fly

Войти Регистрация

Вход в аккаунт

Логин *
Пароль *
Запомнить меня

Создайте аккаунт

Пля, отмеченные звёздочкой (*) являются обязательными.
Имя *
Логин *
Пароль *
повторите пароль *
E-mail *
Повторите e-mail *
Captcha *
1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Рейтинг 5.00 (4 Голосов)

В 1801 году испанский 32-пушечный фрегат El Gamo повстречался с небольшим британским 14-пушечным шлюпом Speedy под командованием Томаса Кокрейна. Сражение между ними примечательно тем, что испанцы по огневой мощи превышали британцев в 7 раз, а по экипажу – в шесть раз. Что не помешало британцам сначала напасть на испанский фрегат, а потом и пойти на абордаж всей командой, оставив на борту только судового врача. Решающим моментом боя был блефовый выкрик английского капитана «прислать еще на подмогу абордажную команду». Испанцы решили, что у англичан есть еще резервы и сдались.

В бою англичане потеряли трех человек убитыми и девять ранеными. Испанцы – 14 убитых и 41 раненого. Остальные сдались в плен. Когда испанцы поняли, какой маленькой команде они проиграли, помощник капитана (сам капитан был убитым первым залпом) попросил у Томаса Кокрейна выдать ему сертификат о том, что испанцы сделали все, что могли для защиты своего корабля. Кокрейн выдал ему сертификат с двусмысленной надписью: «вели себя как настоящие испанцы»

 

«Бой Данса» – история о том, как плохо вооруженные британские торговые корабли обратили в бегство французскую боевую эскадру.

В начале 1804 года в китайском порту Вампоа собрался предназначенный в Англию конвой из 16 кораблей Ост-Индской компании. Полагая, что вместе безопаснее, к ним примкнули и несколько самостоятельных «купцов». Общая стоимость судов и грузов оценивалась в астрономическую сумму – £8,000,000. Это делало безопасность конвоя вопросом государственной важности. Но военного эскорта у него не было.

При этом было известно, что в дальневосточных водах совершает набеги французская эскадра под командой вице-адмирала Линуа. С 6 кораблями и 1350 пехоты на борту был послан в Индийский океан в свободное крейсерство.

Хотя самые крупные из ост-индских кораблей издали напоминали 64-х или даже 74-пушечные корабли, их боеспособность была едва достаточна, чтобы отпугивать местных пиратов. Артиллерия (по 30–36 стволов), где имелась, состояла из канонад — дешевая «коммерческая» помесь пушки и карронады — не имевших ни дальности и точности первых, ни убойной силы вторых. Во многих случаях даже они были заставлены ящиками и тюками с грузом, что делало их бесполезными. Численность команд (редко более 100-150 человек) никак не соответствовала военным нормам, что означало поражение в случае абордажа. Сами тяжело груженые корабли не имели достаточной для боя скорости и маневренности. Боевая репутация «ост-индцев» была тоже невысока. Всего на месяц раньше, французский приватир всего в 12 пушек, не колеблясь, напал на два корабля, которые принял за ост-индские.

Но британцы решили рискнуть. Командование конвоем принял опытный моряк Натаниель Данс. Очевидным местом, где можно было ожидать перехвата, была узкость при входе в Малаккский пролив. Действительно там и обнаружилась французская эскадра. Французы наблюдали — и выжидали. Вице-адмирал Линуа был обескуражен воинственным поведением торговых кораблей, которые построились в боевую линию. Он ожидал, что с темнотой они начнут разбегаться, и он сможет не торопясь захватывать по одному.
Видя, что французы не нападают, конвой направился ко входу в пролив. Тогда Линуа выдвинулся с намерением атаковать замыкающие корабли. Данс немедленно поднял сигнал «ост-индцам» ворочать оверштаг последовательно, колонной спускаться под ветер и вступать в бой. Корабли являли воинственный вид и поведение, свойственное флоту, что ещё больше сбивало с толку французов.

Британские торговые суда направились прямо на французов, не обращая внимания на огонь всей французской линии. Они открыли стрельбу, которая отличалась больше энтузиазмом, чем прицельностью. Линуа показалось, что его пытается окружить целый флот. Его нервы не выдержали, и всего через сорок минут боя французы увалились под ветер и бежали к норд-весту.

Затем в течение двух часов разворачивалась невиданная картина: погоня торговых кораблей за боевыми. К счастью для англичан, догнать противника было невозможно. В 4 часа пополудни Данс скомандовал прекратить преследование, и повернул обратно в пролив. Британцы потеряли в бою всего одного матроса.

Корабли благополучно доставили грузы в Англию. Экипажи приветствовали как героев: британская публика уже привыкла к победам своего флота, но никогда ещё «кучка почти безоружных купцов» не обращала в бегство адмирала. Ост-Индская Компания выдала Дансу 2000 гиней, и пожизненную пенсию в £500 годовых. Члены Бомбейской страховой компании собрали по подписке 45,500 рупий. Патриотический Фонд Ллойда, в нарушение собственных правил, наградил его почетной шпагой, а король пожаловал рыцарство.

Что касается Линуа, очень скоро стало известно, от кого он бежал. Бой, который мог бы стать вершиной его карьеры, стал унизительным фиаско. Его эскадра была уничтожена в Атлантике при возвращении домой.

 

Принцесса Карабу - авантюристка, сумевшая одурачить всю Англию.

