.

В 1919-1935 годах объектами съемок фотографа становятся заседания различных съездов, конференций, торжественные парады и демонстрации на Красной площади, крупнейшие стройки периода индустриализации. Снимки Петра Оцупа неоднократно публиковались в газетах «Правда», «Известия», журналах «Красная звезда», "Коммунистический интернационал", "Красная нива", "Красная панорама», «Советское фото», «Огонек». Многочисленные фотоработы в течение десятилетий иллюстрировали книги, учебники истории. [7]


24.

1923. Оцуп П.А. Генеральный секретарь ЦК РКП(б) Иосиф Сталин с супругой Надеждой Аллилуевой в автомобиле «Роллс-Ройс». За рулем Павел Удалов. Москва, Кремль. Ретушь по негативу, бромсеребряножелатиновый отпечаток, тонирование, ретушь: тушь, соус. Печать 1920-х гг. Шифр П-455 ч/б. РГАКФД.

С 1918 г. правительство советского государства работает в московском Кремле. Там же с 1918 г. работает Петр Оцуп. На протяжении 1918-1935 годов он снимает высших должностных лиц государства, Коммунистической партии, высших военачальников Красной Армии. Оцуп не был единственным фотографом, работавшим над портретами первых лиц. Но он руководил «Фотографией ВЦИК» с 1918 по 1925 г. и «Фотографией ВЦСПС» с 1922 по 1935 г.


25.

1930. Оцуп П.А. Генеральный секретарь ЦК ВКП(б) Иосиф Виссарионович Сталин. Москва г. Шифр: П-422 ч/б. Номер единицы хранения: 422. РГАКФД.

В 1920–1930-х гг. Кремль был не только центром советского государства, но и жилым комплексом, городом в городе, отделенном от Москвы кремлевской стеной. Поэтому неудивительно, что в наследии Оцупа есть снимки Сталина с женой в автомобиле, Сталина, идущего на съезд партии по кремлевским улочкам, внутренних караулов Кремля и другие фотографии из жизни «запретного города».


26.

1920. Буденный, Фрунзе и Ворошилов над картой. Степь – это задник, они лежат в ателье. Ретушь по негативу, бромсеребряножелатиновый отпечаток, тонирование, ретушь: процарапывание, тушь. Печать 1930-х гг.

Однако, главной задачей Оцупа — фотографа правительства было создание парадных портретов деятелей советского государства.


27.

. .


Оцуп П.А. 27-1: 1920. Командующий Первой Конной Армией Семен Михайлович Буденный в полный рост. Шифр: П-449 ч/б. Номер единицы хранения: 449. Source. 27-2: Август 1921. Командарм Первой Конной Армии Семён Михайлович Буденный. Шифр: П-350 ч/б. Номер единицы хранения: 350. Source. 27-3: 1935-1939. Инспектор кавалерии РККА, Маршал Советского Союза Семен Михайлович Буденный. Портрет. Шифр: П-487 ч/б. Номер единицы хранения: 487.  РГАКФД

"Портреты делались в рабочих кабинетах и в ателье фотографа на фоне нейтральных задников. Во многих работах Оцупа-портретиста особое значение имеет ретушь на негативе. Фотограф применяет этот старинный прием фотоателье для создания идеализированных портретов. Нереальная гладкость и округлость щек немолодых военачальников и отсутствие морщин на лбу государственных мужей превращают их в архетипических героев народной культуры, над которыми не властно время.


28.

. .


Оцуп П.А. 28-1: 1919. Член РВС Южной группы войск Восточного фронта Валериан Владимирович Куйбышев. Портрет. Шифр: П-478 ч/б. Номер единицы хранения: 478. 28-2: 1933. Французский писатель Анри Барбюс. Портрет. Место съемки: Россия. Шифр: П-465 ч/б. Номер единицы хранения: 465. 28-3: 1936. Секретарь МК и МГК ВКП(б) Никита Сергеевич Хрущев. Портрет. Москва г. Шифр: П-460 ч/б. Номер единицы хранения: 460.  РГАКФД

Так же иконописец в лике отказывается от временного, но должен написать опознавательные знаки святого (борода, форма носа, губ; соблюдение пропорций лица), но не зафиксировать его возраст, его минутное состояние: для иконного лика нет изобразительной категории времени. Подобно иконописцам, Оцуп придает героям своих портретов вневременные канонические черты: вечно моложавый веселый Сталин, вечно молодцеватый Ворошилов, усатый Буденный… Создание фотографического портрета превращается в акт творчества, направленный на канонизацию образа, извлечение его из времени.


