fly

Войти Регистрация

Вход в аккаунт

Логин *
Пароль *
Запомнить меня

Создайте аккаунт

Пля, отмеченные звёздочкой (*) являются обязательными.
Имя *
Логин *
Пароль *
повторите пароль *
E-mail *
Повторите e-mail *
Captcha *
Апрель 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 1 2 3 4 5
1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Рейтинг 5.00 (5 Голосов)

(Пётр Нестеров (слева) и его техник Нехлюдов у самолёта Moran G)

1913 года над Сырецким военным аэродромом в Киеве поручик Пётр Николаевич Нестеров выполнил новую авиационную фигуру – «мёртвую петлю», ставшую широко известной под именем первого исполнителя. В протоколе, подписанном командиром 3-й авиационной роты подполковником Боресковым и спортивным комиссаром штабс-капитаном Орловым, произошедшее описывалось так:

«…поручик Нестеров, поднявшись на ньюпоре на высоту 1000 метров, остановив мотор, начал планировать почти вертикально вниз. На высоте 600–800 метров от поверхности земли лётчик включил мотор, выровнял рулём глубины аэроплан, поставил его носом кверху, повернул на спину и, опять переведя в вертикальное положение носом вниз и замкнув таким образом кривую в вертикальной плоскости, выключил мотор и нормальным планирующим спуском аттерировал на стартовой площадке того же Сырецкого военного аэродрома. Весь поворот в вертикальной плоскости проведён без перегибов плавной кривой в течение 6–8 секунд».

Киевское общество воздухоплавания отметило Нестерова золотой медалью, а городское руководство наградило памятным золотым жетоном, с которым авиатор никогда не расставался.

В начале Первой мировой войны Пётр Николаевич в составе 11-го авиаотряда участвовал в боях за Львов. Всего он успел сделать 28 вылетов, собирая разведывательную информацию и осуществив одну из первых в русской авиации бомбардировок, используя для этой цели артиллерийские снаряды.

8 сентября, за один день до годового юбилея выполнения мёртвой петли, у города Жолква (ныне – Львовская область) Нестеров протаранил на самолёте Moran G австрийский тяжёлый аэроплан Albatros. И российский авиатор, и экипаж австрийского самолёта в результате столкновения и последовавшего падения погибли. Нестерову было 27 лет.


Эпизоды боев на Буйничском поле вошли в историю не только Великой Отечественной войны, но и советской литературы. Именно эти события описал Константин Симонов в своем романе "Живые и мертвые" (экранизирован в 60-е годы режиссером Столпером). В жаркие июльские дни подвиг пехотинцев 388-го стрелкового полка казался невероятным на фоне массового отступления войск Западного фронта, откатывавшихся под ударами танковых колонн панцерваффе. 12 июля 1941 года под Могилевом было доказано — противостоять танкам немцев можно. причем достаточно эффективно. Главное проявить выдержку и организовать бойцов, четко поставив боевые задачи. Как же разворачивались события в полосе обороны полка, который возглавлял Семён Фёдорович Кутепов?

В первых приграничных боях части РККА потерпели страшный разгром под Белостоком, под Минском. Это были котлы, в которых погибли кадровые части Белорусского военного округа, нацеливавшегося воевать на чужой территории. Не удалось задержать немцев на Березине, на Друти. Немцы пробились через боевые порядки 20-го механизированного корпуса и устремились к Могилеву, к Днепру. К 8-му июля танки Гудериана показались у Могилева, столкнувшись с обороной бойцов полковника Семёна Фёдоровича Кутепова (388-й пехотный полк, поддержанный артиллеристами полковника Мазалова (340-й артполк) и ополченцами из рабочих формирований могилевских предприятий).

К Днепру немцы рвались сразу с нескольких направлений — всего до восьми дивизий, танки и пехота. Атаки предварялись сильными налетами авиации. На Буйничском поле проходил передний край обороны, не дававший немцам подойти к Днепру. Здесь разгорелся жестокий танковый бой.

