fly

Войти Регистрация

Вход в аккаунт

Логин *
Пароль *
Запомнить меня

Создайте аккаунт

Пля, отмеченные звёздочкой (*) являются обязательными.
Имя *
Логин *
Пароль *
повторите пароль *
E-mail *
Повторите e-mail *
Captcha *
1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Рейтинг 5.00 (3 Голосов)

Говард Филлипс Лавкрафт — это тот случай, когда писателем рождаются, и уж родившись им, становятся классиком, несмотря на бедность, болезни и недостаток образования. Джентльмен из родовитой, но обедневшей семьи Провиденса, столицы графства Род-Айленд, штата Новая Англия, оставил значительный след в литературе, став основателем течения "сверхъестественного ужаса" в жанре "хоррор". За свои творческие находки он расплачивался дорогой ценою. Его недолгая, но полная ночных кошмаров жизнь продолжает оставаться окутанной магнетизирующими разум легендами.

Дурная наследственность

"Страх — самое древнее и сильное из человеческих чувств, а самый древний и самый сильный страх — страх неведомого," — так начинается знаменитое эссе Лавкрафта "Сверхъестественный ужас в литературе", одно из наиболее полных исследований жанра "хоррор" или "ужастиков", как привыкли говорить в России. На свою беду, Лавкрафт хорошо разбирался во всех оттенках страха и ужаса. Виной тому было дурная наследственность.

Он родился в 9 часов утра 20 августа 1890 года в семейном особняке Филлипсов — в доме 454 по Эйнджелл-стрит. Мать Говарда — Сара Сьюзен Филлипс Лавкрафт — вела происхождение от первопоселенца Джорджа Филлипса, прибывшего в Массачусетс из Англии в 1630 году. Отцом будущего писателя был Уинфилд Скотт Лавкрафт, коммивояжёр фирмы "Gorham&Co.", занимающейся производством серебряных изделий. Три года спустя Уинфилд Лавкрафт был найден парализованным в номере чикагского отеля. Его перевезли в Провиденс и поместили в Батлеровский госпиталь, где он и пребывал в коматозном состоянии до момента смерти, случившейся 19 июля 1898 года.

Лишившись кормильца, семья начала бедствовать, но матери-одиночке помогли сёстры и отец — местный промышленник Уиппл Ван Барен Филлипс. Его смерть в 1904 году погрузила семейство Лавкрафтов в серьёзные финансовые трудности. Из викторианского особняка пришлось перебраться в тесные кварталы по той же Эйнджелл-стрит, в дом 598. Жизнь в неполной семье и страдающая психическим расстройством мать отрицательно сказались на формировании личности Говарда. Мальчик рос замкнутым, склонным к диким фантазиям и кошмарным сновидениям. Тем не менее, ребёнок был необычайно талантлив: в возрасте 2 лет декламировал длинные стихотворения, в 3 научился читать, в 6 — писать, а в 7 уже сочинял собственные произведения. По крайней мере, в архиве Лавкрафта сохранилось датированное 1897 годом стихотворение, хотя сам писатель вспоминает, что первый рассказ сочинил в 6 лет и делал это подростком, но затем уничтожил все свои неудачные опыты.

В возрасте 5 лет он увлёкся сборником стихов "Аравийские ночи", а затем и сам попробовал писать нечто подобное, выдумав себе псевдоним Абдул Алхазред. Позднее Лавкрафт использует его в качестве имени "безумного араба", автора тёмной и запретной книги "Некрономикон". Она возглавляет список выдуманных книг, фигурирующих в произведениях Лавкрафта и придающих им неповторимое, мрачное очарование.

Спустя год, аравийские интересы сменились открытием греческой мифологии и адаптированных для детей версий "Илиады" и "Одиссеи". Вдохновившись прочитанным, Говард написал "Поэму об Улиссе". Она состояла из 88 рифмованных строк и представляла собой довольно странный вымысел относительно знаменитого плавания. Тяге ко всему странному немало способствовал дед, развлекавший внука страшными сказками. Кроме того, в особняке имелась обширная библиотека — любимое место Говарда. Иногда там творились дикие сцены. Лавкрафт вспоминает, как, будучи маленьким мальчиком, он читал "Остров доктора Моро", испугался и заплакал. Прибежавшая мать отобрала книгу и закатила истерику, запретив читать подобную гадость. Позднее она угодила в городскую больницу Провиденса — госпиталь Батлера, где некогда умер её парализованный супруг.

Все эти семейные игры наложили уродливое клеймо на психику ребёнка. Неудивительно, что в произведениях Лавкрафта появляются властные и злобные женщины, подчиняющие себе умных, но слабых мужчин, меняющие по своей прихоти их покорные души. "Скажи мне, Дэниел Аптон, — что за сатанинский обмен совершился в доме ужаса, где этот богопротивный монстр по своей прихоти распоряжался доверчивым, слабовольным и получеловеческим дитём?" — строки написанного незадолго до смерти рассказа "Тварь на пороге" явно пришли к Лавкрафту из детства, а вернее были с ним всю его недолгую, но кошмарную жизнь.

Гений автодидактики

Странно воспитанный, с психикой не в ладах, школу Говард посещал нерегулярно. Поэтому систематического образования так и не получил. Это не помешало запоем читать, проводя массу времени в городской библиотеке и архиве Провиденса. Лавкрафт был одержим краеведческими исследованиями с ранней юности, сделав немалый вклад в историю Род-Айленда. Интересовался он и другими науками, буквально глотая книги, подчас, без разбора. Столь редкая тяга к знаниям не вписывалась в школьную программу, да он не особо в ней и нуждался. В возрасте 8 лет Говард открыл для себя химию, а затем астрономию. В 1899 году он начал выпускать "Научную газету", которую сам печатал на гектографе и распространял среди учеников. В 1903 году к ней прибавился "Род-Айлендский журнал астрономии". С присущей его натуре педантичностью, Лавкрафт вёл оба издания до окончания высшей школы в 1907 году.

Увлечения детства определили дальнейшую профессию. В 1906 году газета "Воскресный Провиденс" поместила статью Лавкрафта на тему астрономии. С этого времени началась официальная работа.

вв


Комментарии могут оставлять, только зарегистрированные пользователи.