29.

1922. Оцуп П.А. Генеральный секретарь ЦК РКП(б) Иосиф Виссарионович Сталин. Место съемки: Россия. Шифр: П-383 ч/б. Номер единицы хранения: 383. РГАКФД.

Это особенная задача официальной портретной фотографии была выполнена Петром Оцупом в 1930-х гг. Его портреты вождей не имеют авторства в распространенном понимании этого феномена: узнаваемого почерка, стиля изображения, приемов оформления фона при печати, приемов подачи напечатанного произведения… И здесь напрашивается вновь параллель с иконописью с отсутствием подписи иконописца на сделанном его руками изображении.


30.

1935-1937. Оцуп П.А. Генеральный секретарь ЦК ВКП(б) Иосиф Виссарионович Сталин (слева) и 1-ый секретарь МК и МГК ВКП(б) Никита Сергеевич Хрущев на трибуне Мавзолея В.И. Ленина. Москва. Шифр: П-489 ч/б. Номер единицы хранения: 489. РГАКФД.

Оцуп ощущает себя причастным творчеству культа, к созданию официальной государственной иконографии. Это большая ответственность и честь, которые выше сиюминутных эмоций на лицах героев снимков, выше его личного стремления быть узнанным по стилю фотографии. Он как бы отказывается от права быть художником, воплощая задачу большего масштаба — управление изображением." [5]


31.

1935-1937. Оцуп П.А. Генеральный секретарь ЦК ВКП(б) Иосиф Виссарионович Сталин на трибуне Мавзолея В.И.Ленина. Москва. Номер единицы хранения: 485. Шифр: П-485 ч/б. РГАКФД.

Оцуп сошел со сцены официального государственного портрета после смерти Сталина, новые вожди имели новых художников.

В ноябре 2007 года к 90-летию Октябрьской революции в России в Московском музее современного искусства состоялась выставка Петр Оцуп. Пространство Революции: Россия. 1917-1941. Из фондов
Российского государственного архива кинофотодокументов (РГАКФД) впервые постсоветскому зрителю было показано 142 выставочные фотоотпечатка, экспонировавшиеся на прижизненных выставках Петра Оцупа в 1940, 1947 и 1956 годах. Также в составе экспозиции были фотографии из Государственного исторического музея-заповедника "Горки Ленинские", Музея истории фотографии Санкт-Петербурга.


32.

25 октября 1917. Оцуп П.А. Отряд металлистов-красногвардейцев у Смольного перед отправкой на выполнение боевого задания. Петроград. Шифр П-425 ч/б. РГАКФД.

Из аннотации к каталогу выставки: Творчество выдающегося фотографа XX века Петра Адольфовича Оцупа – "своеобразный мост между студийными фотографами конца XIX века и мастерами репортажной и портретной съемки XX. Он был ярким представителем такого направления как пикториализм - течения, для которого характерны: графическая техника ретуши, тонкая работа со светом, маскированная печать для создания портретов. Его работы – это история России первой половины XX века, отраженная в фотографии."


33.

1923 г. Митинг на Ходынском поле при передаче знамени Парижской Коммуны московским рабочим. Москва. Ретушь по негативу, бромсеребряножелатиновый отпечаток, тонирование, ретушь: тушь. Печать 1920-х гг. РГАКФД.

Один из кураторов выставки кандидат искусствоведения Ирина Чмырева, Московский музей современного искусства: "О самом Оцупе и в 1970–1990-х годах писали много, но чаще противопоставляли его творчество знаменитому русскому конструктивизму, фотографии Родченко. Считалось, что сюжет на снимках Оцупа застыл и архаичен, как на репортажных фотографиях дореволюционной России.


34.

1922. Оцуп П.А. Немецкий революционный деятель, руководитель Международной организации помощи борцам революции Клара Цеткин (на первом плане слева) и партизан Иван Гуляев (рядом) среди курсантов Военной школы имени ВЦИК. Москва. Бромсеребряножелатиновый отпечаток, ретушь: акварель. Печать 1920-х гг. Шифр: П-432 ч/б. Номер единицы хранения: 432. Российский государственный архив кинофотодокументов (РГАКФД).

Оцуп действительно был ярким представителем старой школы профессиональной фотографии, был мастером света и многофигурных сцен. Но только масштабное знакомство с его наследием позволяет увидеть, как этот художник создавал в своих фотографиях исторические композиции, до сих пор впечатляющие зрителя грандиозной панорамой событий 1920–1930-х годов. Многие приемы съемки Оцупа начала 1920-х опередили стиль того времени и даже спустя десятилетие не были осмыслены в полной мере."


