«Разговор о еврейском засилье в вузах — любимый конёк агитации белогвардейского студенчества». «Антисемитизм у артистов переходит всяческие границы». Поэты из «Ордена русских фашистов» требуют переселить всех евреев в Палестину». Так в 1926 году описывал ОГПУ проявления антисемитизма в среде русской интеллигенции. Только в одной Москве в 1927/28 годах за антисемитизм было осуждёно 59 человек.
Информационная справка ОГПУ об антисемитизме приведена в книге «Монархия погибла, а антисемитизм остался». Документы Информационного отдела ОГПУ 1920-х. Неизвестная Россия. XX век. Книга 3″. 1993 год.
«Начальник Отдела информации и ПК ОГПУ Прокофьев, начальник 2-го отделения Наймон. Об антисемитских настроениях среди интеллигенции. 2 июля 1926 года.
Среди антисоветского студенчества последних курсов антисемитские настроения выявляются гораздо легче, нежели на первых, прошедших через большие фильтры и в большинстве более советски настроенных.
Студентов евреев сторонятся, и отношение в большинстве скрыто враждебное. Разговор об еврейском засилье в вузах — любимый конёк агитации белогвардейского студенчества.
В вузах в последнее время определенно распространяются слухи, что при ВЦИКе создана особая комиссия по борьбе с еврейским засильем и что «при ВЦИКе тоже не любят евреев».
Характерно, что при всяких разговорах о чём-либо (отличия, заслуги, стипендии и другие мелочи вузовского быта) первый вопрос задается о лице, о котором идёт речь, а что он, еврей или русский. Агитация в вузах имеет свои формы — большинство стен исписаны антисемитскими лозунгами, и кроме того, были попытки распространения листовок в 2-3 экз. путём вывешивания в вузе с рядом антисемитских выпадов, основным из которых и злободневным является: «процентную норму для евреев заменили на процентную норму для русских».
Злободневность его усиливается распространением слухов о процентном отношении евреев к русским студентам, обыкновенно называют цифру от 70 до 80%.
Если принять во внимание, что в вузах учится около 48% студентов евреев, то частью становится понятен успех антисемитских агитаций среди антисоветского студенчества. Среди отдельных наиболее антисоветских групп студенчества иногда проскальзывает тенденция практической постановки вопроса борьбы с еврейским засильем в вузах путём террора, бойкота и т.д.
Тенденции эти в большинстве случаев так и оставались неоформленными. Выливались они иногда в форму простого мордобития, когда студента еврея избивали только за то, что он еврей.
Среди профессуры антисемитское настроение особенно характерно в старой её части, но дальше вскользь пущенной шпильки и систематических попыток проваливания студентов-евреев на зачётах, дело не идет.
Среди молодёжи, вышедшей из мещанской среды, антисемитизм настолько укрепился, что захватил даже и детей. В некоторых школах 2-й ступени в Москве, центрального района, были зарегистрированы среди учащихся детей антисоветской интеллигенции и торговцев частные случаи антисоветских выходок. Бывшие русские скауты и группирующаяся вокруг них антисоветская молодежь (Москва, Западный край, Украина) выдвигают лозунг «избавления от еврейского засилья».
Среди литераторов характерны антисемитские настроения отдельных групп, эти группы в смысле отношения к власти ведут себя лояльно, но на первом месте у них определённая цель, своего рода миссия «сохранить национальное лицо России», которому грозит опасность расплыться в многоликом сборище национальностей.
Эта группа к пролетарскому строительству относится благожелательно, против еврейского народа тоже ничего не имеет, если он будет держаться в стороне.
Антисемитизм этой группы выражается в игнорировании и изолировании евреев — литераторов и журналистов от «великой миссии» интеллигентов-литераторов — «сохранения национального лица России».
Другие группы профессионально-литературные носят чисто кастовый характер и считают еврейских писателей и журналистов «чуждым элементом». Это своего рода кастовый антисемитизм, проходящий под лозунгом: «зачем евреи лезут?» Антисемитизм этого рода не носит общественного явления, это ряд отдельных фактов, незначительных по числу охватываемых лиц из среды литераторов и журналистов.
