fly

Войти Регистрация

Вход в аккаунт

Логин *
Пароль *
Запомнить меня

Создайте аккаунт

Пля, отмеченные звёздочкой (*) являются обязательными.
Имя *
Логин *
Пароль *
повторите пароль *
E-mail *
Повторите e-mail *
Captcha *
1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Рейтинг 4.90 (5 Голосов)

Он всегда был чужд официоза и никогда не умел ходить в ногу и колебаться с текущей «генеральной линией» — наверно, именно поэтому его фильмы, ставшие классикой кинематографа, одинаково любимы и старшим поколением зрителей, и теми, кто только сейчас знакомится с магией «Я шагаю по Москве», «Мимино», «Осеннего марафона» и «Кин-дза-дза!».

К удивлению самого режиссера, многие видели в его работах едва ли не вызов существовавшим порядкам. «Когда я показывал фильм “Афоня” в Америке, то на пресс-конференции после просмотра меня спросили, собираюсь ли я возвращаться в СССР. Я сказал, что да. “Не стоит — вас там непременно посадят. Вы сняли антисоветский фильм”. Возвращался я с опаской. А дома узнал, что “Афоне” дали высшую категорию. (Максимальная денежная выплата постановочных.) Потом была ретроспектива моих фильмов на фестивале в Сан-Ремо. После “Афони” на сцену вылез какой-то тип, сказал, что в первый раз видит живого диссидента, и стал жать мне руку. А зал дружно аплодировал. Вернулся из Сан-Ремо — “Афоню” выдвинули на Государственную премию...» — вспоминал с почти детским удивлением Данелия в своей книге «Безбилетный пассажир». И резюмировал там же, с совершенно уже недетской серьезностью: «Я благодарен [советской] власти за то, что она дала мне возможность заниматься любимым делом. Правда, я не снял всё, что хотел. Но снял только то, что хотел! Ну, а замечания? Неприятно, конечно, иногда до сердечного приступа. Но тогда кино финансировало государство. А кто угощает барышню, тот с ней и танцует».

Увы, новые правила игры, действовавшие в нашем кино совсем недавно, оказались куда злее и непримиримее к привыкшему свободно дышать художнику, чем даже советские. Наверно, именно поэтому после 1991-го Данелия снял всего четыре фильма, один из которых — анимационный ремейк его культового «Кин-дза-дза!». Впрочем, он вообще не спешил — в отличие от своих всегда куда-то бегущих, вечно ищущих чего-то персонажей (даже если внешне они пребывают в бесконечном «дне сурка», как Афоня или Бузыкин из «Осеннего марафона»).

Сам факт, что фразы из фильмов Данелии давно уже разлетелись на афоризмы — а некоторые обороты так и вовсе стали неотъемлемыми элементами разговорной речи, употребляя которые мы и не вспоминаем, откуда взялись «пепелац» (кстати, дериватив от грузинского слова «пепела», бабочка) и «кушать не могу!». И не вина Георгия Николаевича, что получилось не так, как должно было быть в мире добродушного и благородного Мимино, неунывающего Рубика Хачикяна и недоступной Ларисы Ивановны.

«Когда я снимаю фильм, я живу двумя жизнями. И одна моя жизнь там. Герои для меня живые», — сказал когда-то Данелия в беседе с «Известиями». Сегодня оборвались обе эти жизни. «Четыре четверти пути», как пел Высоцкий, пройдены. Но мы будем постоянно оглядываться на эту дорогу, и сверять себя по комичным, трагичным, но, что важнее всего, исполненных жизни героям великого режиссера.

источник


Комментарии   

# Vladimir Kroupnik 2019-04-06 05:50
Спасибо за заметку.

Я бы вспомнил фильм ПУТЬ К ПРИЧАЛУ, как едва ли не лучший фильм Данелии.

Исключительно достоверный, с потрясающей актерской игрой даже в мелких эпизодах. Просто КИНО, безо всякой политики...
# Quatro 2019-04-16 09:19
Думаю, если бы мастер не снял конкретно пропагандистски й и рекламный "Я шагаю по Москве», далее он бы не выдвинулся. "Афоня" - мрачно, по -советски брутально и безысходно, но правдиво, часто пересматриваю. "киндза-дза" по мне так бред без особого притянутого за уши смысла, полностью ни разу не видел (ну не нравится мне, когда люди придуриваются). Вечная Память Автору...

Комментарии могут оставлять, только зарегистрированные пользователи.