fly

Войти Регистрация

Вход в аккаунт

Логин *
Пароль *
Запомнить меня

Создайте аккаунт

Пля, отмеченные звёздочкой (*) являются обязательными.
Имя *
Логин *
Пароль *
повторите пароль *
E-mail *
Повторите e-mail *
Captcha *
Апрель 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 1 2 3 4 5
1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Рейтинг 5.00 (8 Голосов)

Очерк о жизни великого русского химика, доктора химических наук, профессора, генерал-лейтенанта Русской императорской армии, академика АН СССР, члена Национальной академии наук США - Владимира Николаевича Ипатьева.

Это произошло 75 лет назад. (Из воспоминаний А.А. Громыко, в 1944 году – посла СССР в США)

«В кабинет вошел человек выше среднего роста, плотный, довольно подвижный для своего возраста, а на вид ему было по крайней мере лет семьдесят пять. Он начал, что говорится, с места в карьер:
- Вы обо мне слышали. Моя фамилия Ипатьев. Я пришел с повинной… Я совершил в жизни крупную ошибку, покинув Советский Союз. Черт меня попутал!».

Владимир Николаевич Ипатьев родился 9 ноября 1867 года в Москве. В 1887 году окончил Михайловское артиллерийское училище, в 1892 году - Михайловскую артиллерийскую академию. Затем работал под руководством профессора А. Е. Фаворского в Санкт-Петербурге, а также за границей.
Одновременно он совмещает свои исследования с преподаванием и работой в Артиллерийской Академии. В декабре 1910 года произведен в генерал-майоры. В феврале 1915 года возглавил Комиссию по заготовке взрывчатых веществ при Артиллерийском управлении. С этого момента Ипатьев занимается организацией химического производства для нужд армии, в том числе коксохимической отрасли, производства серной, азотной кислот, фосгена и проч.

После Октябрьской революции В.Н. Ипатьев не покинул Россию, а по предложению нового правительства собрал созданный еще во время войны химический комитет и начал работу по восстановлению и развитию советской химической промышленности. В начале 20-х годов был назначен членом вновь учрежденной Плановой Комиссии, задачей которой была планировка всей государственной промышленности (ГосПлан). Позднее ученый стал членом Президиума ВСНХ и председателем Главхима.

«Таким образом я становился фактическим членом советского правительства, — несмотря на то, что я был беспартийным, никогда не занимался политикой и в то же время не разделял догматов единственной в то время политической партии (коммунистической), которая должна была направлять всю жизнь страны по тому руслу, которое более всего оправдывалось с марксистской точки зрения. Но вступая в то время на такую административную работу, я твердо верил (я не отказываюсь и теперь от этого), что, будучи большим патриотом своей родины, я сумею принести пользу на том поприще, где требуются мои знания и опыт, а не мои политические убеждения». (Из воспоминаний В.Н. Ипатьева)

На новом посту В.Н. Ипатьев не раз встречался с высшим советским руководством в том числе В.И. Лениным. Вот как сам ученый описывал эту встречу.

«Когда я увидел Ленина, то я не мог признать в нем ту личность, которую рисовал себе по его многообразным фотографическим снимкам. Портреты Ленина изображали скорее величественную фигуру с темными волосами, обладающую настойчивым и выдержанным характером. На самом деле к нам вышел небольшого роста человек, со светло-рыжеватой шевелюрой и небольшой бородкой; его немного раскосые глаза и выдававшиеся скулы несколько напоминали татарский тип, но по его простым манерам и по всему обращению нельзя было не признать в нем обычного русского интеллигента. Живость его глаз и речи производили впечатление, что перед вами умный человек, несомненно наделенный недюжинными способностями, не лишенный проницательности и хитрости. Наше свидание продолжалось около 40—50 минут, и это первое знакомство с Лениным вселило в меня какую-то уверенность, что при дальнейших с ним деловых разговорах, я буду в состоянии без всякой опаски высказывать свои убеждения и взгляды…»

Ленин не раз консультировался с Ипатьевым по различным вопросам, касающимся химической промышленности. Последняя встреча должна была состояться в 1923 году, когда «он (Ленин) выразил желание, чтобы я совершенно запросто навестил его вечерком и за чашкой чая рассказал ему мои мысли и заграничные впечатления»

В двадцатые годы В.Н. Ипатьев руководил восстановлением химической промышленности СССР, занимался организацией советской химической науки, под его руководством был создан ряд институтов, в том числе Институт прикладной химии, Радиевый институт и другие.
В 1930 году ученый с женой выехал на лечение в Германию, а в 1935 году принял решение не возвращаться. В 1936 году исключен из состава Академии наук СССР.

Из Германии эмигрировал в США, где возглавил одну из исследовательских лабораторий компании UOP. В 1936 году под руководством В.Н. Ипатьева запущена первая в мире промышленная проточная установка каталитического крекинга нефтяных фракций для получения топлива. К началу 40-х годов в составе различных НПЗ функционировало порядка сотни подобных установок. В.Н. Ипатьев продолжал руководить исследовательской лабораторией в Чикаго, в 1939 году стал членом Национальной академии наук США. А в 1944 году ученый пришел на прием к советскому послу.

«— Прошу понять: я пришел не для того, чтобы жаловаться на свое материальное положение. Мне не приходится жаловаться на условия моей работы здесь, в Штатах. Мне дали лабораторию, она находится в Чикаго, и я вполне успешно ею руковожу. Все, что в ней делается под моим руководством, высоко ценится и в научном мире, и в кругах администрации. Мы работаем над получением высокооктанового бензина, который идет на нужды прежде всего военной авиации. Точнее говоря, речь идет о научно-исследовательской деятельности, которая связана с производством этого вида горючего. Но меня не перестают мучить угрызения совести: как же так, я, ученый, из страны, которая дала мне все — образование, ученую степень, положение в науке, я же из Советского Союза, а результаты моего труда присваиваются другой, чужой мне страной, хотя она и является сейчас союзницей СССР в войне.

Он смотрел на меня испытующе, словно проверял, верю ли я в то, о чем он говорит. Помолчал и добавил: — Я хочу работать на родине и больше не желаю оставаться в США.

Вдруг он заплакал, повторяя все то же самое, не стесняясь своих слез. Стало видно, что он испытывает огромное волнение. Вытирая слезы, он повторил:
— Вы не знаете, что такое быть оторванным от родной земли… от родной земли… Я же ничего перед собой не вижу, кроме тупика… Если бы вы представляли себе, как я раскаиваюсь… в том, что совершил…

Не скрою, встреча с Ипатьевым произвела на меня впечатление. Смотрел я на него и думал, с какой же легкостью иногда «черт» путает людей. И травмы у них от этого остаются на всю жизнь… Иногда травма оборачивается даже роковым исходом…».(Из воспоминаний А.А. Громыко)

Просьба ученого о возвращении в СССР не была удовлетворена. В 1945 году В.Н. Ипатьев опубликовал книгу воспоминаний «Жизнь одного химика». Ученый скончался 29 ноября 1952 года. На могильной плите В.Н. Ипатьева выбиты слова: «Русский гений Владимир Николаевич Ипатьев. Изобретатель октанового бензина».

соц. сети.


Комментарии   

+1 # Алексей 2019-08-24 20:43
А зря ведь просьбу не удовлетворили мог бы и пользу еще принести.
# High-Jack 2019-08-26 07:51
Наверное какая то "умная голова" из партийных решила, что в таком возрасте он уже ничего дельного не создаст, а то и "нарочно по указке ЦРУ поведет советскую науку по ложному пути"... :D

Комментарии могут оставлять, только зарегистрированные пользователи.