fly

Войти Регистрация

Вход в аккаунт

Логин *
Пароль *
Запомнить меня

Создайте аккаунт

Пля, отмеченные звёздочкой (*) являются обязательными.
Имя *
Логин *
Пароль *
повторите пароль *
E-mail *
Повторите e-mail *
Captcha *
Апрель 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 1 2 3 4 5
1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Рейтинг 5.00 (1 Голос)

Карикатура Оноре Домье: Надар, поднимающий фотографию на уровень искусства

В 1858-м первую в мире фотографию с воздуха, сделал знаменитый французский фотограф (а по совместительству - карикатурист, романист и воздухоплаватель) Надар (Nadar), поднявшись над Парижем на воздушном шаре. C высоты 80 метров он делал снимки столичных улиц. Не все снимки были удачными, поскольку газ, выходивший из оболочки, наносил существенный вред коллодиевому покрытию пластинок. Надар был вынужден проявлять пластинки здесь же, в специальной кабинке, оборудованной в корзине воздушного шара.

Кто они, первые фотографы? (Часть 2) - PhotoDzen.com

Париж с высоты птичьего полета, фото Надар, 1958 год

В конечном итоге ему удалось получить замечательные снимки. «Я был прав! Фотографирование с аэростатов – возможно, а когда я заговаривал об этом, отворачивались даже самые серьезные из моих собратьев!» - вспоминал Надар.

Надар, это псевдоним. Настоящее имя - Гаспар-Феликс Турнашон (Gaspard-Félix Tournachon, 1820-1910). По свидетельствам очевидцев, Гаспар-Феликс Турнашон был настолько активен и вездесущ, что один из его друзей как-то воскликнул: "Ну какой же ты Турнашон! Ты Тур-Надар (по французски - юла)! Нажимаешь на ручку и прокручиваешь её". Турнашону это слово понравилось, и последнюю его часть он решил взять в качестве своего псевдонима.

Увлекшись аэросъемкой, французский фотограф на собственные средства построил огромный воздушный шар, который назвал «Гигант».

Кто они, первые фотографы? (Часть 2) - PhotoDzen.com

Воздушный шар Надара "Гигант", Париж, 1863 год

Во все времена любое передовое открытие вызывало интерес у военных структур. В 1870 году в ходе франко-прусской войны был взят в осаду Париж. Единственным способом почтового сообщения стал воздух. Надар во главе с другими аэронавтами организовал целый флот, состоящий из нескольких десятков воздушных шаров. На этих воздушных шарах они беспрепятственно перелетали укрепления прусских войск и проводили первые в истории шпионскую аэросъемку. Сфотографированные позиции противника фиксировались на гибких коллодиевых пленках, которые потом скручивались в трубочки и привязывались к почтовым голубям, которые, в свою очередь, доставляли ценные сведения. Любой желающий мог за 20 сантимов послать письмо за линию фронта. Несмотря на старания Надара и эти военные хитрости, Париж в конечном итоге капитулировал. Зато идея использования воздушной съемки для рекогносцировки с этого момента была взята на вооружение военными всего мира.

Кто они, первые фотографы? (Часть 2) - PhotoDzen.com

Существует немало фотографий с изображениями самого Надара, который восседает в корзине воздушного шара и с важным видом что-то «рассматривает» в бинокль.

Кто они, первые фотографы? (Часть 2) - PhotoDzen.com

На самом деле это не реальные фото, а постановочные (студийные), что хорошо видно на следующей фотографии. Из этого можно заключить, что Надар был одним из первых, кому пришла в голову мысль использовать декорации для съемок. Ведь он был ещё и театральным драматургом.

Кто они, первые фотографы? (Часть 2) - PhotoDzen.com

Фотографии с высоты птичьего полета породили настоящий бум среди живописцев, загоревшихся желанием запечатлеть Париж в новых ракурсах с возвышенных мест и с балконов столичных домов. Во всяком случае, всемирно известная картина Клода Моне «Бульвар Капуцинок» была написана художником на балконе студии Надара.

Близким другом Надара был великий французский писатель Жюль Верн. Как известно, первый роман, принесший будущему великому классику широкую известность был “Пять недель на воздушном шаре”. Толчком к созданию романа в немалой степени послужило знакомство автора в 1860 году со знаменитым воздухоплавателем и фотографом Надаром. Впоследствии Надар стал президентом, а Жюль Верн – секретарем «Общества поощрения воздушных сообщений».

Одним из персонажей романа Жюля Верна «С Земли на Луну», кто летел в пушечном снаряде, был, как известно, Мишель Ардан. Но не всем известно, что прототипом этого отважного француза послужил реальный человек — Гаспар Феликс Турнашон. Впрочем, его больше знали под вымышленной фамилией Надар. Жюль Верн лишь слегка переставил буквы в псевдониме Турнашона. «Он очертя голову бросался в самые отчаянные предприятия, всегда готов был сжечь свои корабли, всякий час рисковал сломать себе шею и, тем не менее, всегда вставал на ноги. Он был глубоко бескорыстен, и бурные порывы его сердца не уступали смелости идей его горячей головы» - так описывал Жюль Верн натуру Ардана, и все современники сходились во мнении, что эта характеристика в точности совпадала с кипучей натурой самого Надара.