35.

16 октября 1918 года. Петр Адольфович Оцуп. "Культовая" фотография советских времен: Ленин читает «Правду». Москва, кабинет Ленина в Кремле

В апреле 1967 года очеркист «Правды» Владимир Чачин провел расследование при чтении какого именно номера газеты фотограф Петр Оцуп запечатлел Ленина. Выяснилось, что день съемки - 16 октября 1918 года и газета от этой же даты. Дело было накануне первой годовщины Октябрьской революции, «Правда» в том выпуске писала:


36.

1918. Оцуп П.А. Демонстрация в первую годовщину Великой Октябрьской социалистической революции. Москва. Шифр: П-375 ч/б. Номер единицы хранения: 375. РГАКФД.

"Тамбов. 14.10. Лихорадочным темпом идут работы по устройству октябрьских праздников. В некоторых местах города поставлены трибуны. Весь рабочий дворец драпируется в красную материю. Детям будут выдаваться бесплатный чай, сахар и хлеб. Будет открыт памятник Карлу Марксу". Далее в газете сообщения о том, что бойцам Пятой армии в честь праздника будет выдано по пять штук свежих яиц, и что в Москву ожидается поступление 50 вагонов сухой моркови. [8]

37.

1919. Оцуп П.А. Гражданская война. Красноармейцы на станции Белгород. Место съемки: Россия, Курская обл./Белгород г. Шифр: П-372 ч/б. Номер единицы хранения: 372. РГАКФД.

[1] Оцуп П. Как я фотографировал В. И. Ленина // "Комсомольская правда", 1941, 19 января. Цитата по (ссылки на саму статью Оцупа нет):
[2] Российский государственный архив кинофотодокументов: Петр Оцуп. Пространство Революции: Россия. 1917-1941 - выставка в Московском музее современного искусства, организованная в связи с 90-летием Октябрьской революции в России в 2007 году.
[3] Альбом уездной барышни. Ю. Г. Епатко, старший научный сотрудник Государственного Русского музея в Санкт-Петербурге // Вышневолоцкий историко-краеведческий альманах №4, стр. 13-27
[4] Фотоискусство / Фотоискусство в России и Советском Союзе // Краткая еврейская энциклопедия, том 9, кол. 260–281
[5] Ирина Чмырева. Петр Оцуп. Пространство революции // Журнал Foto&Video, 2007 год, № 11 // 16.10.2007 - foto-video.ru - эта статья основной источник для поста.
[6] Фотожурналист и время. Москва.- М., Планета. - 1975 г. - С. 19. Цитата по статье:
[7] Петр Оцуп. Творческое наследие. Елена Колоскова, Елена Лебедева, Российский государственный архив кинофотодокументов // Библиотека ФТАД
[8] Владимир Чачин. Ильич читает "Правду" // "Правда" №42 (29672) 22-25 апреля 2011 года

спасибо


Комментарии   

# sasha242 2016-08-22 14:07
Теперь Я понял с кого рисовали старуху Шапокляк.
С мерзкой Клары Цеткен.

+1 # Doc Walther 2016-08-22 22:40
Ну по физиономии скорее всего с Людмилы Алексеевой.

# Артемий 2018-07-07 18:33
Цитирую Doc Walther:
Ну по физиономии скорее всего с Людмилы Алексеевой.


Та блэт божешмой! не трогайте мультики, в них ещё детям верить.Кстати бабушка там самый вменяемы персонаж. Ну подумаешь профдеформазия у сотрудника на пенсии, не бухает, из окон не стреляет. Вот про дедушку такого кино есть прикольное. (100 лнтний старик который..ну вы поняли..) Вообщем говоря языком союзмультфильма , Целкин это такая манда до которой Алексеевой с шапокляк ещё расти и расти , ооочень далеко! Кстати старушка-единст венный пэрсонаж имени которого не знает ни кто ни лев Чандр, ни Татошка, К тому же с о специальными навыками.
# Yurjik 2018-07-07 12:06
Женщины обучаются стрельбе из винтовки. Не немецкая ли это винтовка M 98k?
# Артемий 2018-07-07 18:25
Вот так и хочется написать-"Нет бл,ин, Арисака!"
# nohelper2 2018-07-07 19:20
# Артемий 2018-07-07 18:40

Гаси его Висарионыч в табло сразу с правой!
# nohelper2 2018-07-07 19:39
Яков Юровский тоже был фотограф.

Комментарии могут оставлять, только зарегистрированные пользователи.