Части немецкой 3-й танковой дивизии вышли к полю в ночь на 11 июля, ударив из пулеметов и танковых пушек. Советские полковые пушки 45-мм молчали, не выдавая своих позиций. Били с дальних позиций только орудия 340-го лёгкого артполка. Немцы потеряли от этого обстрела несколько машин, но не остановили движения. В ходе дальнейшей атаки противник попал на минное поле, где замерли сразу семь танков. Гитлеровцам пришлось двигаться параллельно ж/д путям Могилёв – Гомель, где они были обстреляны батареей 76-мм пушек.

Преодолев пространство у станции, танки немцев сразились в районе противотанкового рва с артиллеристами батареи лейтенанта Возгрина, которая била по врагу прямой наводкой. Было уничтожено три единицы вражеской бронетехники. Бойцы забрасывали броню бутылками с зажигательной смесью. Отличился сержант Тарасевич, который зажег таким способом танк с перебитой гусеницей, а потом расстрелял весь экипаж из нагана.

Артогонь советских батарей отрезал пехоту от бронетехники, вынудил пехотинцев залечь у опушки леса. Теперь следовало уничтожить оставшиеся без поддержки пеших частей танки.

Героически дрались рабочие из отрядов ополчения. Труженики фабрики искусственного волокна на жалели жизни, бросали бутылки с "коктейлем Молотова", уничтожали выбиравшихся из башен немецких танкистов. По окопам лязгали гусеницы танков, строчили пулеметы, но люди не сдавались, отбивая от танков пехоту из винтовок и пулеметов.

Под руководством капитана Гаврюшина красноармейцы перешли в штыковую, отбросив немцев с поля сражения. Бой длился 14 часов. и за это время удалось полностью отбить все попытки немцев прорваться к Днепру. По отходившим гитлеровцам ударили 122-миллиметровые орудия, накрывая части противника в лесном массиве. Этим и завершился тот памятный танковый бой.

Настала пора сбора трофеев. На командный пункт полковника Кутепова бойцы стали пригонять захваченные мотоциклы и велосипеды, приносить груды немецких наградных крестов, автоматы и пулеметы. Штаб полка подвел итоги ожесточенного боя. Оказалось, что в этот день было сожжено 39 танков, 2 грузовика, три БТР, легковая машина, перебито до двух рот пехоты. Немцам не удалось эвакуировать танки с перебитыми гусеницами, все оставшиеся на поле боя машины были взорваны полковыми саперами Кутепова.

В эпицентре схватки оказались корреспонденты столичной газеты "Красная звезда" — фотограф Павел Трошкин и писатель Константин Симонов. Они и запечатлели панораму горящих немецких танков под Могилевом.

Судьба главного организатора этой одной из первых побед РККА полковника Кутепова сложилась трагически. Он прорывался с остатками своего 388-го стрелкового полка из окружения, был ранен. Потом был плен, попал Кутепов к немцам, потеряв сознание. Он бежал из лагеря, нашел партизан, воевал в тылу нацистов, пока не пал смертью храбрых в декабре 1941 года в белорусских лесах.


Мушкет – это длинноствольное ружье имеющее фитильный заряд. Он стал первым массовым огнестрельным оружием, предназначенным для пехоты. Первыми мушкет взяли на вооружение испанцы в конце 15 века. С положительной стороны новое ружье проявило себя в 1516 году. Тогда пули, выпущенные из испанских мушкетов, насквозь пробивали прочные доспехи французских солдат.

Мушкет состоял из длинного ствола и короткого приклада. В прикладе имелся вырез предназначенный для большого пальца. Располагался вырез в шейке. Весил мушкет почти семь килограммов. Ствол этого длинного оружия (180 сантиметров) ставился на специальную подставку, которая назвалась «фуршетом». Сильная отдача не позволяла прижимать приклад к плечу, поэтому ружье держали на весу, а для прицеливания прислонялись к нему щекой.