Кто они, первые фотографы? (Часть 2) - PhotoDzen.com

Студия Надара

Фотостудия Надара принимала у себя весь высший свет Франции - Дюма, Моне, Бодлер, Жорж Санд, Делакруа, Сара Бернар, Берлиоз, Вагнер и многих других. Лишь немногие хорошие художники в то время стали заниматься фотографией и творчески ее использовать. Но даже они остались в памяти как художники с камерой. Надар же был куда более ярким явлением. Надара, не увлекаясь техническими достоинствами камеры, основное внимание он уделял лицу и жестам, подчеркивая психологические характеристики своих субъектов. Он снимал так, чтобы поза выражала характер человека, как это выражает его лицо, делал заметной каждую скрытую черточку лица или тела, не позволяя бутафории или заднему плану помешать созданию характера личности. Стиль его портретов был простым и строгим. Как правило, он снимал людей стоящими, использовал только верхний свет и однотонные фоны.

Он писал: «Фотография — замечательное открытие… Теория может быть изучена за час, основы техники за день… Но чему нельзя научить — это чувству света. То, как свет падает на лицо, вы должны уловить сами. Чтобы получить сходство, а не банальный портрет, вы должны вступить в союз с позирующим, почувствовать его мысли и его характер».

Кто они, первые фотографы? (Часть 2) - PhotoDzen.com

Оскар Клод Моне́

Кто они, первые фотографы? (Часть 2) - PhotoDzen.comЖорж Санд

Кто они, первые фотографы? (Часть 2) - PhotoDzen.com

Александр Дюма

Кто они, первые фотографы? (Часть 2) - PhotoDzen.com

Знаменитая французская актриса Сара Бернар

Кто они, первые фотографы? (Часть 2) - PhotoDzen.com

Жюль Верн

Кто они, первые фотографы? (Часть 2) - PhotoDzen.com

Эмиль Золя

Кто они, первые фотографы? (Часть 2) - PhotoDzen.com

Ученый, лауреат Нобелевской премии в области физиологии и медицины Илья Мечников

Он стал снимать и при электрическом свете, создал серию снимков о жизни подземного Парижа. В 1861 году, спустившись с фотоаппаратом в парижские катакомбы, запечатлел там страшные картины сваленных в беспорядке человеческих костей и черепов. Этот лабиринт общей протяженностью 330 километров расположен в самом центре Парижа, в бывшем здании таможни. Его двери имеют название "Врата ада". Узкая винтовая лестница круто уходит отсюда в глубь земли. К туннелям приводят 90 ступенек, вырубленных в камне.

Кто они, первые фотографы? (Часть 2) - PhotoDzen.com

Катакомбы Парижа

В 1886 году Надар вместе со своим сыном впервые в мире опубликовал фотоинтервью, названное «Искусство жить 100 лет». Это была серия фотографий 100-летнего химика Шевреля, сфотографированного в день его 101-й годовщины, и сопровождавшаяся подписанными под каждым снимком фразами, произнесенными во время съемки. Выложенная в ряд 21 фотография представляла собой уже практически готовый фильм, правда, застывший на бумаге. «Оживили» же фотографию в 1895 году братья Люмьер.

Кто они, первые фотографы? (Часть 2) - PhotoDzen.com

 Фотоинтервью «Искусство жить 100 лет»

А самое любопытное в этой фотосессии то, что в качестве рабочего инструмента была выбрана революционная для того времени технология пленочной фотографии, предложенная хорошо известной сегодня компанией Kodak. Надар был официальным представителем продукции заводов Джорджа Истмена и мог одним из первых оценить удобство быстрой фотографии. Отпала необходимость утомительной смены фотографических пластин, кадры можно было делать один за другим. Но это уже другая история...

До последних дней Феликс Надар руководил изданием журнала «Парижский фотограф» (Paris Photographe), написал 12 книг, в том числе автобиографию «Когда я был фотографом» (Quand j'etais photographe, 1899). Он умер в Париже в 1910 г., не дожив всего двух недель до своего девяностолетия.

В 1864 году фотограф писал о самом себе: «Поверхностный ум, который коснулся слишком многих предметов, чтобы позволить себе углубиться хотя бы в один... Ненормальный, который всегда ищет каких-нибудь течений, чтобы плыть против них, невнимательный к общественному мнению, непримиримо настроенный к любому признаку законности и порядка». Имя Надара носит престижная французская премия в области фотографии, вручаемая во Франции с 1955 года.

спасибо


Комментарии могут оставлять, только зарегистрированные пользователи.