Наиболее серьёзной, по существу политической, организацией антисемитского толка, состоявшей из литераторов, является ликвидированный «Орден русских фашистов». В конце 1923 года 4 поэта, имена коих хорошо известны в литературных кругах: Есенин, Орешин, Клычков и Ганин, устроили «инцидент в пивной». На первый взгляд этот незначительный случай, пожалуй, не привлекает к себе особого внимания. Шёл пивной разговор антисемитского характера, который можно слышать не только в пивной, но почти в каждом другом общественном месте, но с другой стороны, прошлый инцидент чрезвычайно любопытен, показателен и важен.
Все четверо, как отмечено выше, были хорошо известны литературному миру СССР. Они сотрудничали в коммунистической и советской печати. Имели свои литературные труды, издаваемые Госиздатом и другими крупными издательствами. Таким образом, антисемитское настроение этих 4-х лиц — это настроение всей интеллигенции.
Почему инцидент в пивной стал для нас показательным и важным? На этот вопрос можно ответить краткой характеристикой дела «Ордена русских фашистов».
«Орден русских фашистов» — вполне оформившаяся контрреволюционная террористическая организация, ликвидированная нами в октябре прошлого года. Организация была создана группой литераторов, причём одним из главных организаторов являлся именно Ганин — сопроцессник по делу 4-х поэтов. Организация имела программу, в которой определялись её стремления.
Между прочим, один из пунктов программы в конечной цели «Ордена русских фашистов» гласит: «Переселение евреев на свою родину в Палестину». В документах, отправляемых организацией в белогвардейские круги за границей, определенно явствует, что руководители организации признавали, что государственная власть в России находится только в руках евреев.
Сама организация «Орден русских фашистов» объединила вокруг себя самых заядлых антисемитов и почти на 100% состояла из числа последних.
Из числа организаций белогвардейской интеллигенции следует отметить одну из них, как наиболее для неё характерную. В начале этого года нами ликвидирована группировка бывших воспитанников 1-го Московского кадетского корпуса, которые пытались образовать контрреволюционную организацию. Почти все 12 обвиняемых, проходивших по данному делу, сами заявляют, что они видят засилье евреев и признают, что государственная власть находится в руках последних. С целью борьбы с еврейским засильем они и пытались создать организацию.
Последние два факта говорят за то, что антисемитское настроение не только широко прививается другим, но и выливается в определённую форму контрреволюционных организаций и группировок.
Антисемитизм в театральной среде развит чрезвычайно сильно. Пожалуй, ни в какой другой сфере интеллигенции нельзя встретить того, что на каждом шагу приходится видеть в театральном мире.
Слово «еврей» склоняется за кулисами артистами во всех падежах и формах, особенно ярко это вырисовывается в Большом театре, где выражение «евреи у власти», «с удовольствием пойду бить евреев» и т.п. явление настолько обыденное, что подобные выражения не стесняются произносить в присутствии массы.
Нередко антисемитизм у артистов переходит всяческие границы. Как пример, можно указать на бывшего режиссера театра Корша — Карпова, который, будучи арестованным, при допросе в своих показаниях заявил: «Я убежденнейший антисемит», добавив к этому, что Зиновьева и Каменева он не считает за государственных людей, ибо может их, как евреев, «купить за рубль». Наряду с этим зафиксировано несколько случаев распространения среди артистов антисемитской литературы, в частности книги Нилуса «Протоколы заседания сионских мудрецов». Распространение этой книги имело место также и в Большом театре».
При выработке Уголовного Кодекса 1922 года слово «антисемитизм» не фигурировало в соответствующих статьях, но он подразумевался в формулировке «агитация и пропаганда, заключающаяся в возбуждении национальной вражды и розни» (фактически это – аналог нынешней 282-й статьи УК РФ). В качестве кары Кодекс предусматривал «лишение свободы на срок не ниже одного года со строгой изоляцией»; за то же преступление при особо отягчающих обстоятельствах во время войны кара могла быть повышена вплоть до расстрела (ст. 83 УК от 1922 года).