Заряжался мушкет с дульной части ствола из специальной зарядницы в виде деревянного футлярчика с отмеренной дозой пороха, которой хватало на один выстрел. Эти зарядницы стрелки подвешивали к плечевой портупее. Была еще малая пороховница называемая «натруской». Из нее мелкий порох засыпался на затравочную полку.

Из-за малой скорострельности мушкета солдатам приходилось выстраиваться в прямоугольное каре, состоявшее из 12 рядов. Первый ряд давал залп и уходил назад для перезарядки ружей. Его место занимал второй ряд. Дальность стрельбы равнялась 200 метрам. Мушкетеров обучали заряжать мушкет по командам. Появились даже книги со специальными рисунками с изображением отдельных позиций, которые требовалось принимать в момент зарядки ружья. В 17 веке мушкет потерял в весе почти два кило и обзавелся ружейной ложей прижимавшейся к плечу во время выстрела.

В России иностранные мушкеты появились в полках нового строя, а также у стрельцов в 50-х годах 17 века. В конце этого века Европа отказалась от мушкетов в пользу ружей с кремневым замком, которые назывались «фузеями». Существовали также мушкеты, предназначенные для охоты.

Крылатые гусары или Гусария — элитные подразделения тяжелой кавалерии армии Речи Посполитой начала XVI - середины XVIII века. Сначала были созданы как легкая конница, позже превратились в тяжелую кавалерию, специализировавшуюся на прорыве и вскрытие вражеской обороны.

Гусары появились в начале 16 века, сначала в виде легкой кавалерии. Они использовали пики, сабли, щиты - павизы, луки, доспехов не носили. На плечо накидывалась волчья шкура - прообраз ментика. Первоначально гусары применялись для разведки, охранения, мелких нападений на вражеский строй, поединков перед сражением (герцей), а в сражении - для поддержки польских рыцарей (копейников). Сначала гусарские хоругви (аналог эскадрона) формировались из сербов, позже стали набирать поляков, венгров, литовцев и русинов. Первые гусарские хоругви были сформированы в 1501 году.

В виде легкой конницы гусары существовали недолго. Вскоре возникла потребность в более дисциплинированной и эффективной коннице, чем своевольные рыцари. В итоге, гусария претерпела трансформацию - теперь бывшие легкоконники стали тяжелыми кавалеристами. Гусары получили тяжелые доспехи, состоявшие из кирас с наплечниками, набедренников и наручников, а также шлемов с наносниками. Такой доспех практически невозможно было пробить холодным оружием, разве что алебардой, да и огнестрельное оружие было малоэффективно - мушкетные пули пробивали гусарские латы лишь с близкого расстояния, а из пистоля пробить их было практически невозможно. К седлу крепились крылья из орлиных перьев. Они увеличивали фигуру всадника, устрашая врагов, и при скачке издавали особый звук, которого пугались вражеские лошади (специально обученные гусарские кони этих звуков не боялись). Позже, с начала 17 века крылья увеличились в размерах, и крепились к спинной части кирасы. Так они делали невозможным захват всадника арканом и защищали от ударов со спины. Также гусары любили надевать поверх лат леопардовые шкуры.

Наступательное вооружение гусар также стало разнообразнее и эффективнее. Главным оружием была легендарная гусарская пика. Она была длиной в 6,5 метров. Такая длина давала возможность поразить вражеского пикинера без риска для гусара. Поэтому гусары и не защищали своих коней доспехами. Если пика ломалась, в ход шли концеж (2-метровый меч для пробивания доспехов), сабля, чекан, пистолеты. В таком виде гусары и стали популярными.

