fly

Войти Регистрация

Вход в аккаунт

Логин *
Пароль *
Запомнить меня

Создайте аккаунт

Пля, отмеченные звёздочкой (*) являются обязательными.
Имя *
Логин *
Пароль *
повторите пароль *
E-mail *
Повторите e-mail *
Captcha *
Апрель 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 1 2 3 4 5
1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Рейтинг 4.83 (3 Голосов)

Автором игры «Зарница» была Зоя Кротова – учительница из сельской школы.

Именно ею в начале шестидесятых годов прошлого века в небольшом селе Мысы Краснокамского района Пермской области и была придумана военизированная игра «Зарница», в которую играли миллионы советских ребятишек. Она традиционно начиналась торжественным построением и заканчивалась пионерским костром и песнями. Помните, как вдохновенно перед игрой ребята пришивали погоны к своим кофтам и рубашкам? По всему периметру. Мелкими стежками. Чтобы никто и никогда не сорвал. «Умирать» — последнее дело. Намного почетнее хвастаться количеством сорванных погон армии «противника»!

— В школу меня пригласили в сентябре 1962 года. Пионерская работа шла вяло, и я все время думала, как сделать ее интересной, — вспоминает Зоя Васильевна.
В первый февраль — как мы тогда говорили, «военный месяц» — мы провели, как и все, смотр строя и песни. Скучно…

И вот что я придумала к 23 февраля 1964 года. Школа — это армия. Каждый класс выбрал свой род войск. Были летчики, моряки, пехотинцы, ракетчики, артиллеристы. Один класс даже представлял партизан. У каждого класса — соответствующая форма. Командиры отыскали настоящую военную форму у вернувшихся из армии родственников и знакомых. Учителя превратились в генералов. Уроки проходили, как на армейских занятиях: «Рядовой Зырянов! К доске!» «Есть!» — и, чеканя шаг, ученик идет решать уравнения или отвечать у карты мира.
После уроков провели традиционный смотр строя и песни. А завершили день военной игрой на одном из холмов, окружающих наши Мысы. Надо было пройти по снегу все полосы препятствий — минное поле, полосу заграждений (колючку), рукопашную схватку (обрывали бумажные погоны) и другие. Тот, кто первым ворвался в крепость и захватил знамя, — считался победителем. Приз за победу — большой торт, который вручался на торжественной линейке под бой барабанов.
Еще долго после этого дня школа бурлила воспоминаниями. Все жили под впечатлением проведенного праздника.

А потом я поехала в Пермь, в гарнизон, расположенный в Красных казармах, чтобы нам выделили солдат для проведения военной игры в День Победы 9 мая. Обещали помочь. Не давала им покоя, звонила, напоминала. Тогда направили меня в высшее командно-инженерное училище. Там, оказалось, преподавал бывший выпускник нашей школы, учитель немецкого языка подполковник Сергей Дмитриевич Деменев. Он и провел с ребятами игру на местности по всем правилам военного боя. Вместе с ним были курсанты ВКИУ и Герой Советского Союза Астафьев. Они привезли настоящие автоматы с холостыми патронами, ракетницы, взрывпакеты, походную кухню.

Теперь школа разделилась на две армии — «зеленых» и «синих». Одной командовал подполковник Деменев при полном параде. Другой — полковник Астафьев. Тоже в парадной форме и со Звездой Героя на груди. Представляете, наша маленькая сельская школа — и такое чудо! Наш директор школы Иван Михайлович Корбут — кавалер орденов Славы двух степеней — тоже в форме. Кстати, впервые за всю историю своей работы в школе.

И был «парад войск». Строем под звуки горнов и барабанов, с пионерскими и комсомольскими знаменами. Во главе — офицеры. Все двинулись на место, где должна проходить игра. Мысовляне высыпали на улицу. На поляне в окружении леса взметнулась вверх зеленая ракета. Это — сигнал к наступлению. С криками «ура!» армия «зеленых» пошла в атаку. Строчили автоматы. Грохотали взрывпакеты. Армия «синих» держала оборону.

Чуть в стороне — «медсанбат». Сельский фельдшер Галина Чувашова и ее помощники — сандружинники из старших классов — принимали первых «раненых». Жители села наблюдали в стороне. Напуганные взрывами, сбежались посмотреть, что происходит.

И снова взметнулась в небо ракета — теперь красная — бой завершен. Подводятся итоги. Ребята обедают, расположившись вокруг походной кухни. А потом — большой пионерский костер, разговоры и песни у костра, которые не стихали до самого утра. Вот так проходила первая в Советском Союзе военизированная игра.

А Зою Кротову директор школы заставил выступать на августовском педсовете перед всеми учителями города. Весь зал слушал, затаив дыхание. Это было ново, интересно. Все школы Краснокамска, а позднее и Перми переняли начинание у мысовлян. Уже через год в военную игру играла половина Пермской области. Когда через год Зоя Васильевна снова обратилась в Пермский гарнизон за помощью, ей… отказали. Оказалось, что уже все части разобраны другими школами!

Через пару лет Зоя Васильевна прочитала в «Пионерской правде», что проводится Всесоюзная игра «Зарница» во главе с главнокомандующим маршалом Иваном Баграмяном. Так удивительная игра, зародившаяся в маленьком селе Краснокамского района, получила широкую славу и всесоюзное значение.

По официальным данным, военно-спортивная игра «Зарница» была организована в СССР в 1967 году. Целью игры было военно-патриотическое воспитание советской молодёжи. «Зарница» входила в план организации начальной военной подготовки в средних учебных заведениях в связи с сокращением военной службы с 3 до 2 лет.

10 января 1967 года «Пионерская правда» напечатала приказ № 1 первого командующего игрой, Героя Советского Союза, маршала артиллерии Василия Ивановича Казакова.

Своим приказом маршал поставил задачу создать юнармейские батальоны, обучить молодёжь навыкам армейской жизни, а также воспитывать её в духе любви к Родине и готовности противостоять любым врагам.

В том же 1967 г. прошёл первый финал Всесоюзной игры «Зарница», которая была проведена в Севастополе, на знаменитой Сапун-горе.

В игре «Зарница» участвовали ученики 4-7-х классов, которые отдыхали в пионерских лагерях. Подростки постарше играли в схожую военно-спортивную игру «Орлёнок». Цель игр «Зарниц» и «Орлят» зависела от возраста играющих и заключалась как от простого срывания бумажных погон с игроков другой команды до самых настоящих военных учений с привлечением бронетехники, дымовых шашек и взрывпакетов.

Правила игры

Обычно, играющие в зарницу люди делятся на две команды и арбитра и нескольких нейтральных наблюдающих. Затем, пока команды вырабатывают тактику, арбитр определяет местоположение баз обоих лагерей противников; меткой базы является какой-то достаточно заметный предмет, например, флаг. Целью обеих команд является захват флага противника. У каждого из участвующих есть индикатор жизни/здоровья — погоны: каждому человеку наклеиваются или пришиваются по два погона на плечи; у капитана их четыре. Для того, чтобы «убить» человека, надо сорвать с него погоны; если сорвана только половина, то человек не может бегать и просто ходит.

Чаще всего, победитель выявляется по сумме набранных им баллов: за захват флагов и убийство противников баллы начисляются, за нечестную игру и, например, бег при половине жизни — уменьшаются. Иногда победителем считают первого добывшего флаг противника.

спасибо


Комментарии могут оставлять, только зарегистрированные пользователи.