fly

Войти Регистрация

Вход в аккаунт

Логин *
Пароль *
Запомнить меня

Создайте аккаунт

Пля, отмеченные звёздочкой (*) являются обязательными.
Имя *
Логин *
Пароль *
повторите пароль *
E-mail *
Повторите e-mail *
Captcha *
Март 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
26 27 28 29 1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31
1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Рейтинг 4.50 (6 Голосов)

Конструктор самолета U-2 Кларенс Джонсон и Г. Пауэрс на фоне U-2, снимок 1966 года.

Конструктор самолета U-2 Кларенс Джонсон и Г. Пауэрс на фоне U-2, снимок 1966 года.

В Женеве в 1955 году президент США Дуайт Эйзенхауэр на встрече с председателем Совета министров СССР Н. И. Булганиным предложил договориться о наблюдательных полетах над территорией США и СССР для предотвращения внезапной атаки. Первый секретарь СССР Н. С. Хрущёв отклонил это предложение. Концепция открытого неба была реализована только перед самым крахом СССР. До тех пор США проводили эту концепцию односторонне и тайно — с помощью самолётов-шпионов.

Для фотосъемки секретных объектов на территории СССР с помощью самолетов U-2, был создан «Отряд 10-10». Самолёты именно этого авиаотряда постоянно выполняли разведывательные полёты над территорией СССР из Турции, Ирана и Афганистана. Приоритетной задачей был сбор сведений о расположенных на территории СССР радиолокационных станциях и позициях ПВО.

Президент США Дуайт Эйзенхауэр изначально был против полётов U-2, опасаясь ухудшения отношений с СССР. Однако уже в июле 1956 года президент дал разрешение. 4 июля 1956 года был совершён первый полет над СССР на самолёте U-2. Он произвел полёт над Москвой, Ленинградом и Балтийским побережьем. Полёт прошёл удачно, самолёт не был обнаружен. Мощная фототехника, установленная на U-2, позволяла получать снимки хорошего качества. Полёты представляли собой глубокое вторжение в воздушное пространство СССР на высоте 19-21 км продолжительностью 2-4 часа. Они позволили получить невероятный объём разведывательной информации. Были отсняты важные оборонные объекты СССР. И, несмотря на опасения международного скандала, Эйзенхауэр не смог устоять перед соблазном получать разведывательные данные такого качества. U-2 выполняли полёты на высотах, недостижимых для истребителей того времени. Также считалось, что советские ракеты не могут достигать такой высоты.

Факт вторжения самолётов США в воздушное пространство СССР был зафиксирован советскими средствами ПВО. В ноте от 10 июля 1956 года правительство СССР охарактеризовало действия США как «преднамеренное действие определённых кругов США, рассчитанное на обострение отношений между Советским Союзом и Соединёнными Штатами Америки», и потребовало прекратить разведывательные полёты.

Однако в январе 1957 года полеты U-2 над СССР возобновились. Самолёты начали вторгаться глубже на территорию СССР. До полета Пауэрса в 1960 году самолёты U-2 вторгались в воздушное пространство СССР не менее 20 раз.

Предполагается, что в ходе своего визита в США 10 июля 1957 года премьер-министр Пакистана Хусейн Сухраварди уведомил Эйзенхауэра о разрешении на создание в его стране секретного разведывательного подразделения. Также пакистанская сторона одобрила использование ЦРУ аэропорта Пешавар для совершения полётов U-2 над Советским Союзом.

9 апреля 1960 года самолёт U-2 под управлением Боба Эриксона совершил пролёт над советской территорией, засняв множество сверхсекретных военных объектов. По тревоге были подняты значительные средства ПВО, однако межведомственная неразбериха и неготовность к проведению таких операций не позволили атаковать самолёт-нарушитель.

План полёта U-2 в ходе операции «Grand Slam» 1 мая 1960 года

План полёта U-2 в ходе операции «Grand Slam» 1 мая 1960 года

В рамках операции под кодовым названием Grand Slam в конце апреля 1960 года планировался полёт U-2 над советской территорией по маршруту Сталинабад-Аральское море-Челябинск-Свердловск-Киров-Архангельск-Северодвинск-Кандалакша-Мурманск. 29 апреля экипаж узнал, что вылет откладывается на один день. Однако 30 апреля вылет опять задержали на один день в связи с пасмурной погодой над советской территорией.