В начале XIX века в Европе возрос интерес к экзотическим странам. И чем дальше была страна, тем лучше. На этой «романтической» волне в Старом Свете то и дело появлялись самозванцы, утверждавшие, что они - выходцы с экзотических островов. Одной из таких была авантюристка Мэри Бейкер-Уиллкокс, выдававшая себя за принцессу Карабу. 10 недель ей удавалось водить за нос англичан, удивляя их разговорами на непонятном языке и странным поведением.

Эта история произошла в английском городе Алмонсбери. 3 апреля 1817 года там появилась странная девушка. Она имела европейские черты лица, была одета в восточном стиле и говорила на непонятном языке. Сапожник, который нашел ее, рассудил, что лучшим местом для странной незнакомки будет приют для бедных. Но там от девушки не могли добиться, кто она и откуда, поэтому неизвестную направили к мировому судье Сэмюэлу Уораллу (Samuel Worrall). Слуга судьи, по происхождению грек, владел несколькими языками, но ни на один девушка не откликнулась.

Однажды на пороге того дома появился португальский моряк Мануэль Эйнессо, который заявил, что понимает речь девушки. Он перевел ее рассказ. Неизвестную звали принцесса Карабу, она была родом с острова Явасу в Индийском океане. Девушку якобы взяли в плен пираты, а у берегов Англии она сумела спрыгнуть за борт. На берегу Карабу обменяла свою дорогую одежду на еду и более простое облачение.

Как ни странно, но в эту почти сказочную историю поверили. С девушкой действительно стали обращаться как с принцессой. В течение 10 недель в гости к судье наведывались журналисты, путешественники, местные сановники. Карабу вела себя соответствующе ее экзотическому имиджу: плавала голой в реке, спала на полу, молилась неизвестным богам.

Но долго так продолжаться не могло. На самом деле «несчастная» принцесса Карабу оказалась самой настоящей авантюристкой по имени Мэри Бейкер-Уиллкокс. Она бы еще долго морочила окружающим головы, если бы ее не опознала госпожа Нил, у которой девушка когда работала служанкой. Бывшая хозяйка утверждала, что Мэри развлекала ее дочерей языком собственного сочинения (смесью испанского, греческого и цыганского). После нескольких неудачных попыток продолжать выдавать себя за принцессу, Мэри Бейкер-Уиллкокс пришлось раскрыть свою подлинную личность.

После разоблачения Мэри отправилась в Соединенные Штаты, где снова пыталась эксплуатировать образ принцессы Карабу, но безуспешно. После многолетних скитаний, женщина вернулась в Англию, где до конца своих дней продавала пиявок для больницы.

 

Рыбный лабаз на рынке, Архангельск, 1919 год.

Жители российского севера постоянно употребляли много морской рыбы – сёмгу, палтус, сельдь, камбалу, треску. Предпочтение отдавалось треске, что объяснимо. Сёмга, к примеру, очень ценная и вкусная рыба, но она быстро приедается и постоянно питаться ею, как, ни странно, надоедает. Другое дело – треска. Острословы тогдашние утверждали, что Архангельск стоит на костях трески. Его жителей повсеместно звали «трескоедами». Треска в поморской кухне всегда считалась самой вкусной и здоровой пищей. Её запекали в овальной глиняной миске с картофелем, луком и сметаной. Подавали с шаньгой или кулебякой, запивали её кежем.
Свиноводством же поморы вообще никогда не занимались, поэтому в поморской кухне нет ни свинины, ни сала, ни колбас. Оттого же мясо на рынке было всегда привозное, ибо корова рассматривалась поморами только лишь, как источник молока и молочных продуктов. Молоком очень дорожили: пить его кувшинами, как показывают во многих фильмах и рекламных роликах, не разрешалось. Молоко хлебали ложками, как суп, в строгой очередности. Только детям разрешалось пить, а не хлебать — малышню баловали.
Баранов и овец держали ради шерсти. Кстати, хорошую баранину по сей день найти в Архангельске архитрудно.
Именно на архангельском рынке впервые в России появился картофель. Причём сами поморы привыкали к нему долго и лишь в середине XIX века он окончательно закрепился в поморском меню.
Архангельский порт был первым, куда приходили колониальные товары из Великобритании и Голландии, посему лимоны и специи (корица, гвоздика, перец) появились на местных рынках с петровских времён.
Интересный факт – Архангельск и Мезень (там был свой порт) первые города в России, где кофе стал ежедневным напитком среднего класса. Причём в Мезени был свой рецепт — кофе варили в самоварах с солью и подавали в маленьких кофейниках.
В сентябре рынок становился Маргаритинской ярмаркой, которую приурочивали к концу рыбного сезона и завершению навигации на Северной Двине и Белом море. Ассортимент товаров резко расширялся: посуда, меха, ткани, готовая одежда, обувь. Но основу оборотов ярмарки составляли сделки, касавшиеся рыбы и, разумеется, хлеба.

 

В 1997 году в Либерии проходили президентские выборы. Кампания главного кандидата Чарльза Тейлора шла с лозунгом: «Тейлор убил моего отца, убил мою мать, но все равно я проголосую за него».

И 75% либерийцев проголосовали за него.


Комментарии   

+1 # Melnik 2016-11-06 11:27
Про Архангельск ещё была такая присказка:"Трес ка,доска и тоска". А рыба там бесподобная! К перечисленным добавил бы ещё пикшу.

Комментарии могут оставлять, только зарегистрированные пользователи.