Гусария участвовала в битвах под Оршей (1514), Обертыном (1531), Любешовым (1577), Бычином (1588), Букове (1600), Кокенхаузене (1601), Вайсенштейне (1602), Кирхольме (1605), Клушине (1610), где одерживали блестящие победы над московитами, молдаванами, австрийцами, шведами. В битве под Хотином (1621) 8000 гусар сыграли решающюю роль в победе над армией османской империи. Битва под Веной стала вершиной славы гусарии, где их стремительная атака на османские позиции фактически спасла Австрию и Польшу от турецкого нашествия. В 18 веке Речь Посполитая в войнах особо не участвовала, и гусария была расформирована в 1776 за ненадобностью.
Можно сказать, что гусары, эти рыцари в леопардовых шкурах, с орлиными крыльями за спиной стали символом эпохи наряду с французскими мушкетерами, пиратами карибского моря и т.д.

Интересные факты

В битве под Чудновым (1660) ядро , выпущенное из пушки попало в гусара, но он остался жив, так как кираса пробита не была, хотя и одержал многочисленные переломы

В битве под Клушиным 3000 гусар опрокинули 35 000 московитов и шведских наемников с 10 атак.

В битве под Полонкой (1660) удар гусарской пики пронзил 6 вражеских пехотинцев сразу

Марек Собеский, брат легендарного Яна Собеского в 1577 переплыл Вислу на коне в полном гусарском доспехе.

Густав Адольф говорил про гусар, что если бы в его армии было 6000 гусар, он бы через 6 месяцев взял Константинополь.

11 января 1945 года скончался в госпитале, Герой Советского Союза, Якушкин Иван Игнатьевич

В течение нескольких суток его батальон отражал контратаки противника, уничтожив 13 танков, несколько бронетранспортеров, много живой силы...

Якушкин Иван Игнатьевич – командир танкового батальона 46-й Днестровской гвардейской танковой бригады 9-го гвардейского механизированного корпуса 6-й гвардейской танковой армии 2-го Украинского фронта, гвардии капитан. Родился 29 октября 1918 года в селе Мишнево ныне Суворовского района Тульской области. Окончил семилетнюю школу в Москве. Работал на заводах, в 1936 году был направлен на работу в школу № 433 старшим пионервожатым. В 1939 году Сталинским районным военкоматом Москвы был призван в армию. С января по март 1940 года участвовал в советско-финляндской войне 1939-1940 годов.
В действующей армии с июня 1941 года. Участвовал на Ленинградском фронте в обороне Ленинграда (с июня 1941 по май 1942 года), в боях на Северо-Западном (май 1942 - апрель 1943 года) и 2-м Украинском (с марта 1944 года) фронтах . Служил политруком роты. В 1943 году был направлен на курсы переподготовки и после их окончания в конце февраля 1944 года прибыл в 6-ю танковую армию, в 5-й механизированный корпус. Там его назначили командиром танковой роты 233-й танковой бригады, которая с конца 1943 года до окончания войны воевала на американских танках М4А2 «Шерман». Незадолго до его прибытия в часть бригада принимала участие в Корсунь-Шевченковской операции.

С 5 марта 1944 года старший лейтенант И.И.Якушкин принимал участие в Уманско-Ботошанской наступательной операции, в том числе в освобождении города Могилёв-Подольский, в боях за город Бельцы, другие населенные пункты Правобережной Украины и Молдавии, в ходе которых танки 5-го механизированного корпуса с десантом на броне, преодолев с боями около 300 км, к 28 марта достигли реки Прут на участке Скуляны – Унгены, завершив на этом направлении операцию. За боевые заслуги в этой операции И.И.Якушкин был награжден орденом Красного Знамени.

В последних числах марта 1944 года части 5-го механизированного корпуса форсировали реку Прут, перейдя на территорию Румынии и овладев плацдармом на правом берегу реки. Линия фронта стабилизировалась. Танкисты 233-й бригады около двух недель вместе с пехотой удерживали занимаемые позиции, пока не подошли резервы.
В конце июля немецко-румынское военное руководство попыталось ликвидировать этот плацдарм, для чего на узком участке фронта в северо-восточном направлении был нанесен сильный удар из района Ясс. Бои приняли ожесточенный характер. Противнику удалось прорвать первую линию нашей обороны, что привело к реальной угрозе потери плацдарма. Ситуация требовала введения в действие резервов и в первую очередь танков для нанесения сильных контрударов. Ближе всего к району развернувшихся боев находились части 5-го механизированного корпуса. Подразделения 233-й танковой бригады, которая расположилась в 12 км от переднего края, 1 августа участвовали в нанесении контрудара. Выполнив задачу и понеся большие потери, бригада была отведена за реку Прут в прежний район сосредоточения.