Наконец 1 мая погода над советской территорией улучшилась, в связи с чем ранним утром пилотируемый Пауэрсом U-2C с заводским номером 360 вылетел из Пешавара. Для самого лётчика это был уже 28-й полёт на самолётах U-2. В 05:35 МСК самолёт-разведчик пересёк границу воздушного пространства Советского Союза, находясь при этом на высоте 18-21 км и летя со скоростью 720-780 км/ч. Сделав снимки, лётчик также совершил пролёт Магнитогорска и Челябинска. Следующим пунктом маршрута был город Челябинск-40, где находится завод «Маяк», занимавшийся тогда производством оружейного плутония. «Маяк» и стал последним объектом, над которым пролетел Пауэрс.

Повышенная боеготовность сил ПВО привела к почти немедленному обнаружению самолёта Пауэрса, однако перехватить его самолётами-перехватчиками и высотными истребителями не удалось из-за большой высоты полёта U-2.

Попытки перехватить Пауэрса продолжались несколько часов. На его перехват были подняты два высотных перехватчика. Однако выполнить перехват не получилось.

Военные атташе иностранных государств на выставке останков сбитого самолёта в ЦПКиО в мае 1960.

Военные атташе иностранных государств на выставке останков сбитого самолёта в ЦПКиО в мае 1960.

Огонь по Пауэрсу вёл дивизион в неполном составе, так как был праздник и шпиона «не ждали». По его самолёту было выпущено семь ракет. В цель попала первая ракета, в результате самолёт развалился. В 08:53 МСК при пролёте близ села Косулино U-2 был сбит ракетой ЗРК С-75. Позиция комплекса была определена ЦРУ в ходе визита в Свердловск вице-президента США Ричарда Никсона, однако специалисты-разведчики посчитали, что его диапазон высот не превышает 18 км.

Взорвавшись позади самолёта, ракета вызвала ударную волну приведшую к перевороту и поломке крыльев, после чего U-2 начал падать. Пауэрса зажало между приборной панелью и сиденьем, поэтому он не мог воспользоваться катапультой, не повредив ноги. Самостоятельно выбираясь из самолёта, он забыл отсоединить шланг кислородной маски и едва не погиб. На высоте 10 км Пауэрс открыл фонарь кабины, а на высоте около 5 км выпрыгнул с парашютом. Самолёт рухнул близ деревни Поварня. Сам лётчик приземлился на поле у Косулино, где и был задержан местными жителями. При задержании Пауэрс не сопротивлялся.

В 4-м дивизионе 57-й бригады, за цель приняли пару самолётов МиГ-19, вылетевших на перехват U-2, пилотировавшихся капитаном Борисом Айвазяном и старшим лейтенантом Сергеем Сафроновым. Одной из ракет самолёт Сергея Сафронова был сбит, лётчик погиб, хотя и катапультировался. Борис Айвазян сманеврировал, две ракеты прошли мимо. Сафронов был посмертно награждён орденом Красного Знамени.

В заявлении Госдепартамента США заявлялось, что самолет типа «Локхид У-2» 1 мая производил исследование погоды, брал пробы воздуха в верхних слоях атмосферы в районе советско-турецкой границы и из-за неисправности кислородного питания пилота сбился с курса. Госдеп также утверждал, что из-за этой неисправности пилот потерял сознание, после чего неуправляемый самолёт залетел на территорию СССР.

16 мая 1960 года накануне встречи Хрущёва и Эйзенхауэра в Париже американские вооруженные силы были приведены в повышенную боевую готовность.

Фрэнсис Пауэрс был задержан в СССР и предстал перед судом. Судебные слушания проходили 17-19 августа 1960 года в Колонном зале Дома Союзов.

Гэри Пауэрс - заключенный в СССР.

Гэри Пауэрс - заключенный в СССР.

Обвинительное заключение квалифицировало действия Пауэрса по Статье 2 Закона СССР «Об уголовной ответственности за государственные преступления», предусматривавшей смертную казнь. Генеральный прокурор СССР Роман Руденко запросил суд приговорить Пауэрса к пятнадцати годам лишения свободы.

Пауэрс сотрудничал со следствием и подробно отвечал на задаваемые ему вопросы. В последнем слове Пауэрс заявил:
«Я обращаюсь к суду с просьбой судить меня не как врага, а как человека, который не является личным врагом русских людей, человека, который никогда ещё не представал перед судом ни по каким обвинениям и который глубоко осознал свою вину, сожалеет о ней и глубоко раскаивается»

Суд приговорил Пауэрса к лишению свободы на десять лет, с отбыванием первых трёх лет в тюрьме. Приговор был окончательным и обжалованию не подлежал.

После возвращения в США Пауэрс был обвинён в нарушении служебных инструкций, однако позже с него сняли все обвинения. Пауэрс продолжил работу в военной авиации. В период с 1963 по 1970 год Пауэрс работал в Lockheed лётчиком-испытателем.

via


Комментарии могут оставлять, только зарегистрированные пользователи.