Советская власть планомерно выкорчёвывала антисемитизм. В статье И.Зильбермана «Суд в борьбе с антисемитизмом», («Еженедельник Советской Юстиции», журнал Наркомюста, 1929 год, №4) приводилась практика дел об антисемитизме в Москве и Московской губернии в 1927/28 году Вот статистика по таким случаям:
«За указанный период мы имеем 38 дел об антисемитизме. Из этого количества в уездах только 4 дела, все остальные по городу Москве.
В 34 случаях (из 38) судебные дела возникали по заявлению потерпевшей стороны. В 35% дело не ограничивалось одними словесными оскорблениями а, как правило, сопутствовавшей им контрреволюционной погромной агитацией. Здесь мы имеем злостное хулиганство, с особо издевательским отношением к объекту антисемитских нападений. Сюда мы относим избиения в квартирах, открытые нападения на улице на проходящих евреев и нанесение им побоев, различные издевательства, систематическую травлю и выживание из квартир.
Вот примеры. Некто Крамской, ломовой извозчик, судившийся за хулиганство и неоднократно подвергавшийся административным взысканиям, систематически оскорблял проживающего с ним в одной квартире еврея-инвалида. Не довольствуясь этим, он ворвался однажды в комнату своего соседа и учинил форменный погром, изрубив топором всю мебель. Суд осудил его по 2 ч.2 74 ст. УК и приговорил к шести месяцам лишения свободы с последующей высылкой.
Шакалинис — учительница, бывшая домовладелица, вместе с сыном, членом комсомола, занялись систематической травлей евреев, проживавших в одной с ними квартире. Суд приговорил их к штрафу.
Корнеичев, шофёр, набросился на проходившего по улице в центре Москвы врача и избил его, сопровождая свои действия погромной агитацией (полтора месяца лишения свободы).
Покровский, рабочий, систематически оскорблял другого рабочего-еврея, стоявшего за станком в непосредственной близости от него. Эта травля с угрозами избить продолжалась длительное время, пока затравленный рабочий не обратился в суд, который приговорил Покровского к одному месяцу принудительных работ.
Итоговые цифры по карательной политике по этим делам таковы: к штрафу приговорены 30 человек (из 70), к принудительным работам — 12, к лишению свободы — 14, к общественному порицанию — 3, оправдано — 10».
p.s.
На фото: еврейский дом в Житомире после погрома, апрель 1905 года
В начале 1900-х годов по России прокатилась волна еврейских погромов. Одним из самых крупных был Кишиневский погром 1903 года, когда погибло более 50 человек. Его спровоцировали слухи о ритуальных убийствах христианских детей.
В 1905 году черносотенное движение стало более организованным, реагируя на начавшуюся революцию. Участились и еврейские погромы. В апреле 1905 года был погром в Житомире, где прошел слух, что евреи издеваются над портретами царя. Пик пришелся на осень. Только с 17 октября по 1 ноября 1905 года погромы произошли в 358 городах. Пострадали тысячи человек.
Погромы происходили с молчаливого одобрения властей. Иногда погрому предшествовал молебен, среди погромщиков часто встречались священники.
p.p.s.
Мужчину заставляют целовать бюст Ленина. Еврейский погром во Львове, июль 1941 года
вв
2024
Подробнее
Возврат
Подробнее
Возврат
Подробнее
БОИ ЗА БАСТОНЬ ГЛАЗАМИ НЕМЦЕВ
Подробнее
За что командир советской подлодки "Щ-408" получил орден Британской империи
Подробнее
За что командир советской подлодки "Щ-408" получил орден Британской империи
Подробнее
Германо-советский договор о дружбе и границе между СССР и Германией
Подробнее
Германо-советский договор о дружбе и границе между СССР и Германией
Подробнее
О пророчествах весны 1941-го.
Подробнее
Подборка
Подробнее