fly

Войти Регистрация

Вход в аккаунт

Логин *
Пароль *
Запомнить меня

Создайте аккаунт

Пля, отмеченные звёздочкой (*) являются обязательными.
Имя *
Логин *
Пароль *
повторите пароль *
E-mail *
Повторите e-mail *
Captcha *
Март 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
26 27 28 29 1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31
1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Рейтинг 4.75 (2 Голосов)

Летом 1945 года встал вопрос о том, каким образом Сталину отправляться на Потсдамскую конференцию держав-победительниц.

Как именно ему преодолеть расстояние в 1923 километра между Москвой и Берлином?

 

Было хорошо известно, что самолетами он летать не любил и поэтому, учитывая предпочтения вождя, стали готовить путешествие по железной дороге.

    Это была беспрецедентная по своей подготовке и проведению спецоперация сецслужб и спецвойск, и понятно почему, так как дорога и в самом деле была не близкой и к тому же весьма опасной.

   Особо учитывалось, что на территориях Западной Белоруссии и Украины летом 1945 г. продолжались активные боевые действия по уничтожению местных националистических отрядов, а в Польше к тому же ещё не была окончательно разгромлена так называемая Армия Крайова.

Таким образом, на довольно большом отрезке железнодорожного маршрута разношерстными бандформированиями то и дело обстреливались военные эшелоны Красной Армии, в результате можно было запросто погибнуть, находясь в вагоне поезда по возвращении с фронта домой.

   Поэтому общую ответственным за безопасность вождя, как и всегда в таких случаях, взял на себя Лаврентий Берия, именно ему руководством страны было поручено осуществить самую важную часть операции "Пальма", доставить в целости и сохранности в Потсдам генералиссимуса Сталина.                                                       

   В то, что написано в документах, относящихся к операции "Пальма", порой трудно поверить. Так, подготовка к поездке началось с железнодорожной колеи, как известно, эта самая колея на европейских железных дорогах была по ширине уже, чем на железке в СССР (якобы еще император Николай I повелел специально создавать отличные от европейцев дороги, чтобы на случай войны затруднить по ним переброску врага)

   Можно было, как это всегда делалось до и после войны, в пограничном Бресте переставить вагоны на евро колею, а пассажирам за это время предложить перекурить, однако взять на себя такую ответственность за возможные последствия (типа предложить вождю подождать, да и еще перекурить !) никто так и не решился.

   Поэтому высочайшее начальство решило пойти по простому, но надежному пути, весь железнодорожный путь от границы СССР до Потсдама, а это 828 километров был взят и силами железнодорожных войск "перешит" до советской ширины.

     Также поражают воображение и мероприятия по охране непосредственно самого спецпоезда Сталина.

   Так, вместо одного состава было сформировано сразу три. Основной поезд, в котором ехал Сталин, охраняло 90 офицеров. Причем помощники коменданта поезда майор госбезопасности Комов и старший лейтенант Петухов были обязаны неотлучно находиться на паровозе, осуществляя контроль за работой паровозных бригад (машинисты в которых тоже были офицерами госбезопасности).

   

  Поезд Сталина готовили, как подводную лодку к длительному плаванию, обеспечили его огромным запасом топлива и воды. Было предусмотрено все: продукты, проверенные в специальной лаборатории, шифровальщики, радиосвязь, вплоть до "козла отпущения" в качестве, которого в поезде Сталина ехал нарком путей сообщения генерал-лейтенант Ковалев.

   Впереди сталинского поезда шел контрольный состав с 40 оперативниками управления охраны, а сзади поезд с еще 70 бойцами войск НКВД. На каждую станцию по пути следования были переброшены дополнительные милицейские наряды (в распоряжении Берии подчеркивалось: брать только крепких мужчин) и назначены ответственными высокие чины ГБ.

   Только для одной охраны путей было выделено 17 140 бойцов НКВД, так что на километр дороги от Москвы до Бреста приходилось 4-6 солдат.

   А на территории Польши и Германии -- по одному на каждые 100-125 метров.

   На каждые 3-5 километров пути, кроме того, приходилось по оперативнику, который отвечал за агентурно-оперативные мероприятия в пятикилометровой зоне дороги.

   В дополнение к этому на самых "засоренных враждебным элементом" участках курсировали бронепоезда, а  Управление комиссара госбезопасности 3-го ранга Павла Судоплатова, больше известное как "ведомство смерти", отвечало за "очистку от враждебного элемента" сорокакилометровой зоны вдоль железной дороги и района проведения конференции.

     

     По словам одного из бывших работников госбезопасности, Судоплатов и его люди с этой задачей успешно справились, это были настоящие волкодавы, асы агентурной работы, прошедшие до этого всю войну, сотни километров по вражеским тылам.        

       Встречаются различные описания того, как отправлялся сталинский спецпоезд, так например, машинисты Виктор Лион и Николай Кудрявкин вспоминали, что поезд отходил от «одной из московских станций».

     В журнале «ФСБ: За и Против» сказано: поезд выехал 15 июля 1945 года с Белорусского вокзала. У других авторов пунктом отправления называется подмосковная станция Кубинка, а датой - 14 июля.

   Больших скоростей даже спецпоезд развивать не мог, поскольку железнодорожные пути, которые ремонтировали в военное время, в первые послевоенные месяцы находились не в самом лучшем состоянии.

   Время от времени поезд делал небольшие остановки, во время которых Сталин совершал прогулки. Поэтому сталинский броневик прибыл в Минск почти через сутки, остановившись по пути в Смоленске, Орше и Борисове.