Командование фронта приняло меры по восстановлению боеспособности 233-й танковой бригады. К 20 августа ее подразделения имели полный штатный состав танков «Шерман». С 20 по 29 августа 1944 года части 5-го механизированного корпуса 6-й танковой армии в составе войск 2-го Украинского фронта участвовали в Ясско-Кишиневской наступательной операции. За это время танкисты преодолели расстояние в 350 км, покрывая от 35 до 75 км в сутки. Отрыв танковых частей от общевойсковых соединений нередко достигал 60-80 км. 233-я танковая бригада участвовала во взятии городов Яссы, Васлуй, Бырлад и других населенных пунктов.

На подступах к городу Бырлад 233-я бригада с ходу разгромила два пехотных батальона, взяв богатые трофеи: оружие, продовольствие, горючее для танков. После Бырлада танки 233-й бригады устремились на юг по направлению к Бухаресту. Наступающими войсками с ходу была преодолена река Сирет, а после кратковременного напряженного боя 27 августа прорван и последний серьезный оборонительный рубеж противника – Фокшанский укрепленный район. Танки механизированного корпуса вышли на оперативный простор. 31 августа 233-я танковая бригада в числе других частей и соединений вошла в Бухарест.

Приказом Народного Комиссариата Обороны СССР от 12 сентября 1944 года 6-я танковая армия стала гвардейской, 5-й механизированный корпус – 9-м гвардейским, 233-я танковая бригада – 46-й гвардейской.

Затем И.И.Якушкин участвовал в освобождении Венгрии и Чехословакии, в том числе с 2 по 27 октября 1944 года в Дебреценской и с 29 октября – в Будапештской операциях. И.И.Якушкину было присвоено воинское звание гвардии капитана, он был назначен командиром батальона 46-й гвардейской танковой бригады.

В декабре 1944 года советские войска уже находились в северной Венгрии и на юге Чехословакии, сжимая кольцо окружения вокруг немецко-венгерских войск в Будапеште.

По приказу Ставки от 4 января 1945 года 6-я гвардейская танковая армия во взаимодействии с 7-й гвардейской общевойсковой армией наносила удар из района Каменицы вдоль северного берега Дуная на Комарно с целью овладеть переправами на Дунае у Комарно, нависнув таким образом над группировкой немецких соединений, рвущихся к окруженному Будапешту.

Батальон И.И. Якушкина, находившийся в передовом отряде бригады, в ночь с 4 на 5 января был введён в прорыв севернее города Хатван. С десантом на броне он начал движение и совершил стремительный бросок в направлении Комарно, разгромив опорные пункты противника в населённых пунктах Херед, Кекениеш, Ердё Тарча и уничтожив при этом 6 танков, 3 самоходных орудия, 3 артиллерийских батареи и до батальона пехоты. Достигнув города Комарно, он был остановлен мощной обороной противника. В течение нескольких суток батальон отражал контратаки противника, уничтожив 13 танков, несколько бронетранспортеров, много живой силы.

В бою под Комарно 10 января И.И.Якушкин был тяжело ранен и 11 января 1945 года скончался в госпитале. Похоронен в городе Шахи (ныне – Словакия).

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 15 мая 1946 года за мужество и героизм, проявленные в Будапештской операции, гвардии капитану Якушкину Ивану Игнатьевичу присвоено звание Героя Советского Союза посмертно.

спасибо


Комментарии   

+1 # Melnik 2017-01-17 20:16
Первое фото - П.Н Нестеров и ст.механик Г.М.Нелидов у самолета Ньюпор IV.

Комментарии могут оставлять, только зарегистрированные пользователи.