   На подъезде к Барановичам кто-то из состава делегации обратил внимание «вождя народов» на то, что в окна не летят ни дым, ни угольная пыль, что было обычным явлением при путешествии на паровозной тяге.

И тут нарком путей сообщения Ковалев доложил Сталину о том, что поезд тянет тепловоз, данное тягло оказалось к тому же еще и не отечественным, а импортным, американским тепловозом, почему выбрали именно «американца»?

   

    В середине девяностых годов машинисты сталинского поезда Виктор Лион и Николай Кудрявкин, которые руководили сменными локомотивными бригадами, рассказывали ведомственному журналу "Локомотив", что они "забраковали" перед этим два отечественных паровоза типа Су ("Сормовский усиленный"). Вообще-то этот паровоз считался одним из лучших в мире и выпускался с 1924 по 1951 год. Его мощность достигала 1525 лошадиных сил, а конструкционная скорость была до 115 километров в час.

   Конечно, такую скорость развить по только-только восстановленным железным дорогам СССР было невозможно. А на скорости 45 - 50 километров в час паровоз, как показал пробный рейс, на затяжном подъеме, не доезжая Можайска, "не вытянул" тяжелый состав. В результате было принято решение использовать менее мощный (1000 л. с.) и менее скоростной американский тепловоз. Его у нас обычно именовали ДА (дизельный фирмы АЛКО), а конкретная модификация "сталинского" была ДА 20-27. Отечественных тепловозов в те времена не было - их производство в 30-х годах у нас посчитали неперспективным. А американцы в первой половине 1945 года поставили нам в рамках ленд-лиза и по контрактам 68 локомотивов типа ДА.

   На одной из ближайших станций, как вспоминали ветераны-железнодорожники, Сталин подошел к локомотиву и поднялся в кабину. Виктор Лион вспоминал: «Доедем мы на этой машине до Берлина?» - спросил он у Кудрявкина. «Не только до Берлина, - ответил Николай Иванович, - но и обратно в Москву вернемся, товарищ Сталин».

   По возвращении в свой вагон, Верховный сказал, что тепловоз - «хорошая машина», что ему понравилось то, что там чисто и в кабине даже постелены коврики. Результатом этого посещения американского локомотива стало возобновление производства тепловозов в СССР.

   

   В целом поездка прошла успешно, состав прибыл в Потсдам точно по графику НКВД, правда не обошелся без небольших приключений на обратном пути. Так перед наспех восстановленным мостом через Одер из поезда выпал помощник машиниста и пришлось экстренно тормозить.

А при возвращении в Москву по сигналу стрелочника машинисты остановили поезд так, что Сталин был вынужден месить грязь, идя к своей машине. Специальное расследование проведенное позднее оправдало действия машинистов, они действовали строго по инструкции, а винновым вероятно оказался стрелочник, причем настоящий, а не тот которого назначают.

   Но все это было сущими мелочами по сравнению с полученным результатом.

15 сентября 1945 года Берия представил наиболее отличившихся участников операции "Пальма" к наградам "за успешное выполнение специального задания правительства".  

   Всего был награжден 2851 человек, это с учетом всех ответственных как за передвижение поезда, так и всех тех, кто отвечал за обеспечение мероприятий непосредственно на месте, в Потсдаме.

   Часть участников "Пальмы" получила боевые ордена Суворова и Кутузова, что, видимо, было знаком того, что для Сталина успех на Потсдамской конференции был равнозначен блестящей военной победе.

   Ордена Ленина получили Круглов, Власик и советские коменданты резиденций руководителей союзных делегаций. Союзники тоже не остались в долгу. Замнаркома НКВД Круглов, который, кстати, обеспечивал и безопасность Ялтинской конференции, стал рыцарем ордена Британской империи и кавалером американского ордена "Легион достоинства".    

   Таким образом,    меньше чем за месяц удалось сделать, казалось бы, невозможное, было полностью восстановлено железнодорожное сообщение между Москвой и Берлином, чтобы по нему мог проследовать поезд “товарища Сталина”, причем при этом 828 километров колеи было “перешито” по советским стандартам, также были восстановлены или заново отстроены сотни железнодорожных мостов, тоннелей, виадуков, железнодорожных станций и других  объектов, темпы поистине ударные и это понятно, страна еще продолжала находиться в состоянии  войны, это сейчас каких то 18 км дороги могут строить по пол года, другие времена, другие люди.

спасибо


Комментарии   

+1 # woker 2017-03-01 19:07
А вот колею перешили ещё раньше,до взятия Берлина.И перешивали для того чтобы снабжать армию бесперебойно ...
+1 # Андрей 2017-03-01 20:24
Орден ''Легион Достоинства" не совсем верное название этой награды которой был награждён Круглов.
Начнём с того ,что в американской наградной системе нет такого понятия как орден.Есть медали,кресты и награды (почетные знаки)
Название этой награды ''AWARD OF LEGION OF MERIT" - что можно перевести "За множество заслуг" или более литературно "За большие заслуги"(Команд орской степени).
Самое интересное,что эта награда и британский орден "Бани'' у него практически до конца его жизни оставались единственными наградами,кроме юбилейных медалей советских орденов он был лишен(постаралс я ни к ночи будет помянутый Хрущев), в начале 70-х их ему потихому вернули,кроме Суворова 1-й степени,но в звании и партии не востановили. И по иронии судьбы погиб именно под колесами поезда в 1977 году

Комментарии могут оставлять, только зарегистрированные пользователи.